Из истории психоанализа в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Синица, Д. А. Из истории психоанализа в России / Д. А. Синица, Н. А. Кобзева, А. А. Сабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20477/ (дата обращения: 18.12.2024).

Психоанализ является одним из влиятельных философских и психологических направлений XX и XXI веков. Актуальность данной темы и востребованность связаны с реальностями текущего этапа отечественной истории. Общество переживает, помимо экономико-политических трудностей, глубокий психологический кризис. На фоне мировоззренческого хаоса болезненно ощущается утрата традиционных ценностей, идеалов, ориентаций. Не является случайным то, что именно в данных условиях психоанализ и оказался необходимым в современной России.

В дореволюционный период концепция З. Фрейда встретила понимание среди части отечественных психологов, познакомившихся с теоретическим и прикладным психоанализом либо непосредственно, во время поездок на Запад, либо из иностранных журналов. После того, как психоаналитическая концепция приобрела известность, её сторонниками стали многие психологи Российской империи: М. М. Асатиани, М. В. Вульф, А. Б. Залкинд, Ю. В. Каннабих и некоторые другие.

Однако к концу 1920-х — началу 30-х годов ситуация радикально изменилась. В указанный период правящая коммунистическая партия пыталась навязать науке собственные идеологические установки. «Единственно верной» философской школой был объявлен марксизм: любое направление в психологии для того, чтобы быть допущенным к изучению, должно было доказывать свою непротиворечивость доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.

Перед наукой политическим руководством была поставлена задача поиска в психологии метода, который можно было бы назвать соответствующим «диалектическому и историческому материализму», ставшему методологической базой в социологии и социальной философии. На это место, помимо фрейдизма, претендовали рефлексология В. М. Бехтерева, физиология И. П. Павлова, а позже культурно-историческая теория деятельности Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.

Первоначально наиболее предпочтительными представлялись именно шансы психоанализа, поскольку попытки синтеза фрейдизма и марксизма в стране и за рубежом имели давнюю историю.

Ещё в 1909 году в Венском психоаналитическом обществе с докладом «Психология марксизма» выступил А. Адлер, видный австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма. Он пытался доказать, что социальная утопия доктрины Маркса опирается на те же бессознательные комплексы, что и те, которые исследовал Фрейд [1].

В Советской России данную позицию разделял «Казанский психоаналитический кружок», созданный в 1921 году А. Р. Лурия. Сразу после открытия кружка его основатель лично сообщил Фрейду о появлении новой организации и получил тёплый ответ от основоположника психоанализа с пожеланием плодотворной работы [2].

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия написали предисловие к русскому переводу работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», где было отмечено, что психология Фрейда по своим тенденциям насквозь социологична, а задачей других психологов-материалистов, находящихся в лучших условиях, чем Фрейд, остается раскрыть и до конца аргументировать материалистические основы данного учения [3].

В верхних эшелонах большевицкой партии отношение к рассмотренной выше позиции было неоднозначным. Сам лидер российских коммунистов В. И. Ленин (Ульянов) к наследию Фрейда относился настороженно. В беседе с немецкой феминистской Кларой Цеткин он заявил: «Теория Фрейда сейчас тоже своего рода модная причуда. Я отношусь с недоверием к теориям пола, излагаемым в статьях, отчётах, брошюрах и т. п., короче, к той специфической литературе, которая пышно расцвела на навозной почве буржуазного общества...» [4].

В то же время горячим сторонником психоанализа оказался Л. Д. Троцкий (Бронштейн), фактически второе лицо в стране. Он пытался примирить фрейдизм и теорию рефлексов Павлова, заявив: «И Павлов и Фрейд считают, что дном «души» является физиология. Но Павлов, как водолаз, спускается на дно и кропотливо исследует колодезь снизу вверх. А Фрейд стоит над колодцем и проницательным взглядом старается сквозь толщу вечно колеблющейся замутнённой воды разглядеть или разгадать очертания дна. Метод Павлова — эксперимент. Метод Фрейда — догадка, иногда фантастическая» [5].

По мнению «вождя красной армии», Павловская рефлексология — частный случай психоанализа. Если фрейдисты применяют дедуктивный метод исследования — от общего к частному, то сторонники теории рефлексов — индуктивный, от частного к общему и, в конечном итоге, взаимно дополняют друг друга, оставаясь в русле марксистской «диалектической» методологии.

Таким образом, концептуальных возражений против синтеза психоанализа и «диалектического и исторического материализма» не существовало. Однако в развитие событий вмешались далёкие от собственно науки факторы. В 1925 году Троцкий был смещён с поста главы военного ведомства, через два года и вовсе лишён всех должностей в партийных и государственных органах, выслан из страны и, в конце концов (1940), убит сторонниками его главного оппонента И. В. Сталина (Джугашвили).

И. В. Сталин санкционировал публичное разоблачение фрейдизма именно в силу глубокой личной неприязни к своему сопернику в борьбе за лидерство. В результате в начале 30-х годов в Советском Союзе была начата широкая пропагандистская кампания против психоанализа. Многие отечественные психологи под давлением властей отмежевались от ранее высказанных ими симпатий к учению Фрейда. В первую очередь это касается ведущего российского психоаналитика А. Р. Лурия, а также его коллег Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева.

Тем не менее, в 30-е годы отечественный психоанализ не был уничтожен до конца. Ряд психологов в той или иной степени ориентировались на его методы и даже пропагандировали их, но в скрытой форме. В данном контексте следует отметить таких авторов, как уже названные выше, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия, а также Ф. Е. Бассин, В. Н. Мясищев, В. Е. Рожнов, А. Е. Шерозия и др.

Определённые надежды у отечественной научной общественности пробудились после смерти И. В. Сталина и относительной либерализации режима, вошедшей в историографию под названием «оттепели». Однако уже в октябре 1958 года в Москве по инициативе Президиума Академии медицинских наук прошло научное совещание, специально посвящённое вопросам идеологической борьбы с современным фрейдизмом. Лишь с 1985 года труды по фрейдизму начали переиздаваться, а спецкурсы по психоанализу — читаться в вузах, в том числе таких элитных, как, к примеру, Военно-медицинская академия (Ленинград).

Однако для подлинной реабилитации данной школы потребовалось непосредственное личное вмешательство президента РФ Б. Н. Ельцина. 19 июля 1996 года им был подписан указ № 1044 «О возрождении и развитии психоанализа» [6].

 

Литература:

 

1.      Турецкий М. И. Орёл из пригорода (к 70-летию со дня смерти А. Адлера) // Методология и история психологии. 2007. — Том 2. — Выпуск 2. — С. 122–134.

2.      Левитин К. Е. Личностью не рождаются. — М.: Наука, 1990. — 208 с.

3.      Выготский Л. С., Лурия А. Р. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» // З. Фрейд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — С. 27–35.

4.      Цеткин К. Воспоминания о Ленине. — М.: Политиздат, 1968. — 62 с.

5.      Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. — СПб.: Медуза, 1993. — 464 с.

6.      Указ Президента Российской Федерации от 19.07.1996 г. № 1044 «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа» // режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/9738.

Основные термины (генерируются автоматически): исторический материализм, психоанализ.


Задать вопрос