Модернизация образования, армии, экономики и др. ведет к изменению требований, предъявляемых лидеру, успешному человеку. Современному российскому обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение эффективного лидерства среди подростков и юношей, так как именно в этом возрасте закладываются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Создание условий, способствующих формированию лидеров в юные годы, является одним из средств создания фонда способных лидеров нации (Е. М. Дубовская, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский).
Проблема успеха современного человека, несомненно, является междисциплинарной. Понятие успешности часто встречается в таких науках как социология, политология, психология и во многих других изучающих человека и общество. Однако на сегодняшний день даже специалисты, теоретики и практики, до сих пор продолжают вести спор на тему: «успешными рождаются или ими становятся». Да, одни могут убедить в том, что кто-то, от рождения имеет некую «экстраординарную особенность», которая превращает его в лидера, а значит в успешную личность, другие же убеждают, что в условиях определенного верного сочетания образования, подготовки, имеющегося опыта существует возможность «создать» лидера. Однако даже «эксперты» по феномену лидерства не могут найти единого верного решения проблемы. Начнем с погружения в определения и терминологию. Согласно словаря Ожегова: успех — это:
1. Удача в достижении чего-нибудь. Добиться успеха. Развивать успех (поддерживать высокие темпы наступления).
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учёбе.
Проанализировав исследования психологов, выделила бы пять качеств успешных людей с их точки зрения:
1) Такие люди честолюбивы (чистолюбие).
Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений. Вы должны видеть себя способным измениться к лучшему.
2) Они храбры.
Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага вашего успеха — опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения — ключ к успеху.
3) Они верят в себя и свое дело.
Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.
4) Они профессиональны.
Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.
5) Они ответственны.
Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы — президент вашей собственной жизни.
Помимо пяти перечисленных, существуют еще и другие факторы успеха:
- способность руководить;
- творческий потенциал;
- взаимоотношения с коллегами;
и, конечно, удача.
Во все времена и во всех обществах были люди, отличающиеся необычайной удачливостью, те, у кого любое дело спорится, а любые условия складываются наиболее благоприятным образом. Будто весь мир подчинен единой задаче: оказывать помощь счастливчикам во всем, за что бы они ни брались. В современном мире успехи таких людей ярки и заметны, в бизнесе они являются теми самыми «золотниками», приносящими удачу любому предприятию. Они же являются теми героями, на которых стремятся быть похожими миллионы простых людей.
Самым большим препятствием на пути к успеху может стать сомнение в своих силах, убежденность, что ты никогда не можешь преуспеть. Ограничения эти человек ставит перед собой сам. Специалисты считают, что для их преодоления в первую очередь разобраться в самом себе. А причин для внутренних ограничений может быть несколько: неуверенность в себе. Иногда человек смиряется с невозможностью достичь успеха. Он пытается что-то изменить, но ничего не получается. В этом случае некоторые люди капитулируют раньше, чем выложатся полностью, и, в конце концов, сами уничтожают возможность успеха. Помните: любая перемена возможна лишь при условии уверенности в себе, а это требует затрат энергии и настойчивости.
Преждевременное разочарование. Многие пытаются заниматься самосовершенствованием, но терпят неудачи. Если такое происходит раз за разом, может выработаться комплекс «все равно это напрасно». Любое малейшее препятствие станет вызывать упадок сил и, естественно, неудачи будут повторяться снова и снова. Даже если результат, который вы достигаете, невелик — не опускайте руки. В действительности могут возникать серьезные препятствия, и человек в столкновении с ними способен спасовать. Однако, преодолев чувство разочарования, может вступить в борьбу с удвоенными усилиями и стать более успешным в своем деле, чем кто-либо другой.
Недостаток поддержки. Когда человек пытается что-либо изменить, возникает определенный риск: возможны неудачи, неопределенность, нарушение сложившегося порядка вещей. В этом случае поддержка друзей поможет преодолеть трудности, возникающие в ходе перемен.
Нежелание перемен окружающими. Каждый человек связан с множеством других людей, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными: им необходим человек, которого они знают. Любая происходящая в человеке перемена угрожает им или вносит в их жизнь дискомфорт. Люди часто пытаются воспрепятствовать попыткам близких измениться, подвергая их сомнению, высмеивая.
Подумайте, может вам стоит немного побыть эгоистом.
Реальные возможности. Есть люди, которые легче других решаются на всяческие перемены и осуществляют их. У молодого человека всегда больше шансов стать успешным в своих начинаниях, чем у пожилого. Но совершить порыв способен кто угодно. Попробуйте объективно оценить свои возможности. Ваши фантазии могут так и остаться фантазиями, а реальный успех берет свое начало в будничных событиях и поступках.
С. В. Славнов проблему успешности профессиональной деятельности будущего профессионала предлагает рассматривать в двух взаимосвязанных контекстах: с точки зрения критериев профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста. Профессионализм он предлагает рассматривать с точки зрения состояния операциональной и мотивационной сфер профессиональной деятельности субъекта. Отмечается, что операциональная сторона, включающая личностные профессионально важные качества и представление о них, наиболее существенна с точки зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда как мотивационная сфера имеет важнейшее значение для профессионального роста. С точки зрения С. В. Славнова, степень развития образа мотивационной сферы успешного профессионала указывает на перспективу профессионального роста [2].
Я. С. Хаммер описывает профессиональный успех как совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры, как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений. Он различает два вида успеха (объективный и субъективный), отдельно рассматривать которые считается дефицитарным (их следует рассматривать как комплексный феномен). Под объективным успехом понимается положительный результат в карьере, который может быть оценен окружающими людьми. Он измеряется такими характеристиками, как размер заработной платы, количество продвижений по службе и уровень занимаемой должности в иерархии компании. Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о его профессиональных достижениях и результатах. Он измеряется параметрами удовлетворенности работой и карьерой составляющие (система эмоциональных процессов, возникающих при отражении достигнутого результата и оценок этого результата) [6].
Собранные данные позволяют сделать вывод, что в научной психологической литературе при анализе успеха, успешности рассматриваются следующие виды деятельности:
1) учебная деятельность;
2) трудовая (профессиональная) деятельность;
3) значимые отношения (с близкими людьми -членами семьи, друзьями);
4) общество -социальное окружение (социальная среда).
Ли Кэрролл в своей книге «Дети индиго» написал, что скоро работодатели поймут, что им выгоднее брать человека менее профессионального, но более гармоничного. Ведь в работу человек вносит все свои особенности, способности и внутренние конфликты. И если этих конфликтов нет, то работа идет быстрее и легче. Поэтому гармония — самый важный фактор успешности. Гармоничный человек здоров, счастлив, удачлив. Он стремится реализовать свои способности, что, несомненно, приносит пользу обществу. Ведь именно реализация талантов граждан двигает общество по пути прогресса и в науках, и в бизнесе, и в искусстве, и в педагогике, и в других сферах. А человек, реализовавший свои таланты и удовлетворивший потребности, есть успешный человек. Таким образом, разносторонняя реализация и гармония личности есть основной критерий успешности в современном обществе. Успех — это достижение оптимального метода организации своей жизни, как в личном, так и в деловом плане. Понятие успеха универсально во всем мире, но внешне существуют различия, обусловленные культурным менталитетом. В Америке, например, человек достигший успеха любит его демонстрировать, покупая себе большие дома и большие автомобили. А в Европе наоборот люди ведут себя более сдержано, более скромно. В России понятие успеха ближе к американскому: человек, который успешен -это не человек, если у него нет шестисотого «Мерседеса» и двух черных джипов. Успех -это мера добра и зла, отвечающая на вопрос, создаю ли я, проходя по миру, значительно больше хорошего, чем плохого или нет? Успешный человек — это человек, который делает жизнь вокруг себя немного лучше для себя, своих близких, своих сотрудников и окружающего общества в целом. Повышение качества жизни — вот настоящий успех, который распознается невооруженным глазом, а не какие-то внешние символы вроде автомобилей, костюмов, домов и пр. Потому что успех измеряется не цифрами в банке, а тем, каков сам человек. Полезен ли он своим близким или обществу? Как он воспитывает своих детей?
Главное помните, что Вы — хозяин собственной судьбы! За штурвалом вашей жизни никого нет, кроме вас! Вы — капитан! Поэтому вам и только вам выбирать курс для дальнейшего плавания. Никто и ничто не в силах ограничить полет вашей фантазии, кроме тех ограничений, которые присутствуют внутри вас и порождены вашим мышлением.
Литература:
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология. –– М.: «Академия», 2000. — 264 с.
3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск., 1982. — 200 с.
4. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. –– М.: Смысл, 1999. –– 377 с.
5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
6. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.