В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности посредством анкетирования студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: этнокультура, мультикультурная компетентность, толерантность, педагог дошкольной образовательной организации.
В России социальный заказ к современному высшему образованию основан на требованиях к педагогу, способному к формированию мультикультурной личности, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений и содействия этнокультурному многообразию народов России [4, 5].
По мнению С. Нието, современная мультикультурная образовательная среда обеспечивает культурные взаимообогащение всех субъектов образовательного процесса, она должна обладать такими характеристиками как:
- позитивное отношение ко всем культурам;
- толерантность;
- открытость для взаимопроникновения других культур;
- готовность субъектов образовательного процесса к мультикультурному взаимодействию;
- направленность на формирование знаний о многообразии культур, навыков взаимодействия с представителями другого этноса, чувствительности к культурным особенностям;
- диалогичность;
- равные условия существования и развития культур;
- учёт мультикультурного состава общества.
Для того, чтобы образовательная среда обладала всеми перечисленными характеристиками, необходимо, чтобы педагог как субъект мультикультурного образования принимал ценности данного типа образования и умел их «воплощать» в педагогическом процессе, что в свою очередь предполагает формирование мультикультурной компетентности педагога [1].
Мультикультурная компетентность педагога является ключевой в структуре профессионально — педагогической компетентности.
По мнению Г. В. Палаткиной, высококвалифицированный педагог в условиях мультикультурной образовательной среды должен быть компетентен в областях:
- разнообразие и динамика культур, их сущность и соотношение;
- особенности мультикультурного образовательного пространства;
- взаимопонимание культур;
- разнообразие способов мышления, связанных с культурой;
- культурные различия и становление психосоциальной идентификации. [7]
Мультикультурная компетентность педагога представлена в теоретических знаниях и практических навыках:
- знание основ теории и практики межкультурной коммуникации;
- теоретические знания и практическое владение методами обучения, наиболее подходящими для мультикультурного класса или группы, обеспечивающие создание благоприятных условий для взаимодействия между субъектами образовательного процесса. [6]
По мнению Д. Бэнкса, понимает под мультикультурной компетентностью педагога баланс между национальной и культурной идентификацией; богатейший багаж знаний в области различных культур, а также их взаимодействия; желание создать гуманную нацию.
Отслеживая формирование компетенций, которые отражают готовность будущего педагога к деятельности в рамках мультикультурного образования дошкольников, опираемся на подход В. С. Лазарева, который в структуре компетенции выделяет четыре компонента: комплекс знаний необходимых для решения различных видов профессиональных задач; способы постановки, планирования решения задач и оценки его результатов; методы выполнения действий, требующихся для решения этих задач и опыт, благодаря которому другие ее компоненты интегрируются в способ решения задач соответствующего типа [1, с. 104].
На наш взгляд, целесообразно следующее содержание основных компонентов мультикультурной компетентности педагога:
1. Культурно-когнитивный:
- знания о своей культуре;
- знания о культурах других национальностей;
- знание других зыков;
- знания в области мультикультурной коммуникации;
- теоретическая и методическая подготовленность для работы в мультикультурной образовательной организации;
- знания о способах и принципах формирования мультикультурного содержания воспитания и обучения.
2. Ценностно — личностный:
- развитая система гуманистических ценностей, которая отвечает за мультикультурность;
- развитая система общечеловеческих ценностей;
- развитая система профессиональных ценностей;
- мультикультурная толерантность;
- психологическая готовность работать в мультикультурной образовательной организации;
- этническая самоидентификация.
3. Мотивационно — деятельностный:
- навыки межкультурного взаимодействия;
- владение формами, техниками, методами и приемами педагогической работы в мультикультурной образовательной организации;
- навыки обеспечения культурного содержания обучения;
- гуманистический стиль педагогического взаимодействия между субъектами образования [2].
Мультикультурная компетентность педагогов формируется во время обучения в ВУЗе с помощью акцентуации внимания на идеях мультикультурализма в учебно — воспитательном процессе, атмосферы толерантности, сохранения и развития этнической идентификации субъектов образовательного процесса, введения мультикультурных компонентов в содержание изучаемых дисциплин [6,7].
Высокий уровень мультикультурной компетентности характеризуется:
- системными и глубокими знаниями о региональной культуре;
- знаниями о взаимосвязи своей культуры с культурами других национальностей;
- методическая готовность к работе в мультикультурной образовательной организации;
- знание методов и приемов педагогической работы в мультикультурной организации;
- умение учитывать национально — психологические особенности субъектов образовательного процесса;
- наличие навыков межкультурного взаимодействия;
- наличие мультикультурной толерантности, ценностного отношения к представителям других национальностей.
Непосредственно на формирование мультикультурной компетентности направлено содержание дисциплины «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».
Нами было проведено мини-исследование, с опорой на метод анкетирования. Цель: Уточнить уровень сформированности мультикультурной компетентности студентов. Студентам были заданы 9 вопросов открытого типа и 11 вопросов закрытого типа.
Студентам были заданы вопросы на проверку культурно — когнитивного компонента мультикультурной компетентности, например: Какие традиции и обычаи русского народа Вы знаете? Перечислите. Знакомы ли Вам традиции других народов? Каких? Перечислите.
Так же были заданы вопросы, направленные на отслеживание ценностно — личностного компонента мультикультурной компетентности, например: Возможно ли сохранение своих культурных ценностей при взаимодействии с другими культурами? Готовы ли Вы знакомить детей с культурой различных народов?
Вопросы анкетирования были направлены на отслеживание мотивационно — деятельностного компонента мультикультурной компетентности, например: С помощью каких средств Вы можете осуществлять это знакомство? По каким критериям можно судить о готовности педагога к осуществлению мультикультурного образования детей? Использование каких методик Вам может в этом помочь?
Данное анкетирование было проведено среди двух групп студентов: первая группа — студенты второго курса, которые не осваивали данную дисциплину (в связи с разницей в учебных планах), вторая группа — студенты первого курса, которые освоили дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».
Результаты анкетирования первой группы:
По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, не освоивших дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» не сформированы представления о национальном составе Нижегородской обл., о традициях и обычаях русского народа, а также и других, у них низкий уровень мультикультурной компетентности.
Результат анкетирования второй группы:
По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, освоивших дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» более четко сформированы представления о национальном составе Нижегородской обл., о традициях и обычаях русского народа, а также и других, у них более высокий уровень мультикультурной компетентности и готовности осуществления мультикультурного образования.
В результате анкетирования можно сделать вывод о том, что осуществление мультикультурного образования в высшем учебном заведении играет большую роль в формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов и в их готовности осуществлять эту деятельность на практике. Была проведена попытка отследить уровень мультикультурной компетентности, который формируется у студентов в процессе обучения в ВУЗе.
Литература:
1. Белогуров А. Ю. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / А. Ю. Белогуров // Педагогика. — 2013. — № 3. — с. 100–121.
2. Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. — 2011. — № 1. — С. 113–115
3. Наумова Т. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т. В. Наумова, О. Б. Тихомирова // Наука и мир Международный научный журнал: Волгоград. — 2014. № 1 (5), — С. 306–310.
4. Наумова Т. В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. — 2013. — № 4 (15). — С. 94–97.
5. Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива / Т. В. Наумова // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1, — С. 313–317.
6. Палаткина Г. В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства. / Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 2001. — С. 22–26.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Просвещение, 2011.
8. Хупсарокова, А. М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] / А. М. Хупсарокова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008–1.html, свободный. (0,5 п.л.).