Спряжение русских глаголов имеет много особенностей, знание которых в полном объеме предусмотрено программами по первому и второму сертификационному уровню для студентов, изучающих русский в качестве иностранного языка.
Существует два способа классификации спряжения русского глагола. Согласно одной типологии все глаголы, исходя из соотнесения основ настоящего времени и инфинитива, делятся на продуктивные и непродуктивные классы, непродуктивные группы и единичные глаголы. Существует несколько вариантов данной классификации: по показателю инфинитива с предыдущим суффиксом; по суффиксам и по глаголу-образцу с суффиксом.
Н. Н. Белякова в учебно-методическом пособии предлагает в качестве ориентира для распределения глаголов на классы и группы использовать показатель инфинитива с предыдущим суффиксом и выделяет 4 продуктивных класса глаголов на
1. —ать, -ять, -еть;
2. —овать, -евать;
3. —нуть;
4. —ить.
Также представлены 12 непродуктивных групп на
1. —ать, -ять;
2. —ать, -ять, -еть;
3. —нуть;
4. —зти, -зть, -сти, -сть;
5. —чь;
6. —ать, -ять;
7. —ереть;
8. —ороть, -олоть;
9. —авать;
10. — ить;
11. — ыть
12. —уть, -ить, -ыть, -ать, -ять, -еть.
К глаголам обособленно стоящим в системе русского спряжения отнесены бежать, брить(-ся), быть, дать, есть, ехать, идти, ошибиться, реветь и хотеть [1].
М. Вавречка также рассматривает спряжение глаголов с позиции продуктивности-непродуктивности по суффиксу и выделяет 5 продуктивных классов:
1. а: aʲ;
2. e: eʲ;
3. ева/ова: уʲ;
4. ну: н
5. и: согласный
В непродуктивные классы входят следующие 6 типов глаголов:
1. а: согласный;
2. е: согласный;
3. ну: н: согласный/-нул/-л;
4. с/з (-ти/-ть): с/з/б: с/з/б;
5. с (-ти, -ть): д, т: гласный
6. е/и/о/я/(чь): г/к: г/к.
Дополнительно автор выделяет 9 непродуктивных групп:
1. ава: aʲ;
2. ня: йм/им/ним;
3. а/я: м;
4. а/я: н;
5. а/е/ы/я: ан/ен/ын/ян;
6. оло/оро: ол/ор/ ел;
7. ере: р;
8. е/и/у/ы: еʲ, оʲ; уʲ/ʲ;
9. и/ы: ив/ыв.
К изолированным глаголам относятся следующие: бежать, быть, дать, есть, ехать, идти, клясть, расшибить, реветь и хотеть [2].
Е. Кучерова также выделяет 5 продуктивных классов по типам, предъявляя глагол-образец и учитывая показатели основ:
1. делать — делают (1 спряжение), показатели основ: а, aʲ;
2. краснеть — краснеют (1 спряжение), показатели основ: е, еʲ;
3. целовать — целуют (1 спряжение), показатели основ: ова, уʲ;
4. вернуть — вернут (1 спряжение), показатели основ: ну, н;
5. платить — платят (2 спряжение), показатели основ: и, корневой гласный.
К непродуктивным классам автор относит следующие 4 типа:
1. а) писать — пишут (1 спряжение) и б) держать — держат (2 спряжение), показатели основ: а, корневой согласный;
2. видеть — видят (2 спряжение), показатели основ: е, мягкий корневой согласный;
3. мерзнуть — мерзнут (1 спряжение), показатели основ: ну, н;
4. вести, печь (1 спряжение).
В первом спряжении выделяется 8 непродуктивных групп глаголов:
1. давать, показатели основ: ва, aʲ;
2. принять, показатели основ: (н)’а, м;
3. жать, показатели основ: а, н/м;
4. тереть, показатели основ: ере, р;
5. колоть, показатели основ: оло, л’/р’;
6. бить, показатели основ: и, j;
7. крыть, показатели основ: ы, oj;
8. жить, показатели основ: и, в.
К единичным глаголам относятся брить, одеть, хотеть, стать, идти, дать, есть, петь, ехать, ошибиться, быть, обуть, бежать [3].
В практическом применении система спряжения по типу продуктивность-непродуктивность сложна, так как, например, самые типичные суффиксы -ать, -ять, -еть, -ить, -нуть и др. одновременно являются показателями разных классов и групп глаголов, а следовательно разных особенностей спряжения. Часто данную классификацию используют на занятиях со студентами-филологами, изучающих русский язык как иностранный.
В соответствии со второй классификацией глаголы различают по типам спряжения в настоящем времени. В русском языке есть 2 типа спряжения, который можно определить по гласному, стоящему перед показателем инфинитива: -ить и не-ить (-ать, -оть, -ыть, -уть и др.). Однако в такой системе не отражены особенности спряжения русского глагола. Эту классификацию используют обычно при обучении студентов не лингвистических специальностей. Студенты заучивают каждый глагол с особенностями, по мере предъявления их в учебнике.
Г. П. Куринина и В. Г. Будай дополняют классификацию по типам спряжения моделями спряжения. Так в словаре-справочнике Г. П. Куринина предлагает 10 моделей I-ого спряжения глаголов:
I. Модели глаголов с формой инфинитива на -ть:
1. Читать (гулять) 1а) уметь.
2. Рисовать (танцевать).
3. Давать.
4. Писать
5. Отдохнуть.
6. Стать (надеть).
7. Брать (звать).
II. Модели глаголов с формой инфинитива на -ти (с-ть):
8. Нести (везти, идти)
9. Вести (класть).
III. Модель глаголов с формой инфинитива на -чь:
10. Мочь.
Дополнительно рассматриваются 20 глаголов I-го типа спряжения с разными особенностями: открыть (петь), пить, начать, взять, глаголов на -нять: понять, занять, обнять, поднять, снять, принять.
Во II-м спряжении выделяются 3 модели спряжения
1. Говорить (любить).
2. Смотреть (видеть).
3. Слышать.
Отдельно приведено спряжение глаголов с окончаниями I и II спряжения: хотеть и бежать. Обособлено представлены глаголы дать и есть [4].
В. Г. Будай в своем пособии описывает 9 моделей спряжения русских глаголов I-го спряжения с окончаниями (на -е) читать, ждать, давать, рисовать, писать, расти, звать, жить, мочь и 2 модели с окончаниями II-го спряжения (на -и): говорить, видеть, а также 6 основных глаголов-исключений: бежать, быть, взять(-ся), дать, есть,, хотеть(-ся) и глаголов на -нять (поднять и др.) [5].
Классификации В. Г. Будай и Г. П. Курининой показывают модели спряжения в каждом типе спряжения русских глаголов, но они не совпадают по количеству моделей и особенностям их образования. Стоит отметить, что у Н. Н. Беляковой, Г. П. Курининой, В. Г. Будай, М. Вавречки и Е. Кучеровой разное количество глаголов в списке исключений. Единогласно они относят только 5 глаголов к единичным глаголам: бежать, хотеть, быть, дать, есть.
В данной статье осуществляется попытка объединить разные классификации, упростив и сведя их в общую таблицу, с тем, чтобы более доступно и лаконично объяснить студентам, изучающим русский язык как иностранный особенности спряжения русских глаголов.
Таблица 1
Обзорная таблица особенностей спряжения русских глаголов
Единичные глаголы |
|
I спряжение |
II спряжение |
||||||||||||
|
-чь |
-ти |
-ть |
||||||||||||
Продуктивные |
|
|
Стандарт |
-ова- |
|
Стандарт |
|
||||||||
Непродуктивные |
Наращение и чередование |
—с- —з- |
|
-ева- |
-ва- |
-ну- |
Отсечение |
|
б, п в, ф м |
д, т з, с ст |
Исключения II |
||||
Чередование |
Разное |
Исключения I |
|||||||||||||
-у/ю —ешь/ёшь —ет/ёт |
-ем/ём —ете/ёте —ут/ют |
-у/ю —ишь —ит |
-им —ите —ат/ят |
||||||||||||
К группе «Единичные глаголы» можно отнести глаголы быть, дать, есть, и глаголы по объединенным признакам:
- расхождение в одной гласной: идти/ехать (иду, еду),
- разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть;
- глаголы с приращением согласных:
· +н (деть, дуть, жать-жну, застрять, клясть, начать, стать);
· +м (взять, жать-жму, снять);
· +в (жить, плыть).
Деление глаголов на продуктивные и непродуктивные» объясняется частотностью глаголов с соответствующими признаками. Группу глаголов с показателем инфинитива -чь можно разделить на подгруппы с приращением согласного «г» и его чередованием с «ж» — мочь, беречь, лечь и с приращением согласного «к» и его чередованием с «ч» — печь, течь, отвлечь.
Группу глаголов на -ти также можно разбить на подгруппы: с чередованием согласных: плести, цвести, брести, вести, грести и др. и без чередования согласных: лезть, везти, грызть, ползти и др. Стоит отметить, что к группе «-ти» несмотря на показатель инфинитива -ть относятся также глаголы грызть, сесть, класть, лезть, прясть. Глаголы на -чь и -ти имеют особенности спряжения как в настоящем, так и в прошедшем времени.
В группу «Стандарт» входят глаголы без особенностей спряжения, например, думать, уметь (I-е спряжение) и говорить, строить (II-е спряжение). У глаголов группы «Стандарт» I-го спряжения происходит отсечение показателя инфинитива и добавление личных окончаний, а у глаголов II-го спряжения происходит отсечение показателя инфинитива и предшествующего гласного с добавлением личных окончаний.
У глаголов группы «-ова-» дополнительно отсекается данный суффикс и добавляется суффикс -у-. Следует отметить, что лишь небольшое количество глаголов с суффиксом -ева- из-за фонетических особенностей спрягается по правилу «-ова-»: танцевать, ночевать, врачевать, бушевать — после ж, ш, ч, щ, ц; крайне редко добавляется суффикс -ю-: воевать, горевать, клевать. Такие глаголы можно отнести к частным исключениям группы «-ова-». Глаголы с суффиксом -ева- спрягаются стандартно: заболевать, задевать, запотевать, затвердевать, затмевать, напевать, подозревать, подразумевать, преуспевать, продлевать, созревать и др.
В группу «-ва-» входят только 3 глагола с корнем да-, зна- и ста- с различными приставками давать, узнавать, вставать, у которых в настоящем времени также происходит отсечение суффикса -ва-, но без дополнительного приращения гласного, как в группе «-ова-».
Следует различать глаголы группы «-ну-», особенностью которых является спряжение только в прошедшем времени. Так часть глаголов спрягается стандартно — отдохнуть, обмануть, крикнуть, а часть — с отсечением «-ну-» — замерзнуть, исчезнуть, привыкнуть и др.
К группе «Отсечение» относятся глаголы, при спряжении которых в настоящем времени отсекается показатель инфинитива -ть и предшествующий гласный и добавляются личные окончания глагола: ждать, тянуть, врать, рвать, смеяться и др.
В группу глаголов «Чередование» входят глаголы, у которых наряду с отсечением, есть чередование согласных: писать, искать, дремать, плакать. К группе глаголов «Разное» относятся глаголы с отсечением и с выпадением гласного: тереть, запереть, наращением гласного: мыть, открыть, петь; чередованием гласного — молоть, приращением гласного в корне слова: брать, драться, гнать, звать, с наращением «ь» — пить, лить, шить и др. Группа «Исключения I» состоит из исключений из II-го спряжения — брить, стелить.
По способу образования различают губные (б, п, в, ф, м) и зубные (д, т, з, с) согласные. Данная информация важна для понимания особенностей спряжения глаголов с чередованием согласных, которые стоит разделить на 2 группы. К глаголам, корень которых оканчивается на «б, п, в, ф, м» (любить, готовить, знакомить и др.), в 1 л. ед. ч. добавляется «л». В группу «д, т, з, с, ст» входят глаголы, корень которых оканчивается на соответствующий согласный (ходить, возить, носить и др.) и в 1 л. ед. ч. происходит чередование согласных с «ж, ш, ч, щ» согласно фонетическим законам. В группу «Исключения II» входят исключения из I-го спряжения, например, стоять, дышать, видеть и др. Важно, что глаголы исключения с губными (спать) или зубными (видеть) согласными в корне спрягаются согласно соответствующей группе с чередованием.
Следует подчеркнуть, что все особенности II-го спряжения можно наблюдать только в 1 л. ед. ч., а у глаголов I-го спряжения на -ть и -ти во всех лицах и числах. У глаголов на -чь в 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. происходит приращение согласного, который чередуется по законам фонетики во 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч. Также особенностью является схожее образование прошедшего времени непродуктивных глаголов на -ну-, -ти и -чь.
В связи с большой взаимосвязью многих особенностей спряжения с историческим развитием и разными аспектами фонетики данная таблица не позволяет легко объяснить спряжение глаголов на -ну-, -чь, -ти и группу «Отсечение». Для их усвоения нужны списки глаголов, большинство из которых нужно запомнить. Однако преимуществом данной таблицы является систематизация особенностей спряжения глаголов в емкой форме, упорядочение единичных глаголов по схожим признакам и точное и понятное описание особенностей глаголов II-го спряжения.
Литература
1. Белякова Н. Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение. — 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург 2006, — 97 с.
2. Mojmir Vavrečka. Ruská slovesa. Computer Press 2007, Brno, — 151 s.
3. Eva Kučerová. Morfologie ruského jazyka — slovesná flexe. Ostrava 1973, — 126 s.
4. Куринина Г. П. Учим русские глаголы: Словарь — справочник для иностранцев. — Москва 2000, — 67 с.
5. Будай В. Г. Алгоритм словоизменения русских глаголов. Настоящее (простое будущее) время: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному. — Санкт-Петербург 2012, — 104 с.