Аннотация. Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации, технологизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу высшей школы и студентам. Целью исследования является определение различных форм взаимосвязей, контактов, взаимозависимостей студентов в процессе учебной, культурной, общественной и научной деятельности в рамках взаимодействия внутри учебного коллектива. Задача исследования — это определение способов поддержания и развития традиций в учебных коллективах. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для преподавателя и студентов не только понимать значимость учебного коллектива, как социального феномена. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия представителей учебного коллектива.
Ключевые слова: учебный коллектив, исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность.
Жизнедеятельность учебного коллектива во многом зависит от сложившихся в нем взаимоотношений его членов, общественного мнения, настроения и традиций.
Взаимоотношения — это различные формы взаимосвязей, контактов, взаимозависимостей студентов в процессе учебной, общественной и научной деятельности. В учебном коллективе взаимоотношения должны строиться на основе норм и правил морали, культурных традиций общества, положений учебных уставов. Влияют на них все процессы в обществе, его духовный, культурный и нравственный облик, а также личностно-психологические особенности курсантов, их общее развитие, настроения, симпатии или антипатии, возникающие в процессе обучения и взаимодействия с другими членами коллектива.
Как внутренняя личностная основа такого взаимодействия, поддающегося коррекции, взаимоотношения изменяются менее динамично. На основе анализа группового взаимодействия можно выявить особенности межличностных отношений, уровень их культуры, соответствия требованиям этики.
Главными коллективообразующими факторами в вузе могут быть совместная воинская, культурная, общественная и другие формы внеучебной деятельности студентов. Особое внимание внеучебной деятельности студентов должно быть уделено на 4—5 курсах, когда заметно ослабевает влияние академической группы [3].
Большую роль во взаимоотношениях в коллективе студентов играют взаимопомощь и взаимодоверие как определяющее условие их профессионального роста и соблюдения норм нравственности в сфере отношений: это, например, постоянный обмен информацией о прочитанном, опытом учебной работы, обсуждение вопросов личной жизни и т.п.
Общественное мнение — мощнейшее средство влияния на человека из числа тех, которыми располагает коллектив.
Нравственно зрелое общественное мнение выполняет в учебном коллективе, как показали исследования, различные функции. Одна из важнейших — сплочение людей. В коллективе происходит сложный процесс взаимодействия и синтез индивидуальных мнений, в результате чего одни суждения отсеиваются, а другие обогащаются, уточняются. Так формируется единое коллективное мнение, поддерживаемое если не всеми, то большинством людей. Это единство сближает их, создает предпосылки для координации совместных действий.
Формирование общественного мнения в учебном коллективе предполагает влияние на оценочные суждения обучающихся по различным сторонам жизни страны, вуза, работу с активом, выражение мнений по вопросам учебы и дисциплины на собраниях, совещаниях, в стенной печати, если они имеют аргументированное обоснование.
Настроение коллектива — относительно длительное его эмоциональное состояние, переживания, чувства большинства его членов [2].
От настроения зависит активность людей, восприятие ими различной информации. Причины тех или иных настроений в учебных коллективах кроются в результативности их деятельности (успех, неуспех), внутренних взаимоотношениях (доброжелательность и взаимопомощь или, наоборот, неуважение, безразличие и т.п.), индивидуальных особенностях отдельных личностей (темперамент, установки и т.д.) [1].
Традиции в учебном коллективе — это передающиеся от студентов одного поколения к другому норм и правил поведения в учебной, творческой, воинской или другой деятельности.
Благодаря традициям происходит передача опыта взаимоотношений, способов достижения целей обучения. Традиции мобилизуют, способствуют сплочению учебного коллектива, обеспечивают преемственность нравственно-этических ценностей. Традиции ― не обычай или обряд, которые регламентируют поведения и действия, давая им детальное предписание. Традиции ближе к принципам поведения, соблюдение которых связывают с достижением успеха [4].
Пути поддержания и развития традиций в учебных коллективах:
а) углубление понимания роли учебного коллектива студентами его сути и значения;
б) пропаганда сложившихся традиций в учебно-воспитательной, научной, культурной, воинской сферах;
в) включение студентов в общественно-пропагандистскую работу;
г) обеспечение культуры и эстетичности ритуалов в вузе по важнейшим датам в жизни учебных коллективов и отдельных их членов.
Литература:
1. Бабосов М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.― 235 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.― 136 с.
3. Майерс Д.И. Социальная психология. — СПб.: 1997.― 275 с.
4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. ― М.: 1959. — 125 с.