В работе рассматриваются проблемы и перспективы реализации модели устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, критерии устойчивого развития, глобальная мировая экономика.
В настоящее время не существует общепризнанного толкования термина «устойчивое развитие», так как в нём самом заложены противоречия. В специальных словарях слово sustainable определяется как характеристика процесса или состояния, которое может поддерживаться неопределенно долго, а выражение «sustainable development» — как улучшение качества человеческой жизни при сохранении постоянства поддерживающих экосистем [1].
В докладе Международной комиссии по вопросам экологии и развития ООН «Our Common Future» [2] понятие устойчивое развитие трактуется как развитие, удовлетворяющее потребностям современности, но не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворить свои собственные потребности. Между тем, практически невозможно сопоставить неотложные потребности современного и достаточно отдаленного будущего поколений, поскольку в данный период времени сложно предусмотреть степень представлений и формы удовлетворения потребностей будущего общества, а также способы производства соответствующих продуктов.
Вместе с тем, указанное недостаточно чёткое определение понятия «устойчивое развитие» способствовало разработке новой философии и идеологии миропонимания, результатом которой стала концепция (доктрина) устойчивого развития.
Концепция «устойчивого развития» разрабатывалась международным сообществом постепенно, в данном процессе были выделены три принципиальных обязательных её составляющих: а) экономический рост; б) социальный прогресс; в) защита окружающей среды.
Устойчивое развитие выражает достаточно простую идею: достижение гармонии между людьми, обществом и природой, разрешение противоречий, существующим между:
- природой и обществом,
- экологией и экономикой,
- развитыми и развивающимися странами,
- богатыми и бедными,
- нынешними и будущими поколениями и др.
Взаимосвязь и баланс экономических, социальных, экологических, институциональных и инновационно-технологических компонентов с целью максимизации благосостояния человека без осложнения возможностей для будущих поколений удовлетворять свои потребности определяется современными учеными как «устойчивое развитие». Построение общества устойчивого развития предусматривает последовательный, длительный во времени процесс, тогда как моделирование такого общества на основе методологии исследования экономических моделей возможно уже сегодня.
Ни одна экономическая модель не может дать абсолютно точное отображение реальности. Это касается и модели «устойчивого экономического развития», разработка которой, даже при наличии самой современной и прогрессивной современной концепции, не может считаться успешной из-за отсутствия соответствующих теоретических знаний, которые бы выразили закономерные связи и глубинные структуры исследуемого общества, характеризовались систематичностью, опиралась на целеустремленные познавательные процедуры. Недостаточность теоретических знаний, связанных с экономикой будущего, обусловлена объективными и субъективными факторами:
- невозможностью определить материальные потребности будущих поколений с точки зрения настоящего;
- несформированностью единой мировой экономической системы;
- отсутствием соответствующих институциональных структур, которые могли бы регулировать мировую экономическую систему и влиять на динамику и структуру экономического развития;
- несоответствием существующего уровня экономического мышления новому способу производству;
- несформированностью научных школ из-за отсутствия необходимых экономических знаний относительно нового способа производства и законов функционирования глобальной экономики.
Ввиду того, что в мировом содружестве ещё не созданы соответствующие институциональные структуры, которые могли бы регулировать мировую экономическую систему, влияние на динамику и структуру экономического развития на современном этапе формируется на основе взаимодействия национальных хозяйственных комплексов и импульсов, которые поступают из мирового рынка, т. е. на региональном экономическом равновесии (например, Европейский Союз).
Увлечение количественными и качественными показателями устойчивого развития не должно отразиться на необходимости учёта, в первую очередь, новых сущностных показателей устойчивого развития. Так, знание как новый производительный ресурс, который является производным от человека — главной производительной силы общества, внедряется в производство, трансформируя устоявшиеся институты, формы и механизмы предпринимательской деятельности. Если капитализм был эрой массового производства с тенденцией к укрупнению, то синергия сочетания человека и знания может проявляться в любом, даже неожидаемом способе. Знание как фактор производства и ключевая производительная сила новой экономики, которая продолжает формироваться, в настоящее время находится в состоянии исследования.
Превращение знания в производительную силу приводит к формированию нового способа производства, признаки которого еще только вырисовываются. Владение определёнными знаниями раскрывает лидерской потенциал, заложенный в каждом индивидууме и вынуждающий его к активному участию в жизни как общества, так и глобального сообщества.
Следовательно, рядом с количественными и качественными критериями устойчивого развития, по нашему мнению, следует определить сущностные критерии устойчивого развития, связанные с постиндустриальным способом производства и необходимые предпосылки, предопределенные глобальным уровнем реализации данной модели, в частности:
- определение для «знания» весомого места в системе производительных сил;
- рост равномерности распределения собственности и доходов;
- создание глобального координационного механизма;
- подчинение национальных интересов глобальным;
- формирование и утверждение глобального экономического мышления;
- увеличение части глобальных публичных благ в глобальном производстве и потреблении;
- формирование систем мониторинга и оценки глобальных рисков не только для существующих в настоящее время, но и для тех, которые могут возникнуть в будущем;
- глобальная институциализация доверия, которое может заключаться в создании таких систем, которые позволят обеспечивать контроль глобальной общественности по состоянию планеты без вмешательства во внутренние дела государств, особенно в сфере безопасности;
- потеря значительного эффекта от масштаба, которая приведет к изменению моделей транснационализации (в частности, в сторону последующей виртуализации, пространственной релокации);
- изменение моделей образования через более глубокую общественную интеграцию образования, включение процесса образования в систему производства;
- усиление междисциплинарности знания и ренессанс эры философии и философского знания;
- структурная перестройка экономики за счет развития новых видов услуг в существующих отраслях (например, в сфере туризма будет происходить рост объемов услуг технологического, космического туризма, туризма катастроф и др.), создание новых отраслей как в сфере производства товаров, так и предоставлении услуг преимущественно социального характера;
- отказ от политики ограничения роста количества населения вследствие более высокой прямо пропорциональной зависимости темпов экономического роста сферы услуг (в сравнении со сферой товарного производства) от темпов роста количества населения в мире;
- увеличение удельного веса восстанавливаемых ресурсов и сокращения части потребления невосстанавливаемых ресурсов;
- уменьшение активности процессов дальнейшей урбанизации.
Предложенные положения позволяют развить методологические подходы к пониманию постиндустриальных моделей развития и определяют вектор экономического развития, которому необходимо следовать странам, нацеленным на повышение своего статуса. Понимание закономерностей постиндустриального способа производства во многом опирается на концепцию устойчивого развития, которая сегодня ведёт мировую экономику к гармоничному конкурентоспособному экономическому развитию.
Устойчивое развитие необходимо рассматривать как концепцию, которая может быть положена в основу постиндустриальных моделей развития. В условиях индустриального способа производства реализация данной модели практически невозможна из-за того, что существующий уровень развития производительных сил и соответственно господствующий способ производства не позволяют достигнуть поставленных целей с помощью существующих средств.
Превращение знания в фактор производства требует анализа особенностей его создания, распределения, накопления и потребления. Знание является глобальным публичным благом, относительно которого еще не создан глобальный правовой, организационно-институциональный и экономический порядок. Несомненным, по мнению авторов, является положение относительно возможности реального воплощения концепции устойчивого развития исключительно в условиях глобальной мировой экономики, которая продолжает формироваться.
Новейшие технологии нового технологического уклада имеют признаки глобальности, что, в свою очередь, повлияет на последующую глобализацию экономических отношений, связанных с их производством. Так, применение экологических технологий нового поколения не может не повлиять на экосистему планеты в целом.
В частности, создание огромных аккумуляторов солнечной энергии на островах стран Юго-Восточной Азии может иметь глобальные непредсказуемые последствия из-за нарушения процессов перераспределения солнечной энергии, неизвестного влияния её магнитного излучения на живую природу и другие технологии, отсутствия подтвержденных отдалённых результатов, а также других свойств и явлений, которые недостаточно изучены современными исследователями.
Данное положение относится и к решению проблемы безопасности, которая перешла от национального к мегарегиональному уровню и в настоящее время рассматривается вопрос создания основ новой глобальной системы безопасности, без которой невозможно дальнейшее технологическое развитие. Для реализации модели устойчивого развития первоочередным условием является формирование современного глобального экономического мышления у мировых лидеров.
Литература:
1. Англо-русский экономический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://translate.academic.ru/sustainable %20development/en/ru/.
2. Our Common Future: Report of the World Commission on Environment & Development // World Commission on Environment and Development. Oxford Paperbacks, 1987.