Одной из целей образования в школе является овладение системой знаний и умений, которые можно применить в практической деятельности, при изучении смежных дисциплин, воспитание личности способной видеть и понимать окружающий мир. Для этого на уроках математики можно использовать исторический материал, связанный с родным краям и городом, позволяющий расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность и мотивацию к учению. В результате связь математики с другими науками становится более значимой и очевидной для учащихся. Использование на уроках математики исторических фактов об Астрахани и Астраханском крае воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к малой Родине, делают процесс обучения увлекательным, повышают активность детей на уроке. Приведу примеры использования исторического материала об Астрахани в задачах.
Задача. Наша малая родина — Астрахань, расположена в верхней части дельты Волги. Основание современной Астрахани относится к тому времени, когда была заложена деревянно — земляная крепость, положившая начало новому порубежному городу. Именно здесь на самом крупном холме Заячьем (или Долгом) вытянувшемся вдоль Волги и было решено разбить первые укрепления.
В каком году была заложена крепость? Решите примеры и запишите ответы.
1)
2)
3)
4)
Ответ:1558.
Задача: Город Астрахань расположен на островах Прикаспийской низменности, в верхней части дельты Волги. Найдите значение выражения и по найденному ответу определите на скольких островах расположен город Астрахань.
Ответ: на 11 островах.
Задача. Астраханский Кремль назван 8 чудом света. Астраханский кремль наряду с Московским и Смоленским был одной из сильнейших крепостей средневековой России. Астраханский кремль — уникальный образец военно-инженерного искусства второй половины XVI века, архитектурный памятник федерального значения. Архитектурный ансамбль кремля включает в себя семь башен, соединенных кирпичными зубчатыми стенами, представляющими сложное фортификационное сооружение, кафедральный Успенский собор архитектуры московского барокко с крупнейшим в России Лобным местом, комплекс Троицкого собора, Никольскую надвратную церковь, архиерейский двор с сохранившимися на фасаде изразцами с изображением сцен из «Александрии». Найди общую протяженность (в км) стен кремля, решив уравнение:
Ответ: 1,55 км.
Задача. Толщина Кремлёвских стен от 2,8 до 5,2 м, толщина стен башен от 3 до 3,5 м, минимальная высота стен — 7 м, максимальная высота стен — 11,3м. Найдите среднее арифметическое высоты стен Кремля?
Ответ:14,8 м.
Задача. Башни Астраханского Кремля: Красные ворота — круглый многогранник, Архиерейская, Житная, Крымская и Артиллерийская — квадратные.
1) Архиерейская занимает площадь 196 Найти сторону и периметр.
2) Житная, длина стороны найдите площадь и периметр.
3) Крымская занимает площадь Найдите длину стороны и периметр.
4) Артиллерийская, длина стороны 12,5 м. Найти площадь, занимаемую этой башней и периметр.
Задача. Собор Успенский с галереями и Лобным местом в нынешнем виде был заложен 1698г, претерпев третью перестройку, превратился в каменный. Для этого, на месте старого «вырыт был ров 68 сажен в окружности, 4 аршина в ширину и два в глубину…» Вопрос: определите объём вынутой земли.
Задача: Успенский собор Астраханского кремля — главное украшение Астрахани — был построен в 1710 году, а Соборная колокольня с Пречистенскими воротами (вместо разрушенной) на 202 года позже. В каком году была построена Соборная колокольня? Сколько лет существует в Астрахани Успенский собор? Соборная колокольня?
Ответ: в 1912 году, 305 лет, 103 года.
Задача. Указом, какого государя было начато строительство Астраханского Кремля: «ставить в кремле выхода 8 башен, к наружному месту больше, а где менее беды — поменьше, но чтобы все были о трёх бойницах; с выхода, где будет город, на восток ставить выше и шире большую башню, что бы можно было в ней проезжать». Решите уравнения и замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и узнаете имя этого государя.
1) 7x + 2,4 = 34,6 2) (y — 1,8): 8 = 0,7 3) 16,1 — (x — 3,8) =11,3 4) 25,34 — (2,7 +z) = 15.34 5) 8x +4x +3x = 2,7 6) 5,5 + x — 23,5 = 8,75 7) 6,2 — y — 1,8 = 4,39 |
Й |
0,01 |
Н |
0,18 |
|
Н |
1,8 |
|
З |
73 |
|
Р |
7,4 |
|
Г |
4,6 |
|
З |
7,3 |
|
Ы |
26,75 |
|
О |
8,6 |
Ответ: Грозный.
Задача. В Астраханской области в малом Кордуанском озере в 1835 году нашли минерал. После специальной обработки из этого минерала можно сделать соду, стекло, лекарства. Решите примеры, замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и узнаете название минерала.
1) 2) ) = 3) : 10 = 4) = 5) ) ) = 6) : 6 = 7) : = 8) : 18 = 9) = 10) : 2 = |
С |
- 1,71 |
А |
13,5 |
|
О |
||
А |
||
Т |
||
Т |
||
И |
49 |
|
А |
2331 |
|
Н |
||
Х |
2,5 |
|
Р |
- 2,5 |
|
Л |
1821 |
Ответ: АСТРАХАНИТ.
Использование на уроках исторического материала способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В. А. Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей. Такие уроки призваны повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся и дают возможность увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучают их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.
Литература:
1. Никифорова Н. А., Протасевич Г. Н. Природа нашего края. — АОИУУ, 2002.
2. Совайленко В. К., Лебедева О. В. Сборник развивающихся задач с решениями для учащихся 5 -6 классов. Ростов — на — Дону: Легион, 2005.
3. Попова Л. П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.- М.: ВАКО, 2009.
4. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вента — Граф, 2015.
5. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вента — Граф, 2014.
6. История Астраханского края — Астрахань, АГПУ, 2000
7. Панин И. И. История Астраханского края (1900–1940) — Астрахань, 1997
8. Природа и история Астраханского края — Астрахань, АГПУ, 1996
9. Астрахань. Город и люди. / Администрация города Астрахани, Астраханский историко-архитектурный музей — заповедник. 2003г.
10. Астрахань. Город и будущее. / Администрация города Астрахани, Астраханский историко-архитектурный музей — заповедник. 2003 г.