Психология педагогического общения и педагогический такт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.06.2015

Статья просмотрена: 1430 раз

Библиографическое описание:

Абдурахмонова, Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт / Н. С. Абдурахмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 690-692. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20322/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ключевые слова: педагогика, аспект, общение, такт, сознание, воспитание, учитель, автоматизм, фактор, структура.

 

В нашей работе приведен один аспект этой проблемы — контроль преподавателя в процессе реализации ценностно-ориентационной деятельности.

Нарушение контроля преподавателя за своим выступлением и его развертыванием как деятельности, связано с явлением автоматизма. Автоматизм легко продемонстрировать перед самим преподавателем. Можно записать его действия с точки зрения мотивационно целевых особенностей. В отдельных случаях преподаватель пожимает плечами и отказывается от всяких комментариев. Это и есть проявление автоматизма, что означает, что преподаватель в определенных частях лекции утрачивал позицию субъекта деятельности.

Особенно большие трудности испытывает преподаватель при реализации ценностно-ориентационной деятельности. Здесь факторы контроля имеют двойную направленность — в сфере сознания и самосознания личности. Личность рефлектирует в деятельности. Эта рефлексия и есть процесс познания преподавателем самого себя в каждом фрагменте деятельности. Развертывание рефлексии связано со структурированием ценностно-ориентационной деятельности. Это структурирование идет, прежде всего, за счет самоактуализации личности преподавателя в сфере оценок и самооценок.

Оценка и самооценка преподавателя может быть открытой и закрытой. В арсенале средств общения преподавателя со студентами должны быть и такие, с помощью которых он мог бы развертывать свою оценочную деятельность. К ним относятся такие приемы, как смысловая акцентировка посредством речевого интонирования, “препарирование” с точки зрения ценностей группового эталона личности, персонификация излагаемой идеи, что предполагает раскрытие жизни и деятельности автора той или иной идеи и др.

Личностный контроль преподавателя над реализацией ценностно-ориентационной деятельности проявляется в его умении строить программу (целеполагать) данной деятельности, а также находить соответствующие способы ее реализации. Наличие автоматизмов в реализации ценностно-ориентационной деятельности свидетельствует о том, что преподаватель не представлен в данном виде деятельности на уровне рефлектирующего субъекта.

В связи с установлением перечисленных аспектов личности преподавателя, могут быть перечислены факторы, препятствующие раскрытию преподавателя как личности и субъекта ценностно-ориентационной деятельности. К ним относятся следующие:

1.  Недостаточное владение преподавателя предметным содержанием лекции.

2.  Незнание преподавателем структурированности той деятельности, которую он выполняет. Сюда же относим и неумение найти себя в каждом виде деятельности. Преподаватель должен знать границы перехода от познавательной к ценностно-ориентационной деятельности. Смена деятельности должна предполагать и замену стратегии и тактики преподавателя, а также изменение и форм его общения со студентами.

3.  Недостаточная дифференцированность преподавателя как личности, что выражается в несформированности личной позиции, а также способов самораскрытия себя в общении.

4.  Недостаточное знание объекта воздействия, которое проявляется в слабой эрудированности преподавателя в социальных науках, что часто приводит к нарушению обратной связи и как следствие к появлению у преподавателя эмоциональных стрессов.

Все изложенное предполагает то, что эффект воздействия на студентов зависит от конкретного действия преподавателя и находится в сфере его управления.

Одна из основных предпосылок современной теории психологии и педагогики состоит в признании жесткого распределения ролей преподавателя и студентов. Преподаватель и студент нередко мыслятся как две противостоящие друг другу стороны лекционной деятельности, из которых первая выполняет активную роль, а вторая — пассивную. Преподавателю нормативно предписывается говорение, студенту — слушание. Лекция, таким образом, мыслится скорее как одностороннее вещание, нежели как дву- или многостороннее общение.

Еще со времен Цицерона теоретики и практики ораторского искусства пытались преодолеть такое противопоставление, явно или неявно пользуясь идеей, уже в наши дни оформившейся в понятие “обратной связи”. Эта идея состоит в том, что любой процесс передачи информации предполагает взаимодействие: субъект воздействует на объект, но объект воздействует на субъект, на его активность, корректируя ее, направляя и регулируя. По отношению к процессу управления эту идеи У. Р. Эшби сформулировал следующим образом: “действие между частями динамической системы имеет … круговой характер” [1]. В применении к взаимодействию преподавателя со студентами это означает, что не только преподаватель воздействует на своих студентов, внедряя в их сознание новые мнения, знания и установки, но и слушатели определяют своим поведением течение самой лекции. “… Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их (слушателем) желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам” [2].

Психологический контакт не заключается в том, чтобы эстетический вкус, потребности и интересы преподавателя и студентов совпадали во всем, во всех деталях. Всегда будет так, что одному больше нравится история вопроса, другому — теория, но единый идеологический подход обязателен, он и обеспечивает психологический контакт.

На установление контакта влияет тон и такт преподавателя. В энциклопедических словарях приводится большое количество знания слова “такт”. Латинское слово “tactus” означает прикосновение, ощущение. В нашей работе речь ведется о следующем значении этого понятия: “Такт — чувство меры, умение вести себя подобающим образом”. Он ценен в каждом человеке, особенно в преподавателе. Тактичное поведение преподавателя на трибуне говорит об отсутствии хвастовства, подчеркивания своих знаний, положения, авторитета. Глубокая натура слишком занята внутренним своим миром и не думает о выпячивании себя в мире внешнем.

Нельзя заставлять соглашаться с высказанными мыслями, действуя по старой поговорке: “Не тот прав, кто по существу прав, а тот прав, у кого больше прав”.

Тактичное отношение к слушателям, это, прежде всего, уважение к ним, деликатность, забота о всех студентах и о каждом в отдельности. Преподаватель, обладающий тактом, не станет смеяться над неудачным, неумным, а иногда и просто неграмотным вопросом. Он не позволит себе без самой крайней необходимости делать замечания студентам, грубо одергивать тех, кто нарушает общепринятые нормы поведения в аудитории.

Часто, когда студенты во время лекции разговаривают, или читают книгу, достаточно замолчать и пристально взглянуть на них. В некоторых аудиториях можно обратиться с вопросом по существу темы к разговаривающему или читающему газету студенту. Есть и другие способы, с помощью которых можно восстановить дисциплину.

Проблема такта тесно связана с вопросом о манерах поведения на трибуне. Излишняя скованность преподавателя неприятно действует на студентов, но чрезмерная развязность нетактична.

Вся исследовательская работа в аудитории убедила нас в том, что насколько важно каждому преподавателю умение вести себя подобающим образом, чтобы студенты прониклись к нему уважением и доверием. Без этого невозможно выполнение возложенной на преподавателя благородной миссии — убедить в чем-то студентов, дать им знания, помочь разобраться в сложных вопросах и вызвать в них определенный настрой чувств и мыслей.

Так, тактичность преподавателя должна проявляться во всем в течение всего времени его общения со студентами. Быть тактичным — это сложное искусство и трудно сказать, в чем состоят его непременные черты. Дело в том, что одна манера поведения, пригодная для одной ситуации, оказывалась непригодной для другой. Следовательно, такт, — это, поистине, чувство меры, а мера всех вещей и явлений различна. Умение уловить эту меру в каждом отдельном случае, в каждой отдельной ситуации и способность выбрать подобающую для этой ситуации манеру поведения — вот что значит быть тактичным, обладать необходимым тактом.

С тактом непосредственно связан и тон преподавателя: “Тон — манера поведения или разговора, речи”. Такт и хороший тон преподавателя проявились в том, чтобы доброжелательно отнестись к своим студентам и видеть в них, прежде всего, достойных уважения людей.

Такт, — как отмечает И. А. Зязюн, — в буквальном смысле слова означает “прикосновение”. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным — нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Педагогический такт — профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

 

Литература:

 

1.        Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — М., 1969. — С. 82; См. также: Петрушенко Л. А. Принцип обратной связи. — М., 1967.

2.        Шарипов Ш. С. ва бош. Касбий педагогика (методик қўлланма).Т.: ТДПУ,2006.56б.

3.        Ўзбек педагогикаси антологияси.1–2 Т. (тузувчилар К.Ҳошимов, С.Очил. Ўқитувчи,1995–2000).

Основные термины (генерируются автоматически): ценностно-ориентационная деятельность, студент, преподаватель, манер поведения, вид деятельности, педагогический такт, подобающий образ, психологический контакт, умение вести, чувство меры.


Задать вопрос