Стечение пассажиров около бортовых туалетов в некоторых рейсах, особенно длительных, создает дискомфорт как бортпроводников так и самых пассажиров. Для решения такой проблемы, обостряющейся в связи с постоянным ростом габаритов воздушных суден, в данной статье была предложена электронная система управления очередью в бортовой туалет, реализуемая частично на базе системы бортовых развлечений. При этом достигается рациональное использование времени пассажиров и их комфорт.
Ключевые слова: электронный туалет, управление очередью на борту, туалет самолета, бортовое обслуживание
Concourse of air travelers near to the aircraft toilets, especially during particular time during long flights contributes to discomfort both flight attendants and passengers themselves. To solve such exacerbated problem with the constant increase of passenger aircraft size, this paper proposes an electronic queue management system for aircraft toilet, partially based on the in-flight entertainment system platform. In result, comfort enhancement and time saving have been achieved.
Keywords: aircraft electronic toilet, electronic management of in-flight queues, automated toileting, aircraft toilet, onboard service
1. Введение
Применение электронных систем управления очередью продолжает распространяться в местах скопления людей в аэропортах, вокзалах, банках и т. п. С учетом наблюдаемого роста перевозимых пассажиров и увеличения размеров пассажирских самолетов применение таких систем на борту этих самолетов будет одной из необходимостей для удовлетворения критериям комфорта и совершенства следующих поколений в супергигантских пассажирских самолетах. Это связано с тем, что в течение полета пассажирского самолета загруженность туалетов становится критической, что приводит к образованию очередей около них. Следовательно, ухудшаются условия комфорта во время полета особенно у пассажиров, занимающих близкие сиденья к туалетам. С учетом того, что некоторые туалеты освобождаются раньше других, перераспределение пассажиров могло бы уменьшить очередь. Настоящий уровень техники, в частности, платформы электронных систем управления очередью, обеспечить практически решение эту проблему, позволяя пассажиру оставаться на своем месте и рационально использовать время до подхода своей очереди.
Подобное решение упоминалось в патенте [2], где была предложена система управления общественным туалетом, в том числе, туалетом в пассажирском салоне. Для этого был разработан метод автономного управления, обеспечивающего передачу информации о частоте посещения туалетов обслуживающему персоналу, включая возможность дистанционного приглашения пассажира и т. д.
В данной работе рассматривается подход к осуществлению максимального соответствия разработанной нами системы бортовых развлечений в [1] с требованиями системы электронного управления очередью в бортовой туалет. Таким образом, благодаря использованию многофункциональных бортовых систем упрощается конструкция самолета и уменьшается его вес за счет сокращения количества туалетов.
1. Структура системы
Электронная система управления очередью в бортовой туалет (ЭСУОБТ), изображенная на фиг.1, содержит виртуальный регистрационный пункт, установленный в клиент-сервере системы бортового развлечения, присоединённом к центральному серверу (ЦС) ЭСУОБТ с помощью сетевого коммутатора. Последний элемент служит для объединения рядов клиент-серверов в локальную сеть Ethernet с помощью соответствующих протоколов связей и кабельной инфраструктуры.
Рис. 1. принципиальная схема электронной системы управления очередью в бортовой туалет пассажирского самолета; 1- клиент-сервер (терминал); 2- пассажирское сидение; 3- сервер экипажа; 4- сетевой коммутатор; 5- центральный сервер ЭСУОБТ; 6- база данных; 7- сетевой физический уровень; 8- туалетная дверь; 9- замок туалетной двери.
Сервер экипажа или так называемый администратор сети подключается к ЦС через сетевой коммутатор, к которому присоединяется и база данных (БД). Выходной сигнал от ЦС передается через сетевой физический уровень к цифровому кодовому замку туалетной двери, который имеет программный модуль, управляющий входом пассажиров в назначенный туалет.
2. Алгоритм работы
Пассажир сидящий, например, на сиденье 1 под номером А16, при желании посетить туалет выбирает связанную с ЭСУОБТ услугу согласно первому шагу процесса на фиг.3, означенную в перечне услуг системы бортового развлечения, представляющей собой клиент-сервер в данной локальной сети (см. фиг.1, 2). Как показано на фиг.1 клиент-сервер имеет встроенную аппаратуру ввода данных, которая может быть в виде джойстика или сенсорного экрана, служащих регистрационному терминалу инфраструктуры ЭСУОБТ. Соответственно, при выборе вышеописанной услуги открывается регистрационный интерфейс, изображенный на фиг. 2, предназначенный для регулирования очередей путем учета виртуальных талонов с ПИН-кодом (см. фиг. 2).
ЦС предназначен для управления различными компонентами ЭСУОБТ, обеспечения взаимодействия между ними, обработки данных по запросу и удаленного администрирования с помощью администратора сети, т. е. сервера экипажа.
На фиг.3 изображен процесс направления пассажира к ближайшему к нему туалету. Предварительно, после захода в регистрационный интерфейс ЭСУОБТ, пассажир нажимает соответствующую кнопку для получения ПИН-кода (см. фиг.2,3). Соответственно, от клиент-сервера отправляется по локальной сети Ethernet запрос ЦС о проведении проверки свободного в данный момент туалета. В случае если все или по крайне мере один цифровой замок туалетной двери отправит ЦС сигнал об отсутствии в них пользователей, данный пассажир автоматически направляется к этому выделенному туалету. Сообщение, появляющееся на экране в рамках интерфейса ЭСУОБТ, содержит номер назначенного туалета и простой ПИН-код, который необходимо пассажиру запомнить, чтобы набрать на цифровом замке туалетной двери. Помимо того, пассажиру показывается навигационная карта пассажирского салона с указанием маршрута к назначенному туалету (см. фиг.2). Ввод ПИН-кода осуществляется с помощью клавиатуры цифрового замка, показанного на фиг.4. В случае несоответствия введенного ПИН-кода с ранее выданным этому пассажиру номером, цифровой замок запрещает вход в туалет пока не пройдет время ожидания. Если данный оповещенный пассажир в течение определенного времени не ввел назначенный ПИН-код, ЦС приглашает следующего по очереди пассажира.
Рис. 2. виртуальный интерфейс ЭСУОБТ
ЦС определяет присутствие/отсутствие пассажира в каком-либо туалете на основе соответствующего сигнала (закрытый/открытый) от цифрового замка туалетной двери, который в свою очередь имеет в простейшем виде замыкаемую электрическую цепь при закрытии туалета внутренним ключом. В данной ЭСУОБТ цифровой кодовый замок туалетной двери содержит программное обеспечение, работающее как виртуальный пульт оператора в популярной схеме системы управления очередью. В случае если все туалеты самолета в данный момент заняты, ЦС соответственно вычисляет наименьшую очередь к одному из них. В результате выполнения описанного алгоритма определяется количество ожидающих пассажиров у каждого туалета. На основе полученного результата ЦС направляет пассажира к туалету с наименьшей загруженностью. В итоге, на экране клиент-сервера появляется виртуальный талон, содержащий вышеупомянутую информацию на фиг.2.
Фиг.3: блок-диаграмма процесса направления пассажира к свободному туалету
На фиг.3 видно, что как только освобождается ранее назначенный данному пассажиру А16 туалет, ЦС получает от цифрового замка туалетной двери сигнал о выходе предыдущего пользователя из туалета. Следовательно, на экране клиент-сервера показывается вызов к освободившемуся туалету. Такой вызов можно поддерживать голосовым сигналом, передаваемым с помощью периферийных устройств, таких как наушники и вспышкой на экране.
В случае, если какой-либо другой туалет будет освобождён раньше предполагаемого времени пассажиру, ожидающему своей очереди выходит повторной вызов с обновленным номером туалета и ПИН-кода.
Рис. 4. цифровой замок туалета, содержащий программный модуль управления входом в него
Как показано на рис. 4, цифровой замок туалетной двери имеет встроенное или отдельное устройство отображения информации об очереди, дополнительно показывающее обратный отчет времени, за которое пассажиру нужно ввести выданный ему ПИН-код. Требуемые цифровые замки уже существуют в серийном производстве в настоящее время.
Администратор ЭСУОБТ представляет собой сервер экипажа, который предназначен для удаленной настройки, администрирования и мониторинга основных компонентов ЭСУОБТ, например, для контроля операций закрытия или открытия замков туалетов при взлете, наборе и снижении высоты и посадке.
Для поддержания отказоустойчивости ЭСУОБТ используется система резервного копирования. Она предназначена для записи, хранения резервных копий БД, настроек ЭСУОБТ и т. д.
Под редакцией: Григорьева Т. Е., кандидата филологических наук.
3. Заключение
Значительный рост числа перевозимых на борту гражданских самолетов пассажиров вызывает необходимость регулирования оптимального использования бортовых туалетов. В данной статье была предложена электронная система управления очередью в бортовой туалет, за счет которой достигается максимальный комфорт для всех пассажиров.
Предложенная система прокладывает путь к осуществлению перспективных автономных пассажирских салонов для будущих воздушных суден.
Литература:
1. Ба Зухаир Мохаммед Ахмед, Патент РФ 149140, 3D видеодисплей и способ дистанционного управления для системы бортовых развлечений, G09G5/00 (2006.01), приоритет 03.12.2013.
2. Edo Vincent Hoekstra, патент US 20120154169 A1, Toilet management systems, methods, and techniques, дата приоритета 15.12.2010, МПК (G08B5/22)