В годы своей независимости Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.
Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.
Основными компонентами Национальной модели подготовки кадров являются:
- личность
- государство и общество
- непрерывное образование
- наука
- производство.
Функционирование системы непрерывного образования обеспечивается на основе государственных образовательных стандартов, преемственности образовательных программ различного уровня и включает в себя следующие виды образования: дошкольное образование, общее среднее образование, среднее специальное, профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.
Один из отличительной особенностью и внедрений практической значимостью Национальной модели подготовки кадров является — показатели прочности, единства и устойчивости в групповая сплоченность.
Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихся исследований позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;
2) достаточный уровень гомогенности состав: уровень гомогенности группы достигается по принципу объединения состава участников одного возраста (одновозрастной состав); особенно по возрастному показателю нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати;
3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
4) активная совместная деятельность: активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
5) привлекательность ведущего: как образец, модель оптимального функционирования участников;
6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
7) наличие соперничающей группы: наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
8) присутствие в группе оппозиционера: присутствие в группе человека (данная ситуация рассматривается как специально созданная), способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1) возникновение мелких подгрупп: возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга;
2) предварительное знакомство между отдельными членами группы:знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
3) неумелое руководство со стороны ведущего (тренера тренинговой группы): неумелое руководство может привести к излишнему напряжению, конфликтам, развалу группы, в целом, к непродуктивному, главное, безграмотному использованию методов активного социально-психологического обучения. В контексте «безграмотное использование методов активного социально-психологического обучения» выражен смысл — как не достижение основных целей АСПО, т. е. значительное развитие личности, ее потенциальных возможностей, формирование коммуникативных навыков, возможность сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы;
4) отсутствие единой цели: вялую групповую динамику обеспечивает отсутствие единой цели у участников в совместной деятельности, организованной ведущим, цели, которая увлекает и объединяет участников.
Сплоченность определяет успех тренинговой работы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям с негативными эмоциональными переживаниями и помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников).
В свою очередь «Тренинги сплоченности», «Командообразования», проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.
Литература:
1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Т.: Шарк, 1997.
2. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания /Ред.-сост. Д. Л. Брудный. — М., 1991.
3. Национальная программа по подготовке кадров. В н.: «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». — Т.: Шарк, 1997. — С. 31–63.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1993.
5. Тилашев Х. Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья.- Т.: Фан, 1989.