Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Гутарева, Н. Ю. Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии / Н. Ю. Гутарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 1011-1013. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20650/ (дата обращения: 16.11.2024).

Аннотация.Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу школьникам. Задача статьивыявить специфику преподавания английского языка в школах Англии. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для современных школьников знать родной язык и культуру. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия представителей английского и русского языков и культур.

Ключевые слова:родной язык, мотивация, английский язык, ценностные ориентации, курикулум, деятельность.

 

Духовные ценности народа, его национальное своеобразие живут и развиваются благодаря родному языку. Родной язык ― одно из важнейших понятий психологии, демографии, этнологии, лингводидактики, социолингвистики и речеведения [1].

Для каждого из нас родной язык — это язык того народа, той нации, сыновьями и дочерьми которого мы являемся, который мы усваиваем с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде, и которым “владеем с максимальной глубиной и полнотой, на котором легче, быстрее и проще мыслим, который является наиболее привычной и удобной формой выражения мысли и языкового общения” [2]. Вот почему у любого народа обучению родному языку отводится первое место в учебных планах.  Задача учителя родного языка гораздо шире, чем научить писать, читать и говорить на родном языке ― не менее важно дать знания о литературе, культуре и истории своего народа и через овладение этими знаниями помочь осознать себя не равнодушными наблюдателями данного процесса, а частью своего народа, иначе говоря, обеспечить условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей принадлежностью. Обучение родному языку и литературе в средних школах Англии проходит в соответствии с Национальным курикулумом, согласно которому английский язык и литература — один из основных предметов обучения в школе, наряду с математикой и природоведением.

В национальной программе по английскому языку и литературе для средней школы (2007) отмечается, что английский язык — это не только жизненно важное средство общения школьников со своими сверстниками и учителями в школе, но и с другими людьми как за пределами школы, так и в мире в целом. Он является основой для изучения всех учебных предметов. Изучая английский язык, учащиеся развивают навыки разговорной речи, аудирования, чтения и письма, благодаря которым они найдут свое место в жизни общества. В программе также отмечено, что литература на английском языке разнообразна и имеет большое значение для формирования личности. Она отражает опыт людей из многих стран и эпох, развивает чувство культурной идентичности. Школьников учат критически читать прозаические, поэтические и драматургические произведения, а также научно-популярные и информационные тексты. Изучая  структуру, происхождение и традиции английского языка ученики понимают, как работает язык. Учебная деятельность на уроках английского языка и литературы подчинена достижению целей курикулума, которые заключаются в том, чтобы помочь школьникам:

• успешно учиться, получать удовольствие от учебы и достичь значительных успехов;

• стать уверенными в себе личностями, которые ведут безопасный, здоровый и полноценный образ жизни;

• быть ответственными гражданами, которые способны сделать позитивный вклад в жизнь общества [3. С. 61].

Структура образовательных целей при изучении родного языка и литературы в Англии представлена следующими областями целеполагания: устная речь и аудирование, чтение и письмо [6]. Обучение аудированию и устной речи предполагает свободное использование учащимися подходящего стиля и конкретных средств устной речи в широком контексте речевых ситуаций. Школьников должны научить четко выражать свою точку зрения, приспосабливая свою речь к различным ситуациям, целям и аудитории; подбирать слова, лексические и грамматические структуры, характерные для стандартного английского языка, с целью точной передачи мысли; прислушиваться к различным точкам зрения и изменять свои взгляды в свете того, что сказали другие; понимать явный и скрытый смысл высказывания; вносить свой вклад в выполнение группового задания, предлагая собственные идеи, задавая вопросы и реагируя на речь других участников; выполнять различные роли в организации, планировании и поддержке дискуссии в группе; демонстрируя при этом уверенное, свободное владение нормами литературного языка, включая выбор словарных и грамматических норм с целью достижения определенных коммуникативных целей [3, С. 64; 4, С. 86].

Работа по обучению чтению направлена на выработку навыков чтения текстов разной направленности и понимания их значения, а также на овладение основами писательского мастерства. Важным аспектом обучения чтению является формирование навыков получать и толковать информацию, события, основные положения и идеи, о которых ученики узнали из прочитанных текстов; понимать значение литературных приемов, использованных писателем (ирония, аллюзия, коннотации, умаление, преувеличения и т.д.); выбирать и сравнивать информацию из различных текстов; признавать различные интерпретации текстов, обсуждать их, обосновывая свою точку видения прочитанного; понимать, как слушатели и читатели выбирают тексты для чтения и как они на них реагируют. [3, С. 66; 4, С. 88].

Обучение письму в английских школах на третьем и четвертом ключевых этапах предусматривает развитие технических навыков и навыков творческого письма. Формируя технические навыки, школьников учат эффективно использовать стандарты английского письма; соблюдать грамматические нормы, уделяя особое внимание субъектно-предикатным связям в различных типах предложений и применению временных форм глагола; уметь пользоваться знаками препинания; орфографически правильно писать слова, опираясь на знания закономерностей правописания, различать однокоренные и производные слова, выделять приставки, суффиксы и флексии [3, С.68; 4, С.98]. Значительное внимание в этот период английские учителя уделяют развитию навыков творческого письма. Школьников учат писать четко и последовательно, с соответствующим уровнем детализации. Написанный текст должен заинтересовать читателя, следовательно, писать надо изобретательно, творчески и вдумчиво, используя новые идеи, адаптируя стиль и язык к различным формам, целям произведения и для разных категорий читателей. Программой по английскому языку и литературе для средней школы предусмотрено формирование умений использовать точную лексику и разнообразные стилистические приемы; последовательно придерживаться определенной точки зрения, как в написании художественных произведений, так и в официальном, деловом, научно-популярном письме; использовать сложные предложения, изменять структуру предложения ради создания интересного, эффективного и изящного смысла (значения). При написании произведения школьников учат учитывать потребности читателя и вводить в текст соответствующую информацию [3, С.69; 4, С. 99].

Итак, в английском Национальном курикулуме для средней школы предусмотрено изучение различных аспектов английского языка, а также на ознакомление школьников с лучшими произведениями английской и мировой литературы [7]. Изучение языка и литературы направлено на овладение школьниками литературным английским языком как средством общения и обучения, как социальным, культурным и историческим явлением, а также на изучение особенностей его лексикологии, грамматики, фонетики, орфографии и т.д., что способствует формированию как общеязыковой, так и специфических коммуникативных компетенций.

 

Литература:

1.                  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. ― Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. ― 312 с.

2.                  Снитко Е.С., Маймакова А. Понятие родного языка и его интерпретация в современной лингвистике. — URL:  http://www.uni.ulsu.ru/aspir/doc/avtoref/2006/06/

3.                  English Programme of study for key stage 3 (This is an extract from The National Curriculum 2007) ― Crown copyright, 2007. — Qualifications and Curriculum Authority. — рр.60-81. ― URL: www.qca.org.uk/curriculum

4.                  English Programme of study for key stage 4 (This is an extract from The National Curriculum 2007) ― Crown copyright, 2007. — Qualifications and Curriculum Authority. ― рр.82 — 99. ― URL:  www.qca.org.uk/curriculum

5.                  Гутарева Н.Ю.  English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с.

6.                  Гутарева Н.Ю.  Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов  международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. —  Украина. Львов, 2013. — с. 49-51.

7.                  Гутарева Н.Ю.  Обучение английскому языку в социокультурной реальности.  Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. —  С. 215-218.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, родной язык, литература, устная речь, жизнь общества, обучение, творческое письмо, текст, чтение, школа Англии.


Похожие статьи

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Похожие статьи

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Задать вопрос