Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.06.2015

Статья просмотрена: 2455 раз

Библиографическое описание:

Иванова-Инина, Т. Н. Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы) / Т. Н. Иванова-Инина, Л. П. Спирягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 751-753. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20305/ (дата обращения: 19.12.2024).

Наше образовательное учреждение работает с детьми с особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, нарушения зрения и нарушения слуха). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка, как в детском саду, так и дома. Это возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей детей с ОВЗ. ФГОС ДО ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодоления нарушений в развитии детей. Родители наших воспитанников должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями.

Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя-дефектолога, учителя — логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Перед педагогами групп компенсирующей направленности стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребенка другом и авторитетным наставником.

Работа с родителями планируется заранее. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. С этой целью проводим анкетирование, личные беседы на эту тему. Это помогает правильно выстроить работу, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для планирования индивидуально — ориентированных мероприятий с семьями на обзорном родительском собрании в образовательной организации практикуется такая форма взаимодействия как «Самопрезентация семьи». Родители рассказывают о своем ребенке, особенностях его характера, интересах. Такая форма общения позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания, «нарисовать» своеобразный портрет ребенка и его семьи. Атмосфера доброжелательности, заинтересованность педагогов раскрепощают родителей, формируют доверительные отношения.

В детском саду регулярно проводятся «Дни открытых дверей» во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальным коррекционным оборудованием.

Налаживать динамичную и действенную связь детского сада и семьи позволяет сайт дошкольного учреждения. Здесь родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещены консультации специалистов на различные темы, информация о значимых мероприятиях и достижениях педагогов и воспитанников. Определено время для онлайн-консультаций, во время которых родители имеют возможность задать интересующий вопрос специалисту напрямую и получить исчерпывающий ответ. Организована работа форума, на котором имеют возможность поделиться опытом семейного воспитания, высказать свое мнение о работе детского сада.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет педагогам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Это позволяет педагогам дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии коррекционного воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Построение образовательного процесса предполагает активное участие родителей. Специалисты обязательно знакомят родителей с результатами диагностического обследования, дают подробные рекомендации по коррекции имеющихся недостатков, привлекают к построению индивидуальной программы развития ребенка. Нам важно заинтересовать родителей в обогащении своих воспитательных умений. Посещение образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога родителями позволяет им познакомиться с коррекционно-педагогическим технологиями воспитания и развития детей, понаблюдать за своим ребенком «со стороны», увидеть его успехи и затруднения. Все это позволяет им закрепить в повседневной жизни знания и умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой образовательной деятельности с педагогом.

Многие наши воспитанники имеют сложную сочетанную патологию. Родители этих детей выступают в роли тьюторов: присутствуют в процессе образовательной деятельности с целью оказания помощи своему ребенку; активно участвуют в организации подвижных игр на прогулках; помогают детям в осуществлении действий по самообслуживания и т. п.

Практический опыт работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, показывает, что у подавляющего большинства из них есть искреннее желание максимально помочь своим детям, однако зачастую они не знают, как развивать своего ребенка, чему и как его обучать. Информационно-познавательная деятельность специалистов является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса. Практические рекомендации по корректировке условий жизни ребенка в семье родители получают на индивидуальных консультациях учителя-дефектолога, учителя-логопеда. В ходе таких консультаций родители овладевают знаниям, умениями, методами и приемами преодоления нарушений у своих детей. Для пропаганды дефектологических, логопедических знаний широко используется наглядный материал (стенды, папки-передвижки, разнообразные буклеты, консультации по различной тематике). Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителя материала и эстетичность его оформления привлекает внимание родителей и дает возможность познакомить их с инновационными педагогическими технологиями.

Для родителей наших воспитанников особенно актуальны и интересны встречи с медицинскими работниками: врачом-офтальмологом, неврологом, педиатром. В ходе которых, родители имеют возможность получить информацию о состоянии здоровья ребенка, рекомендации специалистов по профилактике заболеваний или их обострений.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Изменились формы и методы их проведения. Общение на собрании строится не на монологе, а на диалоге всех участников. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал более ощутимым. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, педагогических гостиных, родительских клубов. Где специалисты знакомят с инновационными формами коррекционного воздействия, показывают конкретные приемы и методы работы. Часто педагоги используют видеозаписи деятельность детей, фрагменты образовательной деятельности. Родители в непринужденной обстановке могут обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться друг с другом опытом.

Помимо привычных форм работы с семьями воспитанников используем нетрадиционные формы и методы работы.

Одной из интересных форм работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении — родительские чтения. На первом родительском собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагоги подбирают книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Анализируя книгу, родители формируют собственное понимание проблемы и активно участвуют в обсуждении поисков ее решения.

С целью ознакомления с приемами и комплексами проведения зрительной гимнастики в группах для детей с нарушением зрения и артикуляционной гимнастики в группах для детей с нарушениями речи проводятся тренинги «Зрительная гимнастика» и «Наш веселый Язычок» и другие. На них родители овладевают практическими приемами выполнения различных упражнений, для того чтобы в домашних условиях могли выполнять их с детьми.

Большой интерес вызывают у родителей семинары-практикумы. Родители совместно с педагогами анализируют различные педагогические ситуации. Предлагается не только обсудить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные проблемы.

В работе «Педагогических мастерских» принимают участие родители и дети, в ходе которых педагоги на практике обучали родителей приемам взаимодействия с детьми. Например, «Педагогическая мастерская: Нетрадиционные техники рисования» позволила родителям научиться самим и научить своих детей нетрадиционным приемам художественной деятельности с учетом их возможностей. Это сблизило родителей, детей и педагогов.

Живой интерес родителей вызывают «мастер-классы». На них свои достижения в области воспитания детей могут продемонстрировать как педагоги, так и родители. Предварительно педагог предлагает нескольким родителям разыграть небольшую педагогическую ситуацию, на которой они должны будут объяснить всем собравшимся, как научить ребенка ухаживать за своими очками, самостоятельно убирать игрушки и т. д. Родители дают друг другу практические советы и обмениваются мнениями. Наиболее ценные советы размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь дошкольного учреждения. Темы проектов подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями детей каждой группы, запросами родителей и интересами педагогов. Проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети и взрослые свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При таком подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В результате планомерной работы в соответствии с принципами и походами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволили вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

 

Литература:

 

1.                  Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. -159 с.

2.                  Иванова Т. Е., Лагутина Н. Ф., Микляева Н. В., Полякова Н. А. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.

3.                  Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М., ТЦ Сфера, 2011. -128с.

4.                  Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155

 

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, педагог, возможность, коррекционно-образовательный процесс, дошкольное учреждение, коррекционное воздействие, непринужденная обстановка, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Приёмы по формированию положительного настроя у дошкольников с ОВЗ на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Мотивация сотрудников дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Похожие статьи

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Приёмы по формированию положительного настроя у дошкольников с ОВЗ на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Мотивация сотрудников дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Задать вопрос