Бизнес-встречи отличаются большим разнообразием. Они могут иметь как коммерческие, так и некоммерческие задачи, могут быть немногочисленными и многочисленными; могут быть короткими и продолжительными. Но, основной характеристикой встречи, по которой ее можно считать частью рынка делового туризма, является то, что она употребляет услуги индустрии туризма и проводится вне помещения организации, осуществляющей встречу.
Бизнес-туризм способствует развитию других видов туризма. Чем больше деловых контактов имеет регион и чем больше он привлекает к себе внимание иностранного бизнеса, тем выше его возможности по расширению спектра въездного туризма.
Многие эксперты считают деловой туризм одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли.
Актуальность темы курсовой работы «Перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке» объясняется тем, что это направление активно продвигается на государственном уровне, а также на уровне здравниц, туристических и авиационных компаний, поскольку проведение бизнес-мероприятий выгодно всем участникам процесса. Во-первых, руководству предприятий. Выездное корпоративное мероприятие говорит о высоком статусе фирмы. Во-вторых, туристическим компаниям, которым корпоративные клиенты сразу обеспечивают большой заказ. И, наконец, отелям тоже выгодно привлекать корпоративных туристов. Особенно в межсезонье, чтобы снять проблему заполнения.
Объект исследования — деловой туризм на Дальнем Востоке.
Предмет исследования — состояние и перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке.
Целью исследования является анализ возможностей Дальнего Востока в развитии делового туризма.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы индустрии делового туризма;
- провести анализ современного состояния делового туризма на Дальнем Востоке
- определить перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке.
Нужно отметить, что под деловым туризмом понимается поездка или, другим словом, командировка сотрудников различных организаций с деловыми целями.
Классифицировать деловой туризм можно на 4 группы:
- деловые поездки или командировки бизнесменов и предпринимателей;
- конгрессно-выставочный туризм;
- интенсив-туризм;
- проведение событийных мероприятий.
В связи с этим можно выделить особенности делового туризма, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности делового туризма
№ п/п |
Отличия делового туризма |
1 |
Деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наибольшую выгоду. Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. |
2 |
Многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского центра период, поэтому в нём постоянно рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезонности; |
3 |
Путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Значительную часть времени они проводят на заседаниях, обсуждениях различных вопросов, поэтому у них остается мало времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс. |
4 |
Гости, посещающие туристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, что их деловые гости расскажут об их городе, районе и стране своим родственникам, друзьям и коллегам по работе, а также на то, что они приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своего бизнеса. |
Интерес по развитию делового туризма на Дальнем Востоке вызван, во-первых, его территориальным расположением, он занимает уникальное экономико-географическое положение в России и в АТР, соседствует с США, Японией, Китаем и Северной Кореей. Во-вторых, Дальний Восток расположен на кратчайших путях из стран Западной Европы в страны АТР, где в свое время проходят Транссибирская и Байкало-амурская железные дороги, которые являются мощными магистральными системами.
В настоящее время в Приморском крае разработана и реализуется государственная программа «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2017 годы, которая утверждена постановлением Администрации Приморского края.
На данный момент, развитие туристской отрасли в Приморском крае осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 гг.)». В этой программе формирование соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма установлено как одно из приоритетных направлений.
Нами был проведен SWOT-анализ отрасли делового туризма на Дальнем Востоке. Проанализировав деловой туризм на Дальнем Востоке, были выделены его сильные и слабые стороны.
SWOT — Сильные стороны:
1. На Дальнем Востоке сконцентрирована значительная часть научного, промышленного и технологического потенциала региона.
2. 84 страны активно осуществляют внешнеэкономическое сотрудничество с Дальним Востоком.
3. На Дальнем Востоке действуют представительства международных предприятий, банков и фондов.
4. Дальний Восток обеспечивает хорошую транспортную доступность для участников и посетителей конгрессно-выставочных мероприятий.
5. Для размещения деловых туристов имеется сеть гостиничных предприятий различного уровня
SWOT — Слабые стороны:
1. Недостаточное количество туристских фирм, ориентированных на прием деловых туристов на Дальнем Востоке.
2. Недостаточно развитая информационная поддержка туристов, особенно иностранных.
3. Недостаточное количество современных выставочных комплексов мирового уровня.
За 2014 год в городе прошло более 45 крупных международных мероприятий. Местом этих встреч становится, прежде всего, кампус Дальневосточного федерального университета, ведь он изначально строился с расчетом на то, что и после саммита АТЭС в нем будут проходить деловые и конгрессно-выставочные мероприятия высокого уровня. Перспективным центром для развития делового туризма на Дальнем Востоке является Владивосток.
В таблице 2 проведен сравнительный анализ гостиниц города Владивостока.
Таблица 2
Критерий оценки |
Перечень гостиниц |
|||
Кампус ДВФУ |
«Хендэ» |
«Меридиан» |
«Азимут» |
|
Местораспо-ложение (относительно центра города) |
20 км от центра города |
Центр города |
4 км от центра города |
Центр города |
Категории номеров |
Стандартные,бизнес-класс,люкс, президентский номер |
Стандартные, эконом-класс, бизнес-класс, люкс, роял — люкс, президентский номер |
Стандартные, люкс,бизнес- класса, Vip |
Стандартные, супериор, бизнес-класс, эконом-класс |
Организация рабочей зоны в номере |
Телевизор, сейф, кабельный интернет телефон, рабочий стол, полки, канцелярия |
Телевизор с международными каналами, сейф, бесплатный Wi-Fi, телефон с междугородным и международным доступом |
Телевизор, сейф, бесплатный Wi-Fi, телефон, рабочий стол, холодильник |
Телевизор, сейф, бесплатный Wi-Fi, телефон, рабочий стол, холодильник |
Наличие дополнительных услуг |
Прачечная, химчистка, услуги международной и междугородной связи, мини-бар, парковка, принимаются кредитные карты, обменный пункт валюты, банкоматы, конференц-залы. |
Бесплатный Wi-Fi на всей территории отеля,бизнес центр (компьютер, интернет, факс, копировальный аппарат), визовая поддержка (турагентство), организация экскурсионного обслуживания, трансферов и заказ такси, бесплатная парковка, персональные сейфы, прачечная и химчистка, парикмахерская и маникюрный салон, ювелирный, сувенирный и цветочный киоски, авиаагентство, круглосуточный консьерж-серсвис,сервисный центр мобильной связи, обменный пункт валюты, банкоматы, принимаются кредитные карты — AMEX, Visa, MasterCard, Diners Club, JCB. |
Трансфер в аэропорт или вокзал, доставка в любой пункт Приморского края, прачечная, автостоянка, камера хранения, ресторан, салон красоты, услуги международной и междугородной связи, доступ к сети интернет (Wi-Fi), бронирование билетов на самолет, поезд, автобус, в театр и кино, заказ завтрака, обеда, ужина в номер. |
Прачечная, 2 охраняемые парковки, камера хранения, бизнес центр (8 конференц-залов, оснащенных мультимедийным оборудованием, копировальный центр, факс, аренда автомобиля, массажный кабинет, сауна, салон красоты, сувенирный магазин, ресторан «Саммит», лобби-бар, кафе-бар «Каюта», и охрана, организация банкетов. |
Наличие спортивного оборудования |
нет |
Тренажерный зал, бассейн, сауна (за дополнительную плату со скидкой 50 % по гостевой карте) |
нет |
нет |
Результаты маркетинговых исследований позволяют сделать вывод, что существующая инфраструктура гостиничных предприятий вполне способна удовлетворить потребности гостей Владивостока и для соответствия высокому статусу крупного делового центра городу деятельность гостиничного комплекса Владивостока нуждается в существенном реформировании.
Несомненно, количество туристов приезжающих с деловыми целями во Владивосток будет продолжать расти, чему способствует общий рост деловой активности края и региона. С каждым годом во Владивостоке проводится все большее количество значимых социально-экономических мероприятий.
Литература:
1. Косолапов А. Б. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Приморском крае // Гуманитарные научные исследования. — Декабрь 2012. № 12 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/12/2063
2. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2017 гг.
3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс]. — Режим доступа к ресурсу: http://www.russiatourism.ru/