Ключевые слова: формирование, урок, тенденции, учитель, развития, педагог, учащих, эффект, сознание, школа.
Особое внимание в стране предъявляется к человеку как личности, источнику сознания, отношений и деятельности, поскольку в процессе образования человек вбирает в себя коллективный опыт и осваивает реальность. Поэтому происходит постепенный перенос акцентов на интересы личности, в результате меняется образовательная парадигма, переосмысливаются её цели, задачи, содержание, технологии, которые вызвали к жизни новые общественные процессы и явления, главной целью их стало развитие индивидуальных способностей и качеств личности учащихся. В этих условиях особо востребуются готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию.
Значит для того, чтобы стать сознательным и ответственным участником общественной жизни, а также эффективно руководить самим собой, человек как личность должен получить соответствующее образование, обрести и в дальнейшем непрерывно обогащать собственную внутреннюю культуру, вырабатывать личностную оценку всего, что происходит вокруг, уметь ставить перед собой задачи и оптимизировать поиск их решений. Решение этой проблемы без постижения общечеловеческой культуры, всего опыта, накопленного человечеством, невозможно. Это означает, что образованный человек должен быть культурным в том смысле слова, что он принимает и понимает иные культурные ценности и позиции, умеет пойти на компромисс, ценит не только собственную, но и любую чужую независимость, естественно, опираясь на общечеловеческие ценности и национальную культуру. Поэтому нет, и не может быть образования, которое не уходило бы своими корнями в национальную, этническую культуру. Вот почему цель сегодняшней школы — предоставить каждому обучающемуся возможности для выбора, научить его свободно двигаться в пространстве идей, развивать мышление, помочь выработать целостный взгляд на мир, сформироваться в духовно и физически здорового человека.
Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания, поэтому взаимопонимание, столь необходимое для развития личности может достигаться только в результате общения, а самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Поэтому все аспекты человеческой жизни самым фундаментальным образом взаимосвязаны. Всё же без участия сферы образования невозможен столь необходимый для толерантного сосуществования поиск путей совмещения и постепенной интеграции различных доктрин и стратегий развития цивилизации, направленных на взаимодействие и интеграцию социумов, их толерантное взаимодействие.
Уровень образования учащихся прямо пропорционален его воспитанности, а значит, воспитание представляет собой наиболее широкую универсальную категорию педагогики, суть которой заключается в передаче и усвоении подрастающими поколениями человеческой культуры, социального опыта. Оно является целенаправленным процессом формирования у школьников высоких гражданских, морально-этических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом, процессом выращивания индивидуальности, задача которого состоит в том, чтобы специальными педагогическими средствами обеспечить ученику позицию субъекта социализации и помочь ему этим стать. Но главным основополагающим смыслом всего современного образовательно-воспитательного процесса становится утверждение отношения к школьнику как высшей ценности бытия, субъекту развития, критерию оценки социального прогресса и, в частности, как гуманистическому идеалу происходящих в Узбекистане коренных преобразований, что предполагает признание его: уникальности (неповторимости, своеобразия); активности (реализация права на инициативу, самостоятельность); внутренней свободы (реализация права на выбор); духовности (реализация права на уважение, любовь, развитие, творчество). А это диктует необходимость новых образовательных парадигм (т. е. эталонов), и, в первую очередь, признания ведущими принципами обучения и воспитания: использование субъектного, личностно-осмысленного опыта ученика; стимулирование учащегося к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки нового учебного материала с учётом разнообразия его типов, видов и форм; предоставление школьнику свободы выбора при проведении воспитательных мероприятий; накопление знаний, умений и навыков не столько в качестве самоцели, сколько в качестве эффективного средства реализации личностного потенциала; предметом оценочных суждений учителя становится не только правильность, но и оригинальность ответа ученика; обеспечение на уроках, внеклассных, внешкольных занятиях личностно-значимого эмоционального контакта учителя и учащихся, естественного межличностного общения на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха, создания ситуаций успеха как через результат обучения и воспитания, так и через процесс его достижения. При реализации такого подхода к обучению требуется смена «векторов» обучающего: от обучения, как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьников, её коррекции и педагогической поддержки.
В настоящее время в нашей стране зарегистрировано 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них мусульманских организаций 2050, 161 христианская организация, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм. Значит, на протяжении 20 лет независимости социальная политика нашего государства организуется на основе уважения правового статуса каждой нации и народности, проживающей в республике, и направлена на сохранение межнационального согласия, защите равных прав и свобод всех граждан страны.
Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. Известно, что лучшие образовательные учреждения мира имеют свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построении обучающего пространства, распределении времени и пр. Мир общей средней школы — это система взаимосвязей, в которой материальная и духовная составляющие находятся в органичном единстве. При этом социальное пространство накладывает на образовательную школу наряду с семьёй, общественностью ответственность за воспитание такого качества у школьников как толерантность, путём их приобщения к культуре, традициям и обычаям разных народов, организации совместных дел, благотворительной работы. Следовательно, решение проблемы формирования толерантности молодёжи как будущего страны может стать действенным механизмом стабилизации государства, упрочения его независимости и суверенитета, сохранения атмосферы доверия, сотрудничества, духовного единства народов, формирования целостного культурного пространства, в котором представители любого этноса имеют одинаковый социально-правовой статус, в то же время сохраняя свою самобытность.
Процесс формирования толерантности у школьников представляет собой динамичный, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс раскрытия личностного потенциала каждого ученика, и этот процесс будет успешным, если:
- сложилась и функционирует в воспитательно-образовательном процессе команда единомышленников — учителей и родителей;
- связывающими воспитательно-образовательное пространство общей средней школы становятся национальные традиции, выступающие в качестве объединяющего звена между прошлым, настоящим и будущим;
- содержание совместной деятельности участников образовательного пространства позволяет каждому школьнику выбрать правильный индивидуальный путь в жизни.
Базовыми показателями толерантной личности являются: уверенность, самостоятельность, личностная устойчивость, активность, эмоциональная комфортность, рост контактности, самопознание, самореализация, потребность в самоутверждении, самовыражение, последовательность в достижении значимых целей, самоосуществление, самоутверждение, саморазвитие, самоопределение в социальной и творческой деятельности, стремление к творчеству, к совершенству. Конечно, способствовать формированию толерантности у школьников будет уровневая дифференциация через совокупность учебно-воспитательных действий под влиянием целенаправленной педагогической работы и на основе волевой внутренней активности.
Отличительными чертами формирования толерантности у школьников являются: создание условий для свободного выбора каждым учеником образовательной области (направления и вида деятельности); многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ученика; личностно деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно ориентированный подход к ученику; создание ситуации успеха для каждого школьника, условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; значительное расширение и углубление кругозора учащихся; возможность работы в команде сверстников.
В современных условиях востребована задача подготовки толерантных личностей, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умеющих умело применять приобретённые знания на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы, уметь находить пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их), выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставляя с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной духовности и нравственности.
Таким образом, именно в условиях обучения и воспитания школьник должен обрести определённые знания о себе, о своей личности и способах управления собой. Кроме того, он должен освоить ценностные определённые навыки современной жизни, умения быть частью социального целого (семьи, коллектива сверстников), добровольно соотносить своё поведение с их интересами, призвано создавать для него возможности проявлять мощную потребность быть самим собой.
Литература:
1. Каримов И. А. Ўзбекистан: 16 лет независимого развития: Доклад на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Ўзбекистан, посвящённом 16-ой годовщине независимости Ўзбекистана, 30 августа 2007 года. — Ташкент: Ўзбекистан, 2007. — С. 23.