Необходимость количественной оценки удобства использования интерфейсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Л. В. Необходимость количественной оценки удобства использования интерфейсов / Л. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20321/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассмотрены способы оценки удобства пользовательских интерфейсов и выделены основные недостатки данных подходов. Обосновывается необходимость создания количественной методики оценки юзабилити, сочетающей лучшие практики, применяемые при проектировании интерфейсов.

Ключевые слова: проектирование интерфейсов, количественная оценка интерфейсов, удобство использования, юзабилити, UX-дизайн

 

Роль поведенческих факторов в успехе программных продуктов растёт. Поведение пользователей на веб-страницах учитывается при ранжировании поисковой выдачи [1], а, значит, каждые уход со страницы, оплата покупки в интернет-магазине или неудачная попытка восстановления пароля влияют на поисковую доступность ресурса. Таким образом, успешность одной коммуникации влияет на взаимоотношения веб-сайта со всеми клиентами.

В создавшихся условиях UX-дизайн играет ведущую роль в процессе коммуникации пользователей и ресурса. Проектирование интерфейсов позволяет уменьшить стоимость ошибок [2], так как исправление ошибки в интерфейсе, допущенной на стадии прототипа, обойдётся дешевле изменений в готовой части продукта. Одновременно возрастает важность своевременной оценки успешности предлагаемого решения. Существует несколько оценок качества пользовательского интерфейса: рекомендации стандартов ГОСТ Р ИСО 14915–1-2010, ГОСТ Р ИСО 9241–210–2012, ГОСТ 28195–89, модель GOMS и её модификации.

Оценка пользовательских интерфейсов по ГОСТ 28195–89

ГОСТ 28195–89 используется для оценки качества программных продуктов, причём среди выделенных шести показателей качества, удобство применения непосредственно относится к процессу оценки качества пользовательского опыта. Однако, оценочные элементы других факторов так же влияют на качество взаимодействия пользователя с системой. Например, оценочный элемент Н0102 «Возможность обработки ошибочных ситуаций» фактора «Надёжность программной системы» может показывать и степень покрытия реакциями и экранами интерфейсов индикацию возникновения или сообщения об ошибке в системе, обеспечивая обратную связь приложения и пользователя. Таким образом, среди всех факторов, предлагаемых стандартом ГОСТ 28195–89, можно выделить требования, формирующие пользовательский опыт, но не отраженные в факторе «Удобство применения»:

-        к оформлению документации, понятности и корректности справочной информации;

-        предъявляемые пользователями;

-        к языку приложения и контекстных подсказок;

-        к скорости работы системы и индикации процесса работы;

-        к устойчивости системы к обработке и возникновению ошибок;

-        к стандартизации и унификации программных средств;

-        к устойчивости системы к прерываниям;

-        к простоте навигации в рамках системы;

-        к защите системы.

Удобство применения в стандарте ГОСТ 28195–89 означает точность описания работы системы в документации, без учёта особенностей работы пользователей с системами, когда чтение документации воспринимается как помощь при решении проблем, а не источник информации в начале работы. Отводя центральное место документации, ГОСТ 28195–89 пренебрегает оценкой лаконичности технических описаний и контекстом их получения (своевременность, доступность, способ доставки). Дополнительные недостатки предлагаемых стандартом метрик — отсутствие оценки пользовательской вовлеченности и ориентации на конечных потребителей при проектировании функционала.

Оценка пользовательских интерфейсов по ГОСТ Р ИСО 14915–2010

ГОСТ Р ИСО 14915–2010 «Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов» направлен на обеспечение результативности, эффективности и повышение удовлетворенности от работы с большинством современных приложений. ГОСТ Р ИСО 14915–2010 рассматривает: перспективные, когнитивные характеристики, сенсорные ощущения, чувства и желания пользователей, способы познания и обмена информацией между людьми как основные источники для получения оценки качества пользовательского интерфейса. Оценка интерфейсов по данному стандарту проводится через пользовательские тестирования, а экспертам предоставлен контрольный лист со следующими критериями оценок:

-        принцип организации диалога;

-        пригодность для целей коммуникации;

-        пригодность для восприятия и понимания;

-        пригодность для изучения;

-        привлекательность.

Несмотря на то, что данный контрольный лист достаточно точно описывает современные пользовательские интерфейсы и может послужить основой для создания сценариев пользовательских тестирований, ГОСТ Р ИСО 14915–2010 обладает следующими недостатками:

-        отсутствие опциональных списков, снабженных характеристиками в зависимости от назначения проектируемой системы;

-        необходимость частого проведения пользовательских тестирований и результатов опросов требует тщательного отбора тестировщиков и дополнительных затрат, тогда как в некоторых случаях экспертная оценка могла быть выгоднее;

-        отсутствие описания количественного метода оценки качества интерфейсов.

Оценка пользовательских интерфейсов по ГОСТ Р ИСО 9241–210

В 2012 г. принят ГОСТ Р ИСО 9241–210, который описывает человеко-ориентированный подход при проектировании программных продуктов и призван поставить в центр внимания проектировщиков нужды пользователей, а сами пользователи становятся неотъемлемыми участниками процесса разработки. Кроме того, в ГОСТ Р ИСО 9241–210 учтены личные интересы пользователей, эмоциональные аспекты, различия в восприятии пользователей, удовлетворенность пользователей от работы и отсутствие монотонности при решении задач.

Недостаток данного стандарта «Эргономика взаимодействия человек-система» — необходимость учёта и измерения эффективности, удовлетворенности и результативности пользовательских интерфейсов без предложений о способе их измерений. [5]

Требования к новой методике оценки интерфейсов

Системы оценок пользовательских интерфейсов, предлагаемые российскими стандартами обладают рядом недостатков, которые не позволяют в полной мере оценить удовлетворенность пользователей от общения с продуктами. Соответственно необходимо спроектировать такую систему оценки, которая обеспечит обратную совместимость с принятыми эргономическими стандартами и позволит скомпенсировать их недостатки. Основными требованиями к такой системе будут:

-        обратная совместимость с описанными выше стандартами;

-        масштабируемость и расширяемость оценочных характеристик в зависимости от отрасли, направлений использования и целей компаний;

-        совместимость новой методики с популярными методологиями разработки;

-        возможность расчета характеристик для конкретных групп пользователей;

-        использование чётких и измеримых критериев оценивания;

-        упор при оценке на результаты поведенческих факторов;

-        контекстная оценка интерфейсов в рамках среды их функционирования.

Заключение

В результате изучения методик оценивания качества пользовательских интерфейсов был выделен список недостатков, с которыми сталкивается проектировщик, работающий над улучшением или созданием нового программного продукта. Проведенный анализ позволил выделить области взаимодействия пользователей с системами, не затронутые в данных стандартах, однако, влияющие на их опыт использования.

В результате были сформированы требования к новой методике количественной оценки пользовательских интерфейсов и предложена модель из 16 факторов:

-        надёжность — способность продукта противостоять сбоям, совершенным по вине пользователей, разработчиков или в результате действия внешних факторов;

-        единообразие — использование единой цветовой и шрифтовой схем, однородных компонентов, интерфейсов и принципов для осуществления одинаковых или сходных функций;

-        очевидность состояния системы — возможность индикации этапа работы программы или приложения посредством предлагаемых механизмов обратной связи;

-        гибкость — адаптивность приложения под различные платформы, форм-факторы и даже нужды конкретного пользователя;

-        когнитивная простота — фактор предполагает, что при работе с системой пользователю не потребуется запоминать дополнительную информацию, а каждый шаг при решении определённой задачи предсказуем;

-        эргономическая простота — фактор показывает, что от конечного пользователя приложения не требуется определённая ловкость, например, для открытия многоуровневого выпадающего меню;

-        поисковая доступность — фактор показывает, насколько просто пользователю найти необходимую информацию на странице, оценивает структурированность текстового контента и использование понятных аудитории слов, а так же насколько выбранное семантическое ядро позволяет обеспечить доступность ресурса через поисковые системы;

-        качество контента — фактор характеризует достаточность информации для принятия решения, её корректность, структурированность, зашумлённость;

-        поддержка — вариативность и качество работы различных способов помощи пользователям, в том числе и контекстной, которую предлагает приложение;

-        функциональность — оценка соответствия функционала приложения нуждам пользователей и достаточности этого функционала для решения проблем аудитории продукта;

-        удовлетворённость — оценка степени решения приложением пользовательских задач, а так же эмоционального состояния, которое возникает в ходе работы;

-        эмоциональность — фактор иллюстрирует наличие антропоморфных качеств в оформлении интерфейса, наличия персонажей, неформальных ответов и реакций на пользовательские действия;

-        выгода от использования — фактор показывает, насколько пользователи приложения информированы об уникальности и полезности продукта;

-        вовлечённость — степень реакции пользователей на специальные средства для увеличения частоты возврата в приложение, а так же результативность способов создания эмоциональных привязок пользователей и приложений;

-        язык приложения — характеризует словарь приложений, стилистику использованных фраз и то, насколько они соответствуют ожиданиям целевой аудитории;

-        общественное окружение — фактор, базирующийся на наличие у приложения неформальных сообществ в социальных сетях и на иных ресурсах.

Каждому фактору присвоена определенная оценочная характеристика. В настоящее время предложен 121 критерий оценивания, однако, матрица оценок может расширяться в дальнейшем.

Данная модель позволяет оценить качество пользовательского взаимодействия с системами как с привлечением к тестированию целевой аудитории продукта, так и посредством экспертных оценок.

 

Литература:

 

1.      Брукс Ф. Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы / Ф. Брукс. М.: Символ-Плюс, 2010. — 304 с.

2.      ГОСТ 28195–89. Оценка качества программных средств. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/11/11212.shtml (дата обращения 08.06.2015 г.)

3.      ГОСТ Р ИСО 9241–210. Эргономика взаимодействия человек-система. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standard.gost.ru/wps/wcm/connect/d661e080413f5db8a4e9fe7ab9890bef/GOST_R_ISO_9241–210–2012.pdf?MOD=AJPERES (дата обращения 08.06.2015 г.)

4.      ГОСТ Р ИСО 14915–2010. Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082724 (дата обращения 08.06.2015 г.)

5.      Головач В. Как придти к успеху (эргономическому)/ В. Головач. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cmsmagazine.ru/authors/golovach/kak-pridti-k-uspehu-ergonomicheskomu/ (дата обращения 08.06.2015 г.)

6.      Яндекс начинает учитывать юзабилити сайтов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://webmaster.ya.ru/replies.xml?item_no=11888 (дата обращения 08.06.2015 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): ГОСТ Р, интерфейс, проектирование интерфейсов, система, стандарт, GOMS, контрольный лист, обратная совместимость, пользовательский интерфейс, пользовательский опыт.


Ключевые слова

проектирование интерфейсов, количественная оценка интерфейсов, удобство использования, юзабилити, UX-дизайн

Похожие статьи

Дизайн-система как концепция в разработке визуальной идентификации: теоретические аспекты, современные подходы и инструменты

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и современные подходы к разработке дизайн-систем, а также анализируются их преимущества и вызовы.

Возможности и принципиальные решения по построению системы мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации

В данной статье обосновывается актуальность создания сервиса по мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации и рассматриваются проблемы, связанные с их использованием, при разработке.

Инструменты и методы проектного управления в строительстве

В статье рассмотрены особенности инструментов и методов управления проектами. Произведен обзор и проанализированы достоинства и недостатки методологии управления проектами в строительной отрасли. Выявлены ряд проблем и недостатков в методологии и пре...

Контейнеризация в системах обработки данных

В статье рассматривается использование технологии контейнеризации в процессах обработки данных. Обосновывается необходимость выбора этой технологии, проводится анализ актуального программного обеспечения и сравнение с другими инструментами обработки ...

Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования

Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...

Концептуальная модель масштабируемого сервиса социальной сети

В статье анализируются возможности влияния архитектуры сервиса социальной сети на способности сервиса к масштабированию и адаптации в контексте постоянно меняющихся условий и бизнес-процессов. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью со...

Система повышения качества жилой среды

В статье приводится ряд предпосылок к необходимости обновления знаний по проектированию жилой среды. С помощью изучения работ авторов, занимавшихся вопросами качества жилой среды, автором была создана иерархическая структура. Получившаяся система кри...

Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний

В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Обзор методов сценарного подхода, применяющихся при проектировании информационных систем

В данной статье приведен обзор наиболее используемых методов сценарного подход, а также рассмотрена проблема использования диверсионного анализа применительно к информационным технологиям с целью повышения надежности.

Методология оценки корпоративной культуры, предоставляющая возможность проведения полноценной диагностики культуры организации

В статье рассмотрены методы оценки корпоративной культуры. Выявлены преимущества и недостатки исследуемых методов оценки корпоративной культуры.

Похожие статьи

Дизайн-система как концепция в разработке визуальной идентификации: теоретические аспекты, современные подходы и инструменты

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и современные подходы к разработке дизайн-систем, а также анализируются их преимущества и вызовы.

Возможности и принципиальные решения по построению системы мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации

В данной статье обосновывается актуальность создания сервиса по мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации и рассматриваются проблемы, связанные с их использованием, при разработке.

Инструменты и методы проектного управления в строительстве

В статье рассмотрены особенности инструментов и методов управления проектами. Произведен обзор и проанализированы достоинства и недостатки методологии управления проектами в строительной отрасли. Выявлены ряд проблем и недостатков в методологии и пре...

Контейнеризация в системах обработки данных

В статье рассматривается использование технологии контейнеризации в процессах обработки данных. Обосновывается необходимость выбора этой технологии, проводится анализ актуального программного обеспечения и сравнение с другими инструментами обработки ...

Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования

Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...

Концептуальная модель масштабируемого сервиса социальной сети

В статье анализируются возможности влияния архитектуры сервиса социальной сети на способности сервиса к масштабированию и адаптации в контексте постоянно меняющихся условий и бизнес-процессов. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью со...

Система повышения качества жилой среды

В статье приводится ряд предпосылок к необходимости обновления знаний по проектированию жилой среды. С помощью изучения работ авторов, занимавшихся вопросами качества жилой среды, автором была создана иерархическая структура. Получившаяся система кри...

Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний

В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Обзор методов сценарного подхода, применяющихся при проектировании информационных систем

В данной статье приведен обзор наиболее используемых методов сценарного подход, а также рассмотрена проблема использования диверсионного анализа применительно к информационным технологиям с целью повышения надежности.

Методология оценки корпоративной культуры, предоставляющая возможность проведения полноценной диагностики культуры организации

В статье рассмотрены методы оценки корпоративной культуры. Выявлены преимущества и недостатки исследуемых методов оценки корпоративной культуры.

Задать вопрос