Статья посвящается анализу результативности социально-педагогической программы профилактики экстремизма среди учащейся молодежи.
Ключевые слова: экстремизм, профилактика
Молодёжный экстремизм как массoвoе явление выражается в приверженности молодежи к крайним взглядам и мерам по отношению к сторонникам иных политических идей, других «не своих» национальностей и конфессий и т. д.
Проблема экстремизма среди молодежи становится все более актуальной. Элементы такого поведения формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В настоящее время молодежный экстремизм растет все более высокими темпами, чем преступность взрослых.
Изучением экстремизма занимались такие авторы как Бааль, Н.Б. (2007 г., 2008 г.), Бирюков, В.В. (2000 г.), Давыдов, Д.Г. (2013 г.), Козлов, А.А. (2008 г.), Сиоридзе, А.Т. (2006 г.), Фридинский, С.Н. (2004, 2006, 2008 г.) и др.
Термин «экстремизм» в России начали изучать в начале 90-х годов. «Экстремизм — это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами, и сообществами» [1, c. 75].
Существуют различные виды экстремизма, такие как: политический, национальный, религиозный, этнический, экологический, антиглобалистский, молодежный и т. д.
Молодежный экстремизм выражает взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства [7, с.20].
Сейчас экстремистской деятельностью занимаются молодые люди в возрасте 15–25 лет. Мы считаем, что молодежь, которая связывает себя с экстремистской деятельностью, имеет слабо развитую толерантность, склонность к девиантному поведению, к агрессии.
«Девиантное поведение» характеризуется как отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как недопустимое [4].
«Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [3, c. 11].
«Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению» [5].
Проявлению экстремистского поведения, среди учащейся молодежи, способствует ряд причин:
1. Потребность возраста. Стремление к активному преодолению препятствий. Часто молодежь не может позволить себе экстремально-активный вид спорта, либо испытывают недовольство к тому, чем они занимаются. Неудовлетворенная потребность в активности, по мнению Э. Эриксона, приводит к неадекватному поведению — молодежным «взрывам».
2. Проблемы поиска идентичности. Экстремистская идентификация связана с игнорированием молодыми людьми норм и ценностей и поиском других, существенно отличающихся от общепринятых.
3. Формирование комплекса авторитарной личности. Авторитарная личность, согласно теории, Т. Адорно, характеризуется стремлением наказывать нарушителей принятых норм. Молодежь для неприязни чаще выбирают лица другой расы, национальности или религии, маргиналов (бомжей, наркоманов), лиц с иными политическими взглядами или даже музыкальными и спортивными пристрастиями [2, с. 115].
4. Культура социума. Феномен культуры насилия связан с авторитарными тенденциями и основан на признании насилия как социальной ценности, как основания социального статуса и одновременно как средства разрешения проблем.
5. Традиции выводить склонность к экстремистскому поведению из неблагоприятных социально-эконмических условий и неудовлетворенности своим положением.
Для борьбы сданным негативным социальным явлением, необходима своевременная профилактика, которая позволит снизить уровень количества молодежи склонной к экстремистской деятельности.
Исследование проводилось на базе одной из школ Владимирской области. В группу испытуемых вошла молодежь в количестве 21 человека (10 девочек, 11 мальчиков), в возрасте 16 лет.
Гипотеза исследования: социально-педагогическая профилактика будет успешной если:
1) своевременно выявить молодежь, имеющую тенденции к экстремизму;
2) будет снижен уровень агрессии;
3) если будет повышен уровень толерантности у учащихся.
Для исследования был подобран комплекс методик:
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел;
- опросник агрессивности Басса-Дарки;
- методика диагностики толерантного поведения. «Незаконченные предложения» У. А. Кухаревой;
- экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой.
На основе полученных данных, при первичной диагностики респондентов, для профилактики экстремизма, среди учащейся молодежи, нами была составлена и реализована социально-педагогическая программа.
Цель:
1) объяснить сущность экстремизма;
2) обосновать условия для воспитания толерантного отношения друг к другу;
3) снижение агрессивности.
Задачи:
1) формировать у учащихся понятие экстремизм и толерантность;
2) в процессе формирования толерантного поведения, выработать умения грамотного проявления эмоций;
Методы, используемые в программе:
- классные часы,
- тренинг (игровые упражнения, дискуссии, мини-игры)
Программа включает в себя 12 занятий.
После профилактических мероприятий было проведено ретестирование среди указанных выше респондентов. Для оценки эффективности программы проведен сравнительный анализ показателей до и после применения программы.
Анализ вторичной диагностики склонности к отклоняющемуся поведению показывает изменения результатов в лучшую сторону по шкалам «склонность к аддиктивному поведению» на 5 %, «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» на 15 %, «склонность к агрессии и насилию» на 9 %, «склонность к делинквентному поведению» на 9 %. Шкалы «установка на социальную желательность ответов», «склонность к преодолению норм и правил», «принятия женской социальной роли» остались без изменений. Шкала волевого эмоционального контроля не выражена так же, как и при первичной диагностике (см. рис. 1).
Рис. 1. Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел
По методике исследования агрессивности Басса-Дарки сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что снизился индекс враждебности на 33 %, а индекс агрессивности остался без изменений (см. рис. 2).
Рис. 2. Результаты опросника агрессивности Басса-Дарки
Сравнительный анализ исследования толерантности по методике У. А. Кухаревой «Незаконченные предложения», показал, что на высоком уровне интолерантности результаты улучшились на 11 %, на невысоком уровне интолерантности — 5 %, на высоком уровне толерантности — 24 %, на невысоком уровне толерантности — 10 % (см. рис. 3).
Рис.3. Результаты исследования толерантности по методике У. А. Кухаревой «Незаконченные предложения»
По методике исследования индекса толерантности, с помощью экспресс-опросника Г. У. Солдатовой, сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что на каждом уровне толерантности результаты улучшились: низкий уровень толерантности на 24 %, средний уровень толерантности на 4 %, высокий уровень толерантности на 20 % (см. рис. 4).
Рис. 4. Результаты исследования уровня толерантности экспресс-опросником Г. У. Солдатовой
В ходе реализации программы нами установлено, что на каждом этапе поднимался уровень включенности, толерантности, также поднималась и работоспособность в группе. Полученные результаты подтверждены методом математической статистики по критерию Фишера, некоторые показатели оказались в зоне значимости, что свидетельствует об эффективности программы. Снизился показатель склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению на 15 %, склонности к агрессии и насилию на 10 %, склонности к денинквентному поведению на 9 %. Снизелась и склонность к агрессивному поведению на 33 %. Высокий уровень толерантности в группе респондентов прослеживается у 29 %, по методике Кухаревой показатель повысился на 24 %, а по методике Солдатовой на 20 %.
Таким образом, данные, полученные в результате проведения исследовательской работы, подтвердили эффективность созданной нами профилактической программы. Наша гипотеза, относительно результативности профилактики, подтвердилась. Зафиксированы изменения, но для более значимых результатов необходима систематическая работа в этом направлении.
Литература:
1. Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама. — 2002. — № 2. — С. 74–79.
2. Бааль, Н. Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. — 2007. — № 11. — С. 26–30.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с. ISBN 978–5-17–055693–9
4. Большой психологический словарь по социологии // http://voluntary.ru/dictionary/662 (дата обращения 20.11.2014 г.)
5. Вишневский, Ю. Р. Парадоксальный молодой человек / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социс. — 2006. — № 6. — С. 26–35.
6. Попов, В. А. Современные педагогические диссертационные исследования и социальный заказ общества // Педагогика. — 2013. -№ 4. С.18–23
7. Фридинский, С. Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы сданным явлением // Юристъ-Правоведъ. — 2006. — № 4. — С. 19–23. ISSN 1817–7093