В современный период — период научно — технического прогресса в деятельности человека, — перед российским образованием стоит задача развивать творческий потенциал личности. Мы, педагоги, должны сделать всё от нас зависящее для саморазвития и самосовершенствования молодёжи. Молодым людям необходимо уметь самостоятельно ориентироваться в быстро меняющихся событиях и изменениях, происходящих в нашей жизни. Задача педагога в том, что он должен не только передавать студентам знания, но и «… научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.); … собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения» [1]
Чтобы активизировать личностный потенциал учащихся, необходимо внедрять нетрадиционные формы обучения, использовать новые образовательные технологии. Сегодня широко применяются такие термины как педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания и т. д. Нужно учитывать, что «технология — это искусство, мастерство, умение» [2] Если применять на занятиях такие технологии как технология игрового обучения, технология проблемно — развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, управленческая технология при изучении социальных дисциплин, то можно с уверенностью утверждать — процесс обучения станет намного эффективнее и интереснее и для студентов, и для самого преподавателя.
Обучение социальным дисциплинам предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для формирования гражданской культуры. Поэтому учебный процесс должен включать в себя такие формы как обмен информацией, сотрудничество, творческие и практические занятия и т. д. В результате такого обучения должны развиваться способности к социальному саморазвитию и самовоспитанию.
Современные технологии обучения помогают преподавателю обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку студентов при изучении той или иной проблемы, в будущем реализовать полученные знания в профессиональной деятельности.
В данной работе автор предлагает лишь несколько технологий обучения, которые помогают сделать процесс обучения не только продуктивным, но и интересным для самих студентов.
Одна из современных технологий обучения — это управленческая технология. Используя её, можно организовать семинар с элементами проблемности. Учащиеся, направляемые преподавателем, должны самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные перед ними проблемные вопросы. Данная технология обучения способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного применения теоретических сведений для анализа событий и явлений. Постановка проблемных вопросов побуждает ребят к научно — исследовательской деятельности. Задача преподавателя — добиться от студентов умения вскрывать противоречия. «Проблемные семинары исключают пассивность студентов на занятиях, а также бесполезные словопрения с внешней придачей им необходимой целеустремлённости и направленности» [3] Использование управленческой технологии при проведении семинаров способствует углубленному изучению предмета.
Для того, чтобы успешно применить управляющую технологию, необходимо создать следующие условия:
1. Правильно поставить перед студентами цели предстоящей работы;
2. Осуществить ориентацию студентов на характер учебной деятельности;
3. Создать ситуацию успеха;
4. Корректировать содержание и характер учебной деятельности;
5. Контролировать и оценивать деятельность обучаемых.
В результате у студентов вырабатываются обобщенные способы познания, формируются ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности — познавательная активность и самостоятельность, которые являются залогом становления профессиональной направленности.
Одной из продуктивных технологий обучения является технология обучения в сотрудничестве, которая предполагает такую организацию учебного процесса, при которой каждый студент учит всех, и все учат каждого путём общения в парах сменного состава. Данная технология способствует развитию творческого поискового мышления, развитию навыков самостоятельной работы, умению профессионально мыслить, принимать решения. При этом у студентов формируются такие умения и навыки как:
1. Подбор и анализ информации, необходимой для принятия решения
2. Выявление соответствия между существенными чертами и признаками изучаемых социальных явлений;
3. Объяснение причинно-следственных и функциональных связей изучаемых социальных объектов.
Технология обучения в сотрудничестве предполагает следующие этапы:
1. Работа по изучению первой части учебного материала, в процессе которой два студента изучают, обсуждают и составляют план изучаемого материала;
2. Для работы над второй частью находят нового партнёра, затем кратко повторяют содержание первой части, сверяют и уточняют планы, дополняя друг друга. Затем приступают к изучению второй части учебного материала аналогично первому этапу;
3. Третий этап — изучение последней части материала: студенты обсуждают изученный материал и отвечают на вопросы друг друга.
4. Четвёртый этап — заключительный: формируются микрогруппы по 4–6 человек; в каждой микрогруппе назначается ответственный, который представляет всем студентам слово, в том числе и себе, для изложения изученного материала; затем каждая микрогруппа оценивает ответ каждого. А преподаватель проверяет знания нескольких студентов по выбору и выставляет оценки.
Применение технологии обучения в сотрудничестве способствует развитию интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработке научно-материалистического мировоззрения.
В настоящее время большую популярность приобретает игровая технология. Многие преподаватели используют такие уроки как конкурс, КВН, эстафета, викторина и т. п. Составляющими (компонентами) игровой технологии являются:
1. Деятельность, способствующая формированию умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, её способностей и характеру;
2. Условный компонент, содержанием которого становится образовательный материал.
Целью занятий, где используется игровая технология, является радость студентов. «Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо прагматически (что ребёнок узнал, что закрепил, чему научился), а содействовать ощущению радости детства…» [4]. При организации игры нужно тщательно продумать все этапы. При этом минимум времени отвести на начало (объяснение правил игры) и максимум на игровое действие.
Игровая технология может применяться для обобщения изученного материала или его повторения.
Учебная деятельность — это целенаправленная активная деятельность студентов, организованная преподавателем, по овладению знаниями, умениями, навыками. Используя предложенные технологии обучения, образовательный процесс станет интереснее и для преподавателя, и для студентов. Сегодня, в век нарастающих объёмов информации, всё более востребованными являются различные интерактивные методы обучения, которые способствуют достижению нового качества и гарантированных результатов обучения.
Литература:
1. Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность. / Под ред. С. С. Татарченковой., СПб, 2008.
2. Большой энциклопедический словарь: В.2 т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. –Т.2 — С.469.
3. Виленский М. Я., Образцова П. И., Уман А. И. «Технологии профессионально — ориентированного обучения в высшей школе», — М., 2005, с. 123
4. Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогига. 1982. № 9, с.63