В данной статье проанализированы роль и значение таможенного контроля в развитии и совершенствование международного сотрудничества в сфере таможенного дела.
Ключевые слова: таможенный контроль, международное таможенное сотрудничество, таможенное администрирование.
Внешнеторговая деятельность, как правило, связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, что в свою очередь, сопряжено с выполнением таможенными органами различных таможенных процедур и операций. При этом особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства.
Стремительная интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, вступление России во Всемирную торговую организацию, растущие масштабы и характер функционирования участников внешнеторговой деятельности, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности при повышении эффективности таможенного контроля объективно обусловливают развитие таможенной службы Российской Федерации на основе повсеместного внедрения в практику деятельности новейших таможенных, информационно-технических, технологических и управленческих технологий.
Внешняя торговля многократно усиливает взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов. Нарушение функционирования экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно сказывается на экономике других стран [8, с. 135].
Все это определяет новые институциональные условия развития таможенной службы России, влечет за собой существенные структурные изменения в системе таможенных органов.
Ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, несомненно, должно привести к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Однако, как показывает практика, при этом существенно возрастает риск недекларирования или недостоверного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу, что, в свою очередь, может привести к снижению уровня экономической безопасности государства [15, с. 110].
В рамках организационного подхода таможенная служба характеризуется как подсистема в государственном устройстве России, определяются ее место и роль в политико-экономической деятельности государства. Повышение эффективности деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности в значительной мере определяется согласованностью процессов их развития с направленностью и динамикой эволюции России и мирового сообщества [12, с. 47]. При этом подобная согласованность достигается на основе реализации такого механизма, как осуществление стратегического управления и контроля процессов развития таможенной службы, т. е. таможенного администрирования.
Как отмечают авторы, это формальный динамический социально-экономический институт гражданской институциональной подсистемы, обеспечивающей осуществление ВЭД, основной задачей которого является снижение трансакционных издержек институциональных соглашений, действующих в его рамках, а также стимулирование их активности [13, с. 96].
По сути, таможенное администрирование реализуется путем проведения полномасштабной деятельности, связанной с организацией работы таможенных органов, применении новейших управленческих, методических, технологических и технических разработок, приведением в действие контрольного механизма при совершении таможенных операций.
Место таможенного контроля в системе таможенного администрирования определяется тем самым комплексом мер, которые осуществляются таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В свою очередь под комплексом осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, методы и способы проведения таможенного контроля, формирующие в совокупности само содержание таможенного контроля [4, с. 68]. В этих условиях таможенный контроль становится одним из важнейших направлений государственного контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм, методов и способов проведения, нацеленную на создание совершенной системы таможенного регулирования и достижение такого уровня исполнительности (дисциплины) среди участников процесса таможенного контроля, при котором исключаются нарушения таможенного законодательства, минимизируются риски в сфере таможенного дела [7, с. 79].
Согласимся с мнением, что роль таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в настоящее время претерпевает существенные изменения: многофункциональные и мобильные, они должны решать задачи поддержки рационального и оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов отдельных отраслей промышленности, обеспечения равных условий конкуренции, наполнения доходной части федерального бюджета [5]. Причем наполнение доходной части федерального бюджета, безусловно, ставится в разряд первостепенных задач, в связи с чем таможенный контроль нацелен на выявление, в первую очередь, таких нарушений как: занижение таможенной стоимости либо недостоверное ее декларирование [6; 11; 14].
В связи с этим для дальнейшего успешного решения задач, стоящих перед таможенной службой России на современном этапе, необходимо внедрение перспективных управленческих подходов и технологий, позволяющих развивать международное сотрудничество в области таможенного контроля.
В настоящее время под международным таможенным сотрудничеством принято понимать направление сотрудничества международных организаций, государств в лице их таможенных администраций, которое заключается в совместной координации их усилий в сфере общественных отношений, связанных с обеспечением таможенными органами порядка и правил перемещения через таможенную границу товаров [9, с. 15]. Как отмечают авторы. дальнейшее развитие сотрудничества с таможенными службами иностранных государств и международными организациями позволит расширить и укрепить договорную правовую базу таможенного сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате, активизировать работу по взаимодействию таможенных служб, уделяя внимание сближению норм таможенного законодательства, развитию информационных технологий и упрощению порядка перемещения через таможенные и государственные границы товаров и транспортных средств [10, с. 182].
В частности международное сотрудничество при проведении таможенного контроля регламентировано: положениями главы 17 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [1], Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. [2], а также других международных документов, принятых государствами — членами ТС. Согласно ст. 123 ТК ТС под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа одного государства — члена ТС, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства — члена ТС или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства ТС.
Оказание взаимной административной помощи включает: 1) обмен информацией между таможенными органами государств — членов ТС; 2) взаимное признание решений, принятых таможенными органами; 3) проведение отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного из государств — членов ТС по поручению таможенного органа другого государства — члена ТС.
Очень интересен с точки зрения построения такой системы ряд практических примеров. В частности, в соответствии со ст. 12 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза, обмен поручениями о проведении отдельных форм таможенного контроля (поручения о ПОФТК) и ответами на них осуществляется между центральными таможенными органами, а в случаях, определенных совместно центральными таможенными органами, — может осуществляться между территориальными таможенными органами. Учитывая, что в соответствии с указанным Соглашением основанием для направления поручения о ПОФТК является необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки, в том числе встречной, отсутствие возможности направления поручения о ПОФТК по инициативе подразделений таможенного контроля после выпуска товаров на уровне территориальных таможенных органов сводит взаимную административную помощь таможенных органов — членов таможенного союза к обмену информацией по международным запросам в области таможенного дела и не позволяет в полной мере использовать положения ТК ТС.
В свою очередь А. О. Вихляев, например, отмечает, что таможенные органы государств — членов ТС на основании запросов, поступивших к ним от оперативно-розыскных и следственных подразделений других правоохранительных органов государств — членов ТС, обязаны предоставлять им всю интересующую их информацию, но возможность самостоятельного доступа к информации, содержащейся в ИИСВВТ, позволит оперативным подразделениям правоохранительных органов государств — членов ТС в процессе проведения мониторинга внешнеторговой деятельности своевременно получать информацию о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности [3, с. 25].
Таким образом, в контексте поставленных перед таможенными органами задач по обеспечению реализации мер таможенного контроля и созданию условий для развития внешней торговли модернизация таможенного администрирования в настоящее время обеспечит высокую степень организации контрольных механизмов не только в России, но и в рамках формирующегося Таможенного союза ЕАЭС.
Литература:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 50. — Ст. 6615.
2. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза. Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 32. — Ст. 4472.
3. Вихляев А. О. Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении безопасности государств — членов Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. — 2014. — № 6. — С. 20–26.
4. Костин А. А. Место таможенного контроля в системе таможенного администрирования // Таможенные чтения — 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей ред. А. Н. Мячина. — СПб., 2014. — С. 63–68.
5. Костин А. А. Проблемные аспекты применения форм таможенного контроля // Таможенное дело. — 2008. — № 4. — С. 16–20.
6. Костин А. А. Теоретические и практические аспекты оптимизации применения таможенного досмотра товаров и транспортных средств: Монография. — Белгород: Изд-во БУПК, 2010. — 152 с.
7. Костин А. А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 6. — С. 73–79.
8. Костин А. А., Костина О. В. Актуальные аспекты защиты отечественного производителя с использованием инструментария ВТО // Инновации в науке. — 2014. — № 38. — С. 133–143.
9. Костин А. А., Костина О. В., Москаленко О. А. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. — СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. — 472 с.
10. Костин А. А., Костина О. В. Перспективы развития таможенного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза // Материалы V международной научно-практической конференции. North Charleston, SC, USA, 2014. — С. 181–184.
11. Ледовской Е. Е. Декларирование товаров: теория и практика применения: Монография. — Белгород: Изд-во БУКЭП, 2013. — 99 с.
12. Прокушев Е. Ф., Костин А.А, Москаленко О. А. Роль таможенного контроля в углублении международного экономического сотрудничества // Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации в условиях глобализации // Сб. материалов международной научно-практической конференции / под общ. ред. Шарипова М. М., Разыкова В. А., Раджобова Р. К., Кадыровой З. — Душанбе, 2012. — С. 46–52.
13. Сергеева И. Ю., Радукан Н. В. Международная конкурентоспособность стран в условиях глобализации: проблемы таможенного администрирования: Монография. — М. Изд-во Российской таможенной академии, 2014. — 124 с.
14. Тиницкая О. В. Использование стоимости сделки в таможенной оценке ввозимых товаров: теоретические и практические аспекты: Перспективы развития Таможенного союза в мировой экономике: Коллективная монография / Под науч. ред. проф. Е. Ф. Прокушева, доц. О. П. Матвеевой. — Белгород: Изд-во БУКЭП, 2014. — 120 с.
15. Kostin A. A., Mukhortova Yu.O., Chetverikova Ya.S. Carrying the Customs authorities of the state control in the context of improving the System of Customs administration // Sustainable economic development of regions: Monograph, Volume 4/ ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. — С. 104–119.