Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей, деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых принципов и правил жизни, согласия в вопросах социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
Основным содержанием воспитания и развития социальной личности являются базовые национальные ценности, обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание и развитие социальной личности происходит в сфере образования.
Мониторинг развития воспитательной системы показал, что у многих студентов недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры. Это вызвало необходимость четко скорректировать воспитательную работу, сделав в ней акцент на физическое, духовное, эстетическое, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание. Именно в колледже должна быть сосредоточена деятельность по всем этим направлениям, совместно с семьёй, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, дополнительного образования, религиозными объединениями и т. д.
С целью гармоничного развития личности студента и привитие ему принципов нравственности нами поставлены следующие задачи:
- сохранение духовно-нравственного здоровья студентов;
- формирование антинаркотической культуры и пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание толерантного сознания, нетерпимости к проявлениям терроризма экстремизма;
- вырабатывание умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
- возрождение традиции семейного воспитания;
- развитие добровольческих студенческих инициатив;
- воспитание гражданина;
- воспитание нравственных качеств.
К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших черт и качеств:
- любовь к родной земле;
- доброта;
- коллективизм;
- высокая нравственность;
- упорство в достижении цели;
- готовность к сочувствию и сопереживанию;
- милосердие;
- чувство собственного достоинства;
- справедливость;
- любовь к семье и потребность в продолжение рода.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи могут быть проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать и работать для процветания Родины.
Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.
Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник колледжа осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.
Таким образом, в результате гражданско-правового воспитания у студентов сформировались такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, интернационализм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, любовь к семье.
Рис. 1. Акция «Мы против наркотиков»
Рис. 2. Литературная гостиная «Свеча памяти», посвященное Дню снятия блокады
Рис. 3. «Достоинство и честь», мероприятие приурочено к Дню защитника отечества
Особое внимание должно быть уделено молодежи, как категории, наиболее чутко воспринимающей социокультурные изменения в обществе. Психологическая безопасность в молодежной среде во многом определяется уровнем толерантности осознания самой молодежи, а также применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности подростков и молодежи.
В целях совершенствования и выработки новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях и их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций, наиболее широкой сферой проявления толерантности должно быть творчество студентов. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого подростка. Совместное творчество предполагает: воспитание терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства.
Таким образом сплоченность, организованность, единодушие и коллективный дух студентов позволили добиться высоких результатов.
Рис. 4. Конкурс Мистер и мисс АТЭМК.
Рис. 5. Конкурс профессионального мастерства «Студент года».
Важное место в воспитании будущих специалистов и в становлении личности студентов колледж отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, развитию инициативы и активной жизненной позиции, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов.
Это направление работы включает в себя духовное, нравственное, этическое, художественно-эстетическое воспитание, которое сопровождается проведением в колледже различных мероприятий.
Рис.6. Экскурсия в музей космонавтики
Рис. 7. Татьянин день. Смольный монастырь.
Рис. 8. Экскурсия в Петергоф.
Важной составляющей духовно-нравственного воспитания студентов колледжа является развитие волонтёрского движения, вовлечение студентов в благотворительную деятельность. Под девизом «Твори добро!» студенческий актив проводит благотворительные акции, собирая различные вещи, игрушки, игры и книги для детей детских домов. Студенты-волонтеры оказывают шефскую помощь ветеранам ВОВ, одиноким пожилым жителям города. Подобные мероприятия учат наших студентов человечности, воспитывают внимание и уважение.
Рис. 9. Проект «Бабушки-онлайн».
Рис. 10. Концерт в госпитале для Ветеранов.
Студенческая жизнь это не только процесс овладения знаниями и профессиональными навыками, это еще и важный этап развития и становления личности человека, определения его будущего социально-культурного статуса. Поэтому организация досуга студентов играет важную роль в воспитательном процессе.
В колледже накоплен определенный опыт функционирования студенческого самоуправления, которое рассматривается как: условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях; реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
Активно работает Студенческий совет, в состав которого входят наиболее активные и инициативные студенты. Их силами проводится анкетирование в студенческой среде, выявляются проблемы, волнующие студенческую молодежь.
Рис. 11. Встреча с председателями Студенческого совета СПб
Рис. 12. Выездное совещание «Ступени»
Рис. 13. Студенческий всероссийский форум
Главной целью студенческого самоуправления является воспитание у студентов гражданской активности, творческого отношения к учебе, общественной деятельности, формирование лидерских качеств у будущих специалистов.
Рис. 14. Слет Студенческого Совета при Правительстве СПб.
Неотъемлемой частью воспитания и развития социальной личности является пропаганда здорового образа жизни и внедрение физической культуры в образовательный процесс.
Работа по освоению здорового образа жизни и физической культуры способствует удовлетворению потребностей студентов в занятиях физкультурой и спортом, в овладении навыками поддержания физического и духовного здоровья, продуктивной жизнедеятельности.
В результате чего, в нашем колледже мы ставим перед собой следующие задачи:
- пропагандировать здоровый образ жизни среди студентов;
- улучшать спортивно-массовую работу с обучающимися во внеурочное время;
- отвлечь обучающихся от негативных явлений современной жизни;
- привлечь их к активному проведению студенческого досуга, посещению секций, спортивных клубов, участию в спортивных мероприятиях колледжа, города;
- организовывать систематическую физкультурно-оздоровительную активность студентов;
Рис. 15. Спортивное мероприятие «Веселые старты»
Рис. 16. Первенство по баскетболу.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.
Рис. 17. Акция «Зеленая весна»
В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как — трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты — творческие способности и другие качества, необходимые специалисту. Целью трудового воспитания в колледже является: совершенствование навыка организации коллективного труда; уважение к труду и людям труда; воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда; вооружение студентов основными трудовыми умениями и навыками.
Рис. 18. «Центр экологических проектов «Равновесие»
Наша жизнь сегодня проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего выбора путей развития зависит наше будущее.
Социокультурная среда выступает мощным фактором ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения, поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.
Необходимо иметь в виду, что социализация молодёжи — не просто однонаправленный процесс обучения индивида социальным ролям, но и процесс взаимовлияния. Возможность такого влияния заложена в наличии определенной свободы для активности личности. Сегодня признано, что ценность не существует «сама по себе», а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.
В сложнейших условиях реформирования общества нелегко воспитывать у молодёжи моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины. Трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого человека.
Достояние РФ — это ее народ. Это и дети, и молодежь, и зрелые люди, и старики. Государство не должно об этом забывать и создать условия для того, чтобы любой из нас мог сказать: «Я люблю свою страну, я люблю свое государство». Но и мы, все, кто является гражданами России, должны сделать все, от нас зависящие, чтобы всем нам было уютно в нашем большом доме по имени Российская Федерация.
Литература:
1. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Васенина // Высш. образование в России. — 2007. — № 11. — С. 116–119.
2. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ /К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии. — 2004. — т 7, № 1. — С.175–189.
3. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н. А. Журавлева // Психол. журн. — 2006. — № 1. — С. 35–44.
4. Запесоцкий А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. С. Запесоцкий // Социол. исслед. — 2006. — № 12. — С. 98–104.
5. Сапронов А., Кравчук П. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов, П. Кравчук // Высш. образование в России. — 2007. — № 6. — С. 140–142.
6. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социол. исслед. — 2007. — № 4. — С. 37–43.
7. Сурикова Я. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий в построении субъективной картины жизненного пути личности / Я. А. Сурикова // Высш. образование сегодня. — 2007. — № 12. — С. 62–66.