После обретения независимости в Узбекистане повысилось внимание к историческому прошлому страны, а также к изучению научного наследия просветителей и мыслителей Востока. Особенно ценны высказывания философов и политиков Востока, связанных с проблемой формирования нравственных ценностей человека. Основной упор в трудах восточных учёных делался на то, что воспитание правильных ориентиров в нравственности человека зависит от того, насколько является справедливым и гуманным то общество и государство, в котором живёт и трудится отдельно взятая личность. Оценка баланса таких категорий как труд и вознаграждение, преступление и наказание, права и обязанности, то есть справедливых отношений ещё с древнейших времён была одной из сложных задач человечества. Так как понятие справедливости определяется социально-экономическими отношениями между людьми в конкретных исторических условиях и отличается у разных социальных групп. Понятие справедливости играет большую роль в социально-политическом сознании людей. Справедливость можно разграничить как социально-философское, нравственное и правовое понятие. Почти во всех философских трактатах мыслителей стран Центральной Азии делается попытка осмысления категории справедливости. В своём произведении «Сияр ул-мулк» («Политика») Абу Али Хасан ибн Тусий- Низомулмулк(1:27) пишет о справедливом управлении государством, о гуманизме и социальной помощи. По версии произведения, Абу Али Хасан ибн Тусия, по причине того, что он вёл правильную государственную политику, основывавшуюся на социальной справедливости, в народе прозвали Низомомулком, что в переводе означает «порядок собственности». В произведении «Политика» Низомомулк обращает внимание на то, что беспорядок в государстве наступает тогда, когда общество не реагирует на проявления лжи, несправедливости, безнравственности и нарушения чужих прав. Будучи вазиром (министром) султана Маликшаха, он построил в сельджукидской столице Марве-большую обсерваторию, ряд медресе под названием «Низомия» в Багдаде, Басре и Исфахане, Здесь творили поэт Умар Хайям, арабисты Муизий, Тафтазоний, которые в своих стихах многие строки посвятили именно справедливому правлению. По мнению Низомулмулка, для справедливого правления нужно: во-первых, правильно выбирать должностных лиц; во-вторых, советоваться постоянно с аксакалами и учёными, имеющими опыт и видевшими мир; в-третьих, постоянно контролировать исполнение указов и решений, выезжая на место; в-четвёртых, постоянно выделять из казны отдельные суммы для помощи малоимущим, вдовам, сиротам, больным и инвалидам; в-пятых, соблюдение прав человека.
В «Индии» Абу Райхон Беруни (2:49) делит все качества человека на хорошие (правдивость, щедрость, справедливость, постоянство, предпринимательство,) и плохие (ложь, зависть, борьба за должности). Самым ярким проявлением безнравственности, по мнению Беруни, является воровство и насилие. И от размера воровства каждый должен получать различное наказание. Если размер маленький-можно ограничиться оглаской преступления и порицанием общества. Если размер воровства большой, то и наказание должно быть большое, вплоть до телесного. В управлении государством не общество должно служить государю, а правитель должен быть слугой народа. Только так можно жить в справедливом государстве. Особое внимание Беруни обращал на социальное равенство людей, которое связывал с отношением между собственностью и достоинством человека, проведением правильной денежной политики, честной торговли, воспитанием, беспрекословным подчинением законам.
Правовед Абу Наср Фароби в «Книге о воззрениях населения справедливого города» делится своими мыслями о великом обществе, справедливом строе, благородных правителях. Первый правитель справедливого города для нормального руководства должен обладать следующими двенадцатью качествами: должен быть здоровым; должен быть умным и просвещённым; должен быть правдивым, знать меру в еде, питье и отношении к женщинам; не преследующий богатство; должен иметь хорошую память; 6справедливый от природы; мужественный и бесстрашный; ненавидящий насилие; умеющий принимать решения; хороший политик и оратор (3: 24).
Как писал Алишер Навои: «Тот человек хорош, который справедлив». Каждый человек, каждый народ оценивает справедливость как высший эталон стремления к высокой нравственности. Навои давал толкование справедливости не только как высшей нравственно-правовой ценности, но и как основного принципа, обеспечивающего и процветание общества, и социально-политическую стабильность, и прочность государства. Поэт понимал справедливость как способность отличать правду от неправды, и призывал к защите, а также обязательному наказанию виновных, контролю за равенством между людьми.
По мнению поэта и философа, справедливость характеризуется в уважительном отношении и беспрекословном подчинении к закону. Эта позиция имеет огромное значение и в наши дни, так как обеспечение верховенства закона, повышение правовой культуры населения, формирование чувства уважения к законам является основным требованием строительства правового демократического государства. В своих произведениях «Хайрат ул-аброр», «Садди Искандарий», «Сабъаи сайёр», «Тарихи мулуки Ажам», «Тарихи анбиё ва хукамо», «Вакфия», «Назм ул-жавохир», «Насойим ул-мухаббат», «Махбуб ул-кулуб» великий поэт призывает человечество жить по законам справедливости. Этот призыв он постоянно подтверждал в своих поступках. В течение более чем тридцатилетнего управления государственными делами Алишер Навои ставил интересы общества превыше всего и руководствовался принципом: «Только тот, у кого есть мера справедливости может руководить государством». В «Саади Искандари» он возвеличивает образ Александра Македонского, как справедливого и требовательного к подданным полководца. В произведении поэт: «на вопрос Македонского: Какие дела можно вершить как средство справедливости, его учитель Аристотель отвечает, что если справедливость будет каждодневным делом правителя, то весь мир будет у его ног. Если правитель в этой жизни завоюет мир, то в раю займёт трон рая. Если правитель установит справедливость в каждом деле, то в результате получит благополучие народа своей страны” (4:78). Таким образом, через образ великого полководца Алишер Навои раскрывает свои представления и мечты об идеальном государственном устройстве. В своём рубаи Навои сравнивает справедливость с источником жизни, а правителя Хорасана Хусайна Бойкаро называет справедливым шахом. Если шах несправедлив, то среди народа увеличивается недовольство, что приводит к разрушению государства. Справедливость сравнивается с солнцем, а несправедливость с тьмой. И как восходящее солнце постепенно разгоняет тьму, так и справедливость всегда торжествует над её противоположностью.
Такой же подход наблюдается и в устном творчестве народов Востока, где понятие справедливости всегда ассоциировалось как символ и воплощение хорошего. Так в священной книге зороастризма «Авеста» проповедуется принцип «Не думай ничего кроме правды, не говори ничего кроме правды, не делай ничего кроме правильных поступков». Основой зороастрийской религиозной системы является признание борьбы двух противоположностей — Добра и Зла, где всегда побеждает бог добра и справедливости Ахурамазда, хотя на стороне бога зла Ахримана всегда очень много тёмных сил.
Идея справедливости находит своё отражение и в произведении Юсуф Хос Ходжиба «Кутадгу билиг», где описываются основные качества руководителя, такие как справедливость, правдивость и нравственность. Основная идея поэмы “Кутадгу билиг” держится на четырех постулатах, выраженных автором посредством героев:
1. Твердый правильный закон, олицетворением которого является Кун тогды (в переводе оно звучит как “взошло солнце”).
2. Счастье. Его олицетворением является образ справедливого визиря Айтолды (в переводе “полная луна”).
3. Разум. Его олицетворяет сын визиря Огдюльмиш (в переводе“благоразумный”).
4. Будущее, загробная жизнь. Это понятие олицетворяет брат визиря Одгурмиш (в переводе “пробуждающий”) (5:45).
Великий государственный деятель Амир Тимур в управлении государством руководствовался следующими принципами: спокойствие и мир, мудрость министров, постоянство правления и постоянный контроль за положением народа. Сохибкиран говорил: «Моя цель установить в государстве порядок, справедливость и спокойствие. Поэтому мы не должны допускать произвола хокимов на местах, которые мучают народ несправедливыми делами и поборами». Ведь несправедливое правление в конце концов, чаще насильно, меняется на справедливое(6:18).
Одним из распространённых общественных идеалов справедливости в современном обществе является социальная справедливость, которая включает в себя равенство всех граждан перед законом, обеспечение работой всех трудоспособных, социальное обеспечение инвалидов, престарелых, детей-сирот, равный доступ к образованию. Этот идеал является сегодня основополагающим принципом развития узбекского государства, который был провозглашён с начала объявления республики независимой страной и этот принцип постоянно поддерживается поэтапно проводимыми социально-экономическими реформами.
Литература:
1. Абу Али Хасан ибн Тусий Низомулмулк. «Сияр ул-мулк», Т.,2007.
2. Абу Райхон Беруни. «Индия». Т.,1997
3. Абу Наср Фароби. «Книга о воззрениях населения справедливого города». Т.,2010
4. А. Навои. Саади Искандарий. Хамса. Сборник избранных сочинений. Т.1.,2010.
5. Юсуф Хос Ходжиб «Кутадгу билиг», Т.,2003.
6. Амир Тимур. Уложение. Т.,1997.