Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся, предполагающие формирование компетенций в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ключевые слова: готовность, готовность к деятельности, готовность к организации исследовательской деятельности, исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность.
В связи с модернизацией российского образования, введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, внедрения Профессионального стандарта педагога к современному учителю предъявляются различные требования. Он должен владеть формами и методами обучения, воспитания и развития, в том числе и уметь организовывать самостоятельную деятельность школьников, которая должна выражаться в деятельности учащихся, связанной с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Поэтому сегодня существует необходимость перехода на новую форму организации образовательного процесса, подразумевающую исследовательскую деятельность учащихся. Такая деятельность направлена на развитие личности каждого ребенка и дает возможность каждому ученику овладеть новыми знаниями, умениями и навыками более осознанно, изучить окружающую действительность, используя новые способы и методы научного познания. Она становится для ученика возможностью расширить границы учебного материала.
Поэтому педагогу предстоит посмотреть по-новому на формы и методы организации учебного процесса, дабы дать возможность учащимся заниматься исследовательской деятельностью. При этом каждый педагог сам должен владеть не только исследовательской компетентностью, предполагающей знания основ исследовательской деятельности, но и технологиями, методами и формами организации исследовательской деятельности учащихся.
Поэтому в российской системе образования формирование готовности учителей к организации исследовательской деятельности школьников должно стать одним из направлений подготовки педагогов к профессиональной деятельности.
Готовность учителя к организации исследовательской деятельности школьников является важным компонентом профессиональной компетентности современного педагога.
В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» имеет неоднозначную трактовку. Она рассматривается как состояние личности (Д. В. Дмитриев, А. Ребер, Е. П. Ильин и др.); как интегральное свойство личности (О. В. Царькова, К. К. Платонов и др.); как сложное динамическое образование (Л. А. Кандыбович, М.И Дьяченко, Р. Д. Санжаева и др.) и т. д.
При этом большинство автором придерживаются мнения, что понятие «готовность» — это сложное понятие, включающее несколько компонентов: психические и психологические характеристики личности, отношение к профессии, владение профессиональными компетентностями, способность к самооценке, потребность в профессиональном самовоспитании и другие.
Сущность и принципы готовности к деятельности в разное время изучали Б. Г. Ананьев, К. М. Дурай-Новакова, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и другие.
Под готовностью к деятельности большинство авторов понимает сложное образование, включающее различные компоненты. Это и качества личности самого педагога, и профессиональные знания, умения, навыки, и способность к творческому мышлению, самоанализу и самообразованию и т. д.
И. Ю. Исаева приводит трехкомпонентную структуру готовности к осуществлению какого-либо вида деятельности. Она предлагает следующие компоненты:
1) мотивационный компонент включает в себя активное положительное отношение к выбранной деятельности, формирование внутренней готовности к осуществлению этой деятельности;
2) теоретический компонент отражает определенную сумму профессиональных знаний;
3) практический компонент предусматривает овладение специалистом рядом профессиональных умений на основе освоения теоретических знаний [2].
Однако понятие «готовность к организации исследовательской деятельности» не имеет четкого определения. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в педагогической науке проблема организации исследовательской деятельности, в том числе поиск способов и методов для эффективного развития исследовательских умений школьников, не является новой. Однако, при ее рассмотрении было обнаружено, что в настоящее время отсутствуют целенаправленные научные исследования по изучению процесса формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения не предусмотрены положения, способные обеспечить готовность учителя общеобразовательного учреждения к организации данного вида деятельности.
Поэтому нами, на основании имеющихся в психолого-педагогической литературе моделей готовности к деятельности, была разработана модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников. Но прежде мы рассмотрим, в чем заключается особенность исследовательской деятельности.
Нас интересует исследовательская деятельность, которая проводится учащимися образовательных учреждений, то есть так называемая учебно-исследовательская деятельность.
Многие авторы характеризуют учебно-исследовательскую работу учащихся как самостоятельную работу, которая направлена на углубленное исследование тем, выбранных в соответствии с интересами [1]; как совокупность действий поискового характера, которые ведут к открытию раннее неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности [5]; как форму образовательного процесса, направленную на развитие проблемного мышления, освоение исследовательских методов и сосредоточенная на способе получения новых знаний в процессе учебного исследования [4] и другие.
Здесь мы придерживаемся мнения А. В. Леонтовича, который считает, что главный смысл исследования в сфере образования состоит в том, что оно является прежде всего учебным. А это значит, что главной целью его становится не получение новых, раннее неизвестных знаний, как в любой науке, а развитие личности учащегося, которое заключается в приобретении ими навыков исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления [3].
Итак, изучив сущность исследовательской деятельности в целом, модели и компоненты готовности, представленные в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников должна выглядеть следующим образом:
Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников |
||||||
Цель: обеспечить готовность учителя к организации исследовательской деятельности школьников |
||||||
Задачи: определение знаний, умений и компетенций учителя в области исследовательской деятельности; формирование мотивации; обучение учителей основным методикам организации исследовательской деятельности; проектирование учителями стратегии подготовки учащихся к исследовательской деятельности; осуществление учителями самодиагностики для выявления затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся. |
||||||
Подходы: системный, личностно-деятельностный, компетентностный |
||||||
Компоненты готовности |
||||||
|
Когнитивный |
Мотивационный |
Информационный |
Организационно-деятельностный |
||
Цель |
Формирование теоретических, эмпирических знаний об исследовательской деятельности и ее организации; умений и навыков. |
Формирование положительной мотивации к организации исследовательской деятельности. |
Формирование информационной компетентности, позволяющей организовать исследовательскую деятельность. |
Формирование организаторских способностей и умений. |
||
Содержание |
Формулировка цели и задач; выявление проблемы, противоречий; формулировка гипотезы; определение объекта и предмета; выбор теоретических и применение практических методов; правила статистической обработки результатов; оформление работы; |
Потребность в оказании помощи учащимся в случае возникновения затруднений; в стимулировании учащихся с помощью похвалы и подбадривания; в разъяснении смысла ИД; в использовании индивидуального подхода; в организации взаимоподдержки внутри групп; в самообразовании и самооценке. |
Работа с информационными источниками получения информации (Интернет, библиотечные каталоги, справочная литература); работа с текстовыми документами (форматирование текста исследования); оформление итогового результата с использование ГОСТ. |
Создание, решение и обсуждение проблемной ситуации; формулировка цели и задач по решению проблемы; составление плана работы; распределение обязанностей и ролей; выявление организаторских способностей; подготовка выступлений учащихся. |
||
Умения |
Аналитические, проективные, прогностические и рефлексивные |
Рефлексивные, познавательные, организационные, аналитические, коммуникативные и др. |
Информационные, аналитические, прогностические, проективные, организационные, коммуникационные, ориентационные |
Мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные |
||
Условия |
Активизация мотивации к повышению уровня исследовательской компетентности; знание и понимание значимости исследовательской деятельности в образовательном процессе; практическое совершенствование исследовательских умений и навыков; мониторинг и оценка сформированности ЗУН. |
Включение в мероприятия образовательного учреждения. Организация образования. Осуществление морального и материального стимулирования. |
Семинары, практикумы специальные курсы; организация информационно-образовательной среды путем насыщения различными информационными ресурсами; активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности педагогов на основе использования ИКТ |
Совместная деятельность; индивидуализация, системность, осознанность обучения; приоритет самостоятельного обучения; актуализация результатов после курсовой подготовки; развитие образовательных потребностей. |
||
Методы и формы |
Объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, мастер-класс. Индивидуальная и групповая формы. |
Разъяснение общественной и личностной значимости учения, педагогическое требование, одобрение, похвала и др. Индивидуальная форм. |
Иллюстрация, демонстрация, обучение через Интернет, упражнения и т. д. Индивидуальная и групповая формы. |
Практические: решение проблемных задач, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т. д. Индивидуальная и групповая формы. |
||
Уровни готовности |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Осознает необходимость исследовательской деятельности в образовательном процессе |
Понимает важность исследовательской деятельности в образовательном процессе |
Не видит особой необходимости в организации данного вида деятельности |
||||
Литература:
1. Веретенникова, А. Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проектного обучения Текст: дис... канд. пед. наук / А. Е. Веретенников. Омск, 1999. — 230 с.
2. Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков: монография / И. Ю. Исаева. — 2-е изд., стереотип. — М: ФЛИНТА, 2011. — 161 с.
3. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Текст. (сборник статей). — Издание МГДД(Ю)Т., М., 2003. — 305 с.
4. Ляшко Л. Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: автореф. дис.... канд. пед. Наук. М., 2003. — 184 с.
5. Поволяева, М. Н. Творчество педагога — творчество ребенка (Развитие учебно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании детей) / М. Н. Поволяева // Внешкольник. — 2000. — N 11. — С. 2–4.