В статье проанализировано состояние сельскохозяйственного производства Курской области, рассмотрены его проблемы на современном этапе, определены перспективы инновационного развития, а также выделены направления совершенствования механизма управления сельским хозяйством региона.
Ключевые слова:сельскохозяйственное производство, инновации, инновационное развитие, государственное регулирование, государственная поддержка, трудовой потенциал села.
События, происходящие в последние годы, месяцы и даже дни в России и мире, придают поиску новых подходов в развитии сельского хозяйства особую актуальность. Важность исследования различных аспектов сельского хозяйства определяется тем, что его развитие оказывает значительное влияние на уровень благосостояния населения страны, государства, составляет основу формирования продовольственной безопасности и финансового благополучия экономики регионов России. Тем не менее, не смотря на это, в отрасли остаются нерешенными ряд проблем, имеющих системный характер: усиление влияния монопольного окружения, обуславливающего сохранения диспаритета цен, невысокая инвестиционная привлекательность, дефицит и дороговизна кредитных ресурсов, деградация технического и социального потенциала села. В сложившихся условиях, мы считаем, что инновационное развитие для сельского хозяйства региона является приоритетным направлением решения проблемы импортзамещения, потому что область применения инноваций не ограничивается какими-то определёнными рамками, обеспечивает развитие сопряженных отраслей, как в рамках области в целом, так и в рамках отдельного предприятия в частности.
На современном этапе формирования инновационных процессов в сельском хозяйстве одним из важнейших направлений повышения их эффективности является выявление «точек роста» и факторов-доминантов, способных в результате инновационной деятельности обеспечивать диверсификацию и оптимизацию структуры аграрной экономики, стимулировать появление новых факторов, способствующих повышению качества жизни селян. Точка роста, на наш взгляд, представляет собой такие изменения, которые обладают мультипликативной эффективностью и мощным «эффектом увлечения». Они создают условия повышения эффективности, активно воздействуют на другие предприятия, улучшая конкурентную среду. Управление средой распространения этого эффекта в значительной степени способствует формированию перспектив развития сельскохозяйственного производства по инновационному пути [3, 4, 6, 7].
Подобной точкой роста сельскохозяйственного производства в экономике страны может стать Курская область, обладающая высоким аграрным потенциалом. Так, в области за изучаемый период увеличилась стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции более чем в 2 раза, достигнув величины практически в 90 млрд. руб. Основой сельскохозяйственного производства области является растениеводческое направление, стоимость продукции которого возросла на 34 млрд. руб. и занимает 73 % в общем объеме. Это позволило Курской области стать одним из лидеров ЦФО по объемам производства продукции растениеводства (таблица 1).
Таблица 1
Продукция сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех категорий в Курской области в 2009–2013 гг.
Показатели |
Годы, млн. руб. |
Отклонение |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Хозяйства всех категорий, всего |
41425 |
40496 |
56531 |
69083 |
89822 |
48397 |
-растениеводства |
26658 |
25287 |
39140 |
46570 |
60569 |
33911 |
-животноводства |
14767 |
15209 |
17391 |
22513 |
29253 |
14486 |
Сельскохозяйственные организации |
19981 |
19677 |
30847 |
40812 |
56031 |
36050 |
Хозяйства населения |
19162 |
18380 |
21431 |
23480 |
26845 |
7683 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
2281 |
2439 |
4253 |
4791 |
6946 |
4665 |
В структуре хозяйств по категориям выросла доля сельскохозяйственных организаций, что свидетельствует о росте крупнотоварного производства, более активном вовлечении крупных бизнес-структур, имеющих стратегические интересы в развитии сельского хозяйства.
Относительно развития животноводства можно отметить, что за последние годы в Курской области наметился определенный прогресс в его развитии. Это касается интенсивного развития свиноводческого направления, в том числе за счет внедрения инновационных высокотехнологичных комплексов, что позволило значительно увеличить поголовье свиней и производство мяса. С другой стороны, в молочном направлении подобной динамики добиться не удалось, а ее состояние остается неудовлетворительным. Поэтому необходима программа поддержки конкурентоспособности животноводческих отраслей, чтобы не только наращивать объемы производства мяса, но и повышать качество продукции, наладить ее качественную переработку с широким ассортиментом экологически чистой продукцией, приемлемой для всех социальных групп, в том числе детей [9].
Для этого необходимо, во-первых, продолжить работу по совершенствованию социально-экономического механизма управления и повышения эффективности его экономики. В его основе должно лежать повышение эффективности государственного регулирования в области ограничения монополизации, развития рыночной и транспортной инфраструктуры.
Во-вторых, для полномасштабного инновационного развития сельского хозяйства региона инвестиций и кредитных ресурсов недостаточно, а реализация масштабных инновационных проектов осуществляется в основном крупными структурами, инвестиционными компаниями и агрохолдингами, поэтому средства государственной поддержки, направляемые по большей мере им через механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, в конечном счете, оседают в банковской сфере. Необходимо пересмотреть основы государственного регулирования сельскохозяйственного производства, чтобы поддержка носила не компенсационный характер, а стимулирующий.
В этой связи, мы считаем, что поддержку государством производственной сферы страны в целом можно эффективно осуществлять, создавая максимально благоприятные условия для роста инвестиций, путем рефинансирования коммерческих банков под доступный для производственных предприятий (в том числе и аграрной сферы) процент и на сроки, соответствующие длительности научно-производственного цикла в инвестиционном комплексе. Расширение и удлинение рефинансирования коммерческих банков на универсальных единых условиях при снижении ключевой процентной ставки до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора позволит найти необходимые для модернизации сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей кредитные ресурсы [1, 2, 5].
В-третьих, переход отрасли к новым технологиям требует адекватных изменений и в сфере воспроизводства и использования человеческих ресурсов. Роль этого фактора чрезвычайно велика, он обеспечивает эффективное использование материально-технических и природно-климатических условий, рабочей силы. Об этом, в частности, свидетельствует повсеместное развитие и усложнение человеческих ресурсов, рост инвестиций в человеческий капитал. Повышение качества человеческих ресурсов в современном обществе выступает как объективная закономерность не только в сельском хозяйстве, но и во всей экономике. Вместе с тем в экономике АПК региона немало проблем: наблюдается быстрое сокращение общей численности сельского населения, большим дефицитом являются рабочие высокой квалификации; недостаточен резерв опытных, перспективных управленцев; низка закрепляемость молодежи, молодых специалистов и работников массовых профессий; мало специалистов, способных работать в сфере малого бизнеса. Причины кризисного состояния человеческого фактора в сегодняшнем сельском хозяйстве следует видеть в том, что за последние годы так и не была выработана оптимальная модель организации воспроизводства и использования человеческих ресурсов в отрасли. Это определило, что в изучаемом периоде времени инновационный потенциал трудовых ресурсов области значительно не изменился, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2
Инновационный потенциал трудовых ресурсов в Курской области в 2011–2014 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Численность персонала, занятого инновационными работами, чел. |
4645 |
5083 |
5588 |
6111 |
1466 |
Численность исследователей, чел. |
1393 |
1457 |
1564 |
1662 |
269 |
Численность техников, чел. |
538 |
606 |
679 |
759 |
221 |
Предприятия, занимающиеся исследованиями и разработками |
15 |
16 |
16 |
17 |
2 |
Затраты на технологические инновации, млн. руб. |
893 |
967 |
1015 |
1063 |
170 |
Рассмотрев и проанализировав, перспективы и проблемы развития АПК Курской области мы пришли к выводу, что сегодня стало неотложной мерой разработка и принятие национальной программы инновационного обновления аграрного сектора в нашем регионе. В этой программе должны быть определены стратегические цели отрасли и механизм их реализации, принципы и условия государственного регулирования, роль и степень участия государства в кардинальном решении социальных, экономических, технологических, а также экологических проблем села. Таким образом, для эффективного развития АПК Курской области необходимо внедрять инновации и обеспечивать их дальнейшее совершенствование. В этой связи представляется необходимым развивать такие параметры человеческого потенциала как его образовательный и культурный уровень, уровень здоровья, творческий тип мышления.
Литература:
1. Глазьев С. Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции // Финансовый бизнес. 2013. № 2. С. 2–12.
2. Зюкин Д. А. О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в регионе: состояние, тенденции, перспективы / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 2. С. 9–12.
3. Зюкин Д. А. О значении и роли инновационной восприимчивости в развитии экономики региона / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 23–25.
4. Зюкин Д. А. Оценка инновационной восприимчивости сельскохозяйственных организаций / Д. А. Зюкин, Н. А. Пожидаева, С. А. Быканова, С. А. Беляев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 10. С. 30–34.
5. Зюкин Д. А. Перспективы развития сельскохозяйственного производства Курской области / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 23–25.
6. Некипелов А. Д. Политика перехода к эффективной экономике / А. Д. Некипелов, В. В. Ивантер, С. Ю. Глазьев // Экономист. 2014. № 1. С. 3.
7. Пожидаева Н. А. Детерминирование точек инновационного роста как инструмент развития регионального сельскохозяйственного производства / Н. А. Пожидаева, Д. А. Зюкин // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 26. С. 44–53.
8. Сафронов В. В. К вопросу адаптации российского агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО / В. В. Сафронов, Н. В. Переверзева, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1. С. 2–4.
9. Семыкин В. А. Повышение эффективности развития агропромышленного комплекса на основе реализации стратегии диверсификации его деятельности / В. А. Семыкин, В. В. Сафронов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 3. С. 3–5.