Развитие профессионального образования государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Дяченко, Э. В. Развитие профессионального образования государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» / Э. В. Дяченко, И. С. Костенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2 (92.2). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20338/ (дата обращения: 19.12.2024).

Российская молодежь сегодня — это около 37 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 34 процента трудоспособного населения страны. В дальнейшем ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.

Вместе с тем, в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества:

-        ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения. Общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4 процента;

-        продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям, растет число беспризорных подростков;

-        около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 процентов (в среднем — 37 процентов);

-        молодые люди не стремятся активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: доля молодых предпринимателей не превышает 2–3 процента от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

-        происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

-        слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления;

-        снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами.

Также вызывает опасение тенденция «потери человеческого капитала», так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально-экономического развития Российской Федерации.

В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России [1, c. 21,22].

Одним из направлений является образование.

Для России инновационное развитие первоочередная цель, поэтому задача подъема образования является ключевой. Именно образование, как система формирования взглядов, предпочтений, мировосприятия создает базовые условия для развития потенциала молодежи и как следствие условие для быстрого роста в сферах производства инноваций. Молодежь являясь локомотивом, источником и основной движущей силой инноваций будучи вооружена современными знаниями, умениями и навыками способна внести значительный вклад в обеспечении достойных условий в жизни в стране.

Обеспечение достойных условий жизни в стране — смысл деятельности современного государства [2, c. 3].

В сфере образования в Российской Федерации принята государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы. В данной программе учтены важнейшие потребности населения в образовании. Программа долгосрочная, предусматривающая закладку и выполнение мероприятий в течение срока реализации. Усилия, прилагаемые на протяжении программы (сегодня), дадут значительные результаты к 2020 году (завтра).

Одним из важнейших моментов, отмеченных в государственной программе, является несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда. Для молодежи такое несоответствие особенно болезненно. Обладая активной жизненной позицией, стремлением к осуществлению преобразований, обладая юношеским максимализмом и, как следствием, повышенной требовательностью к соответствию полученных знаний и возможностей применения их на практике, молодежь сталкивается с трудностями в профессиональной деятельности. Получив профессиональное образование и не найдя применение своим знаниям практической жизни, невозможность получения достойной заработной платы из-за отсутствия практического опыта вынуждает молодежь переквалифицироваться путем поступления в высшее учебное заведение или другое образовательное учреждение профессионального образования так и не начав практическую деятельность по специальности. Статистические исследования свидетельствуют, что значительное число вузов практически утратило связь с рынком труда, 85 процентов выпускников школ продолжают обучение в вузах, более 2/3 обучающихся в образовательных организациях профессионального образования — студенты вузов. Вместе с тем остро ощущается дефицит квалифицированных исполнителей, способных работать с современными технологиями, о чем свидетельствуют результаты опросов работодателей [1, c. 10].

В этой связи возрастает роль прикладного компонента профессионального образования, в привязке к актуальной и перспективной экономической карте территории.

К началу реализации программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, обучалось 2087,1 тыс. студентов [3, c.1].

К 2020 году в соответствии с целевыми показателями программы — удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности достигнет 60 % против 42,2 % в 2012 году. См. график 1.

Рис. 1. Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности [4,c.1]

 

Для реализации поставленной задачи предусмотрена подпрограмма 1: «Развитие профессионального образования» с трехэтапной реализацией: 01.01.2013- 31.12.2015г., 01.01.2016–31.12.2018г., 01.01.2019–31.12.2020г. и бюджетом 3 812 771 004,2 тыс.рублей.

В ходе реализации будет происходить в том числе: формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения и поддерживающей единое образовательное пространство, повышение качества профессионального образования, в том числе через поддержку интернационализации, а также программ развития вузов, развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда, с местными сообществами, обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования, модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий.

Предпринятые меры дадут возможность использовать на практике полученное молодежью профессиональное образование. Реализация собственного потенциала в работе повысит самооценку молодежи и ее удовлетворенность жизнью, дадут толчок к повышению своего профессионального уровня в дальнейшем.

Мероприятия и усилия, предпринимаемые государством, в совокупности с активным ежедневным (соответственно ежегодным) участием каждого студента поспособствуют достижению успеха в профессиональном развитии молодежи, а значит усилении потенциала России.

Твоя активность сегодня, умноженная на усилия и возможности государства, умноженная на временной срок (2013–2020) — успех в жизни завтра!

 

Литература:

 

1.                  Бюджет для граждан, источник: http://info.minfin.ru/

2.                  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», источник: http://programs.gov.ru.

3.                  Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года), 2012/2013 гг., источник: www.gks.ru/

4.                  Сведения о показателях госпрограммы, источник: http://programs.gov.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, молодежь, государственная программа, доля молодежи, молодежная среда, полученная специальность, процент, Развитие образования, Российская Федерация, удельный вес выпускников организаций.


Похожие статьи

Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении Федерального закона «Об образовании в РФ»

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»

Проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Похожие статьи

Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении Федерального закона «Об образовании в РФ»

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»

Проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Задать вопрос