К вопросу классификации экстремизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 3024 раза

Библиографическое описание:

Иванищев, В. О. К вопросу классификации экстремизма / В. О. Иванищев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 550-553. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20420/ (дата обращения: 16.11.2024).

Исследование проблемы экстремизма не может обойтись без рассмотрения вопроса его классификации. Однако на сегодняшний день целостной, общепринятой классификации форм и видов экстремизма пока не разработано. Тем не менее, существуют различные подходы к созданию такой типологии.

Одной из распространенных классификаций экстремизма является та, за основу которой принимаются цели и мотивы насильственных проявлений, их идеологическая платформа. Среди них в научной литературе особенно выделяют:

1.                  В религиозной сфере — религиозный экстремизм, который проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий, либо противоборстве в рамках одной конфессии (внутриконфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.

2.                  В сфере политических отношений — политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожения существующих государственных структур и установления диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3.                  В сфере межнациональных отношений — националистический экстремизм выражается в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы и направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию в отношении представителей других народов;

4.                  В сфере экономических отношений — экономический экстремизм направлен на устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных преступных групп, оказания давления, устрашения.

5.                  Экстремизм в области культуры — ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников

6.                  Экстремизм в области экологических отношений — выступает против эффективной государственной природоохранной политики, против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств — единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды [4].

Критики данной типологии отмечают, что такая классификация является довольно формальной, ибо исходит не из внутренних существенных признаков предмета классификации, а из внешних моментов. Поскольку в зависимости от условий и обстановки в которых осуществляется экстремистская деятельность ей придается идеологическая окраска — национальная, религиозная, политическая, на практике, как правило не встречающаяся в чистом виде. Поэтому в последнее время в научных публикациях стали чаще обращаться к таким понятиям, как этнорелигиозный, религиозно-политический экстремизм и т.д [8].

Не лишена право на существование другая интересная позиция, встречающаяся в отечественной литературе относительно вопроса классификации экстремизма. Ее сторонники рассматривают феномен экстремизма как политическое явление. Согласно их подходу политический экстремизм способен синтезировать экстремистские проявления, происходящие в других областях жизни общества и придавать им политическую направленность [3]. Это предположение сводится к пониманию того, что религиозный, этнический, экологический и другие виды экстремизма имеют политическую природу. Представители этой идеи исходят из того, что активная борьба за обладание политической властью предполагает тотальное воздействие на все социальные сферы на основе руководства своими ценностными ориентирами. А процесс политизации всех форм общественных отношений способствует проникновению политики во все области деятельности государственных и общественных структур [3].

В большинстве научно-теоретических исследований российских ученых в основу типологии экстремизма положен учет субъектов экстремистской деятельности, в соответствии с позициями которых проявления экстремизма можно разделить на следующие виды:

-        международный (осуществляемый на территории нескольких государств);

-        государственный (проводимый с участием государственных органов на международном и внутригосударственном уровнях);

-        внутренний, совершаемый государственными органами и оппозиционными политическими структурами внутри страны [6].

В западных научных исследованиях широкое распространение получила типология экстремизма, в основе которой находятся уже упомянутые выше, цели и мотивы насильственных проявлений. В зависимости от них выделяются четыре вида экстремистских проявлений:

-        криминальный — заключающийся в использовании насилия с целью получения материальной выгоды;

-        совершаемый по психологическим мотивам и на основе религиозного фанатизма;

-        военный — использующий соответствующие важные средства для запугивания противника;

-        политический — систематически использующий насилие в борьбе за власть [7, с. 216].

Ряд исследователей среди основных видов экстремизма выделяют религиозный и политический, существенные характеристики и отличительные особенности которых мы вкратце попытаемся рассмотреть.

Первым из известных случаев употребления термина «религиозный экстремизм» является заметка «Пивовары Огайо» в газете «Сент-Пол Дайли Глоуб» (Миннесота) от 16 мая 1883 г., в которой описывалось собрание пивоваров, протестующих против позиции некоторых представителей местного духовенства, обвинивших производителей алкоголя в аморальности и отступлении от истин христианства. В течение нескольких лет термин получил распространение, первоначально в публицистике США для обозначения весьма широкого круга явлений: от обосновываемых религиозной риторикой выступлений за трезвость до самоубийств в состоянии религиозного исступления. И в первые годы ХХ в., когда в понятие «религиозный экстремизм» стали включать явления, имеющие специфически политический характер (в частности, идеологию и деятельность радикальных групп индийского национально-освободительного движения, чьи религиозные убеждения, образ жизни принципиально отличались от позиций большинства индусов), дополнительных терминологических уточнений осуществлено не было. В результате и по настоящее время в литературе под «религиозным экстремизмом» зачастую понимаются весьма отличающиеся друг от друга явления, сущностное разнообразие которых в полной мере не рефлексируется [9, с. 177].

Наиболее объективное определение этому феномену дал А. П. Забияко. Его определение не совсем лаконично, но в тоже время, наиболее широко раскрывает понятие религиозного экстремизма: «Экстремизм религиозный — тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Экстремизм религиозный представлен течениями, возникшими: во-первых, внутри определенной конфессии в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм, во-вторых, вне сложившихся конфессий в результате синкретизации разных учений или создания новой доктрины» [10, с. 1220–1221].

Внутри религиозного экстремизма разделение идет по формам религиозных верований или по религиозным конфессиям. В соответствии с этими критериями можно выделить формы религиозного экстремизма по основным конфессиям: христианский, исламский, буддийский, группа форм экстремизма, присущая различным видам нетрадиционных религий и т. д. Если говорить о социальном содержании религиозно-экстремистской идеологии, то это может быть традиционалистский (основанный на идеологии феодальных или даже общинных социальных систем) или модернистский (основанный на идеализации капиталистической социальной системы) религиозный экстремизм [5].

Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик» [5].

Стоит отметить, что религиозный экстремизм практически не встречается в «чистом виде», но тесно переплетается и блокируется идеологиями и проявлениями национально-политической направленности.

В зависимости от основной направленности, религиоведы выделяют:

1.                  Интраконфессиональный или внутриконфессиональный экстремизм (межконфессиональная борьба внутри одной религии, сектантский сепаратизм, может вестись конституционными методами, но противоречить принципам религиозного права).

2.                  Экстраконфессиональный или иноконфессиональный (нелегитимная борьба с другими религиями внутри одной страны, либо перенос объекта агрессии во вне, на иноверцев).

3.                  Личностно-ориентированный.

4.                  Этнорелигиозный (подавление чуждых этнорелигиозных групп нередко террористическими методами. Как правило, имеет криминальную форму, например, этнорелигиозного терроризма).

5.                  Социальный религиозный экстремизм (трансформация социально-экономических общественных отношений обычно с надеждой реставрации архаичных или устаревших религиозно-правовых институтов).

6.                  Религиозно-политический (деформация правовой системы государства под прикрытием религиозных лозунгов с целью завоевания политической власти) [1, с. 27].

Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой таких целей. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация [8].

Особое внимание в представленных классификациях уделяется политическому экстремизму. Как отмечалось ранее, в научной среде есть достаточно нейтральное определение политического экстремизма как приверженности к крайним взглядам и методам. Однако данная трактовка сущности экстремизма может быть отнесена к понятию «экстремизм» как таковому. Более конкретизируется и уточняется целепологание политического экстремизма в определении, представленном экспертами РАН, которые выделяют его отличительные черты, среди которых применение пропаганды, использование насилия и других крайних средств с целью достижения любых политических целей [3].

Помимо этого выделяются следующие характерные устойчивые признаки политического экстремизма: политическая направленность экстремистской деятельности, осуществление ее в целях борьбы за власть; использование насилия или угрозы его применения в качестве основного метода своей стратегии при достижении политических целей; организованный характер деятельности, что способствует широкомасштабности и целенаправленности экстремистских выступлений; отказ субъектов политического экстремизма от компромиссов, договоренностей с политическими противниками, стремление добиться поставленных целей любыми средствами [1].

Опираясь на данные признаки, ряд ученых приходят к следующим заключениям:

1.      Смысл политического экстремизма заключается в применении политическими субъектами насилия в целях борьбы за власть.

2.      Основными субъектами политического экстремизма, разрешаемого с помощью насилия, является государство, политические организации и движения, незаконные вооруженные формирования.

3.      Политический экстремизм рассматривается как составной элемент политического конфликта.

4.      Наиболее остро и активно политический экстремизм проявляется в недемократических, тоталитарных системах, будучи при этом отражением политического конфликта и способствуя в результате своего развития усилению этого конфликта.

5.      Политический экстремизм не всегда является частью политического конфликта. В определенных условиях (как правило, в демократических системах) политический конфликт может возникать и разрешаться конституционным путем без применения политического насилия.

При этом в зависимости от конкретных форм проявления, политический экстремизм может представлять собой тактику политической борьбы, разновидность политических течений, партий, организаций, а также жесткую линию в политике государства, нацеленную на агрессию по отношению к своим или чужим гражданам [2].

Иными словами, выбор непосредственного объекта посягательства, в качестве которого выступает область политики, а также направленность деятельности на получение политического результата, является отличительной характеристикой политического экстремизма от других его видов.

Таким образом, категориальная определенность понятия экстремизм, его четкая классификация открывает возможность для анализа причин и условий возникновения и развития конкретных форм, сущностных черт. Тем не менее, целостной, общепринятой трактовки понятия и сущности термина экстремизм, ровно, как и его типологизации, не разработано. В этой связи мы можем сделать вывод, что только комплексное применение методологии и достижений современной науки в области философии, социологии, права, политологии может быть наиболее продуктивным в изучении столь сложного общественного феномена как экстремизм, а главное является необходимым условием для разработки направлений деятельности по противодействию общественно опасным экстремистским проявлениям.

 

Литература:

 

1.                  Алиев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев K. M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. — М., 2007. -583с.

2.                  Амирокова Р. А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02. — Черкесск, 2006. — 150 с.

3.                  Гетц Р. Н. Современные технологии противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации: диссертация кандидата политических наук: 23.00.02 / Гетц Роман Николаевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2012. —161 с.

4.                  Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт. /под ред. Г. А. Алексеевской Аналитический вестник. Аппарат Государственной Думы РФ. М., 2004.

5.                  Кадиева А. М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13 / Кадиева Аминат Магомедовна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т]. — Махачкала, 2008. — 190 с.

6.                  Петрянин А. В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: диссертация....доктора юридических наук: 12.00.08. — Москва, 2014. — 500 с.

7.                  Писаренко О. Н. Экстремизм как социальное явление // Науч. проблемы гуманитар. исслед. — 2010. — № 9. — С. 212–218.

8.                  Плужников Е. Н. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 / Плужников Евгений Николаевич; [Место защиты: Ин-т социологии РАН]. — Москва, 2010. — 166 с.

9.                  Рязанов, Д. С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное / Д. С. Рязанов // Известия Иркутского государственного университета, Сер.: Политология. Религиоведение. — 2014. — Т. 7, № 1. — С. 177–184.

10.              Экстремизм религиозный [Текст] / А. П. Забияко // Религиоведение: энцикл. слов. / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический Проект, 2006. — С. 1220–1221.

Основные термины (генерируются автоматически): политический экстремизм, религиозный экстремизм, политический конфликт, вид экстремизма, использование насилия, конфессия, религиозно-политический экстремизм, экстремизм, экстремистская деятельность, политическая власть.


Задать вопрос