К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 933 раза

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи / Л. К. Фортова, О. М. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 819-822. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20487/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья анализирует причины, генеалогию, механизм превенции одной из форм аутодеструктивного поведения личности — авитальной активности.

Ключевые слова: авитальная активность, превенция, саморазрушение, социальная незрелость, инфантильность, жизнеутверждение.

 

Авитальную активность молодежи мы трактуем как деятельность, направленную на аутодеструкцию. Причинам саморазрушения являются как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам мы относим: заниженную самооценку, социальную незрелость и инертность, инфантильность личности, нравственную и психологическую неустойчивость. Одним из важных внешних факторов является отягощенный семейный анамнез: алкоголизм, наркомания родителей, гиперопека, авторитаризм, низкий культурный и образовательный уровень.

При гиперопеке родители стремятся полностью контролировать поведение детей, принуждают их идентифицировать собственную систему ценностных ориентиров. Вследствии такой воспитательной стратегии игнорируется личность ребенка, уничтожается его достоинство и самооценка. Адаптивные способности личности падают, возрастают деструктивные конфликты со сверстниками, инициируется потребительская позиция.

К числу активных форм сопротивления относится аутодеструкция — суицид.

Следовательно, превенция авитального поведение молодежи должна включать в себя работу с родителями. Мы считаем, что педагог, с помощью тренингов, родительских собраний, круглых столов должен донести до родителей, что воспитание — это создание условий для развития личности.

Мы убеждены, что родителей, девушек, юношей необходимо обучать механизмам психологической защиты, обеспечивающим преодоление внутриличностного конфликта.

К ним относятся:

-          отрицание — онтогенетически наиболее ранний и простой механизм защиты, который развивается, как средство сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию и подразумевает инфантильную подмену принятия решений на действия в соответствии с игнорированием новых обстоятельств (не замечая этого);

-          проекция, предполагающая приписывание источнику проблем различных деструктивных качеств в качестве рациональной основы его отторжения и самопринятия на этом фоне (обвини нечто);

-          регрессия, развивающаяся на раннем этапе онтогенеза для сдерживания чувства неуверенности в себе, тревожности и страха неудач, вызванных проявлением инициативы. В ситуации внутриличностного конфликта она предполагает возврат к детским стереотипам поведения (поплачь об этом);

-          замещение, развиваемое для сдерживания эмоции гнева на более сильного и значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессивные проявления на более слабый объект или на самого себя. Этот механизм психологической защиты имеет активные и пассивные формы и может использоваться субъектами, независимо от их типа деструктивного конфликтного реагирования (напади на что-то, заменяющее это);

-          подавление, развиваемое для сдерживания страхов, проявления которых неприемлемы для позитивного самовосприятия и могут обернуться зависимостью от источника агрессии. Страх блокируется через игнорирование его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ними (не помни об этом);

-          изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги (не чувствуй этого);

-          интроекция — приписывание себе ценностных ориентиров и черт характера других индивидов для предупреждения угроз с их стороны (не спрашивай, откуда это);

-          интеллектуализация, развивающаяся в раннем подростковом возрасте. Этот механизм предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. Используются такие тенденции, как сравнение полярных тенденций. Составление списка «+» и «-» каждой из тенденций и их суммирование (переосмысли это);

-          аннулирование — это поведение или мыслительный процесс, способствующий символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызывающих сильное беспокойство и чувство вины (отмени это);

-          сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного), осуществление социально одобряемых альтернатив. Достигается этот механизм через переключение на другой вид деятельности, через совершение социально-значимых поступков (трансформируй это);

-          рационализация — поиск реальных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, депрессивными чувствами. Этот механизм использует следующие способы: дискредитацию значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличении роли обстоятельств и судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины) (найди оправдание этому);

-          реактивное образование, предполагающее выработку и акцентирование в поведении противоположной установки (обрати это в противоположное);

-          компенсация- с точки зрения онтогенеза — это самый поздний и сложный защитный механизм, развивающийся и использующийся сознательно. Предназначен для сдерживания чувства горя, тревоги по поводу реальной или виртуальной потери, утраты, неполноценности, депривации. Включает в себя элементы идентификации и фантазии (приобрети это);

-          идентификация — моделирование поведения другого лица. Этот механизм обеспечивает повышение самоценности или совладание с чувством в связи с возможным разделением или утратой (будь, как это, чтобы не потерять его);

-          фантазия — это бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта (мечтай об этом).

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средства адаптации и разрешения внутриличностных конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния — дезадаптации. В основе этой амбивалентности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Мы убеждены, что в кризисной для человека ситуации, необходимо:

-          дать ему выговориться;

-          констатировать, что его переживания серьезны, но ему можно и нужно помочь;

-          попросить его помочь кому-либо, нуждающемуся в сострадании и поддержке;

-          предложить поспать (утро вечера мудренее);

-          найти преимущества в его положении;

-          помочь сбросить скованность; зажимы в области глаз — одиночество, раздражительность, плаксивость; зажимы в области щек, затылка, плеч — неуверенность в себе, склонность к фрустрации, сомнениям; зажимы в области мышц, гортани, брюшного пресса- сниженное настроение и низкая самооценка; зажимы рук- беспокойство [1, с.216].

Для эффективной профилактики авитальной активности надо помнить, что в самом аутодеструктивном действии выделяются три стадии:

1.                  Первая стадия характеризуется длительной историей наличия проблем у детей и подростков. Дети лишены родительского внимания и заботы. 75 % их родителей разведены, проживают раздельно, переехали на другое место жительства, живут с приемными родителями или в интернатах. 40 % из них сталкивались с суицидами или парасуицидами у своих родителей, в семье или среди друзей [2]. Профилактическими мероприятиями этой стадии является превенция эмоциональной родительской депривации, работа с «трудными» родителями, выявление категории несовершеннолетних группы социального риска для работы с ними супервизоров, психологов, социальных педагогов и социальных работников.

2.                  Вторая стадия — период эскалации, когда акцентируются все проблемы пубертата. Непослушание, лживость, кражи, дромомания — в подавляющем большинстве случаев — «средство отчаяния» по привлечению к себе внимания значимых людей; последним в этом ряду «средств отчаяния» является суицидальное действие. Примерно 50 % покушавшихся на свою жизнь подростков не посещают школу по семейным обстоятельствам, другая половина — прогуливает уроки, треть суицидов совершается в периоды непосещения подростками школы по причине болезни, беременности, поведенческих девиаций и при отсутствии видимой мотивации. Таким подросткам не удается поддерживать адекватные взаимоотношения со сверстниками, хотя они в этом крайне нуждаются. Родители и педагоги должны обеспечить каждому ребенку его исключительное право- право на достойную, благородную жизнь.

3.                  В последней стадии подросток полностью отчужден от своих родителей и друзей. Это период психологически вынужденного и чрезвычайно тяжело переносимого одиночества, и любой провоцирующий фактор может стать последней каплей, значение которого понятно только с учетом предшествующих переживаний в системе индивидуальных личностных смыслов.

Мы разделяем концепции ученых, предлагающих проводить педагогическую профилактику авитального поведения несовершеннолетних через воспитание жизнестойкости. По нашему мнению — это система убеждений, ориентированных на конструктивную жизненную позицию и просоциальную деятельность. Х. Вернер обнаружил у детей, отнесенных к жизнестойкому типу, пять общих качеств: высокую адаптивность, уверенность в себе, независимость, стремление к достижениям; ограниченность контактов [3]. К составляющим феномена жизнестойкости относятся: волевые качества, социальная и витальная компетентность, стремление к саморазвитию, высокий уровень самоконтроля, коммуникативные способности.

Основная задача педагогической профилактики авитальной активности — разработка методов формирования жизнестойкости. Педагогические условия должны быть адекватны структурным компонентам жизнестойкости личности. К этим условиям целесообразно отнести:

-          целенаправленное включение несовершеннолетних в такие виды деятельности, которые требуют преодоления трудностей (трудовая, спортивная, игровая) и развивает волевое начало;

-          формирование опыта рефлексии собственного поведения в стрессовых ситуациях, развитие коммуникативных способностей на основе тренингов, деловых и ролевых игр;

-          обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;

-          освоение подростками опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;

-          снижение конфликтности личности через проигрывание противоречивых ситуаций с их последующим конструктивным разрешением;

-          развитие социальной и витальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения.

Одно из необходимых требований работы с подростком — неупоминание терминов «суицид», «самоубийство», «лишение себя жизни», «авитальная активность», поскольку это может подтолкнуть юношу или девушку, находящихся в острой психотравмирующей ситуации, к роковому решению. Реализация данного посыла включает несколько стадий:

На первой стадии целесообразно провести диагностику развитости компонентов жизнестойкости. К ним можно отнести волевые качества, коммуникативные способности, способность к реализации саногенного мышления, конструктивной жизненной стратегии; выявляется наличие или отсутствие барьеров в общении, конфликтности, низкой самооценки, акцентуаций характера, психопатий; констатируется опыт поведения подростков в трудных ситуациях.

Основные методы диагностики включают психологическое тестирование, анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности несовершеннолетних (сочинения, творческие задачи), анализ поведения в игровых и учебных ситуациях.

Результаты диагностики целесообразно дополнить данными о социальном положении подростков (увлечения, особенности семьи, менталитет, уровень социальной и нравственной зрелости).

На втором этапе с подростками проводятся беседы о корреляции достижений и жизнестойкости личности. Создаются условия для повышения мотивации детей и их участия в программе собственного развития. Затем учитель, социальный педагог или психолог проводят индивидуальные беседы с подростками, в ходе которых анализируются ситуации, вызвавшие трудности и проблемы, выбираются способы и средства коррекции необходимых качеств.

С родителями целесообразно провести беседу на тему «Преодоление трудностей: помощь или препятствие в развитии ребенка?»

На наш взгляд, весь преподавательский состав школы должен принять участие в формировании жизнестойкости подростков.

Учитель физической культуры должен делать акцент на волевых качествах и выносливости учащихся. Для этого он подбирает комплекс специальных спортивных упражнений.

Классным руководителям целесообразно проводить дискуссии, тренинги, ролевые и деловые игры на темы: «Можно ли прожить жизнь без преодоления трудностей?»; «Что такое самоуважение, достоинство личности?». Отбираются факты из жизни великих писателей, ученых, характеризующих любовь к жизни и жизнестойкость этих людей.

Психолог должен проводить тренинги, направленные на развитие компонентов жизнестойкости («психологическая поддержка», «коррекция тревожности и неуверенности в себе», «способы самоконтроля и саморегуляции», «тренинг личностного роста», «тренинг преодоления коммуникативных барьеров»).

Заключительный этап предполагает повторное диагностирование подростков, принявших участие в исследовании. Цель этого этапа — констатирование изменения уровня жизнестойкости в сторону повышения.

На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

-          для планирования, осуществления и координации мероприятий по превенции авитальной активности молодежи, необходимо выявлять этиологию, генеалогию и механизмы развития данного явления у наиболее сензитивных страт населения — детей, подростков и молодежи;

-          целесообразно проводить специализированные курсы повышения квалификации и переподготовки для педагогических работников, а также специалистов других ведомств (здравоохранения, социальной защиты, правопорядка);

-          увеличить выпуск научно-методической и информационной литературы, посвященной конструктивной, жизнеутверждаюшей позиции личности.

 

Литература:

 

1.                  Бубнов, Ю. М. Суицидальный синдром у подростков // Ценностные ориентации молодежи на рубеже ХХI века. Могилев, 1998.- С. 216.

2.                  Гиндикин, В. Я., Гурьева, В. А. Личностная патология. М.: Триада-Х, 1999

3.                  Werner, H. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y., 1957

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, преодоление трудностей, ситуация, активность молодежи, вид деятельности, витальная компетентность, механизм защиты, педагогическая профилактика, психологическая защита, социальная незрелость.


Ключевые слова

саморазрушение, авитальная активность, превенция, социальная незрелость, инфантильность, жизнеутверждение., жизнеутверждение

Похожие статьи

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Исследование эмоционального реагирования подростков, склонных к аутодеструктивному поведению

Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростка...

Клинико-психологические нарушения адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК

Статья посвящена клинико-психологическим методам выявления психологических нарушений адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК. Дисстресс, обусловленный тяжелым заболеванием (инсультом) близких людей, оказывает влияние на возникновение соц...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Влияние переживания травматического события на специфику ценностных ориентаций преступной личности

В статье рассматривается специфика ценностных ориентаций преступной личности. Основное внимание уделяется взаимодействию данного явления с особенностями переживания травматического события, представленного реакциями избегания, вторжения и гипервозбуж...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Похожие статьи

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Исследование эмоционального реагирования подростков, склонных к аутодеструктивному поведению

Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростка...

Клинико-психологические нарушения адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК

Статья посвящена клинико-психологическим методам выявления психологических нарушений адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК. Дисстресс, обусловленный тяжелым заболеванием (инсультом) близких людей, оказывает влияние на возникновение соц...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Влияние переживания травматического события на специфику ценностных ориентаций преступной личности

В статье рассматривается специфика ценностных ориентаций преступной личности. Основное внимание уделяется взаимодействию данного явления с особенностями переживания травматического события, представленного реакциями избегания, вторжения и гипервозбуж...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Задать вопрос