Роль музыки в формировании социально активной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 05.07.2015

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Мирзаева, Н. Х. Роль музыки в формировании социально активной личности / Н. Х. Мирзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 663-664. — URL: https://moluch.ru/archive/93/19686/ (дата обращения: 16.11.2024).

“Мы должны добиваться, чтобы наши дети были сильнее и умнее нас. Мы не должны жалеть ничего ради этой великой цели, мобилизовать на это все свои возможности, средства, которыми располагаем. Огромное значение в этом деле имеет духовное воспитание. Если мы его, духовное воспитание, пустим на самотёк и взирать на него безответственно, безучастно, если не будем бдительными, лишимся всех ценностей, содержащихся в священных заветах отцов, традициях, несущих нам историческую память. Тем самым мы потеряем всё, упустим свой шанс, а это неминуемо отвлечёт нас и от единого пути всего прогрессивного человечества”.

За этими полными забот о будущем нации словами главы Республики Узбекистан кроется глубокий смысл. Духовность, безусловно, играет первостепенную роль в деле воспитания молодёжи, в формировании социально активной личности. Особое же место в этом плане отводится музыке.

Как известно, музыка буквально сопровождает человека от самого его рождения до смерти. Значение этого источника в нашей повседневной жизни, в особенности при формировании моральных качеств подрастающего поколения, может быть, осознаётся далеко не каждым человеком. Между тем, этот бесценный источник духовного воспитания вряд ли можно заменить чем-нибудь другим. Самая ранняя ступень соприкосновения новорождённого с животворным свойством музыки — это колыбельная песня матери. Именно звуками, мелодией колыбельной проникает в сознание, впитывается в душу ребёнка любовь ко всему сущему, к окружающему миру. Нежные, спокойные материнские напевы, пронизанные представлениями взрослого человека о мире, сообщают ребёнку самые первые черты душевного качества будущего гражданина отечества: чувства любви к человеку, природе, родному краю и др.. В этих чувствах закодирована связь со стариной, с историей нации, человечества вообще. Недаром же взрослый человек при звуках колыбельной не просто вспоминает своё младенчество, но и невольно начинает испытывать в своём сердце не всегда сразу осознаваемые благостные волнения, побуждающие на добродетель.

Если понаблюдать за играми детей на улице, на детских площадках, можно заметить, как они нередко распевают песенки, или песенние мотивы, наполненые любовью к родине, матери, природе и т. д. Значит, есть все основания думать, что музыка естественным образом выполняет свою великую миссию по формированию душевных качеств человека независимо от его возраста.

Хорошая музыка всегда доставляет сердцу человека покой, желание творить добро, помогает преодолеть душевную боль, обуздать страсть, расширяет диапазон человеческого мышления. Думая об усилении роли музыки в формировании социльно активной личности, мы можем вспомнить уроки великих предков. У гениального Алишера Навоий есть предание:

На одном собрании в окружении сподвижников, близких учеников Джалолиддин Руми с закрытыми глазами долго слушает музыку. Когда затихли неземные звуки струн, великий учитель, не удержавшись, воскликнул: “Как прекрасно! В этой мелодии мне почудилось, как будто приоткрывается величественный вход в райские сады”. В этих словах величайшего мыслителя эпохи Возрождения заключено признание музыки как чудодейственной силы. Это пример того, как понимали и ценили музыку великие учителя человечества.

Есть много свидетельств о том, как Авиценна, Аль Харезми, Абу Райхон Бируни, Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур испытывали чарующее воздействие музыки. Творения поэтов-классиков чаще всего доходит до сердец любителей словесности благодаря музыке, вместе с нею. Гениальный Авиценна лечил больных не только целебными растениями, но и музыкой. Об этом нам известно из трактатов самого великого врачевателя. Известно, что Алишер Навоий не только любил музыку, создавал музыкальные инструменты и искусно играл на них, но и сочинял музыку. Он не признавал поэта, если тот не умел играть хотя бы на одном каком-нибудь музыкальном инструменте.

Великий Амир Темур тоже любил музыку и ценил таланты. Примеры бережного, любовного отношения к музыке, что встречаем мы у великих предков, побуждают нас, потомков, к продолжению традиций, к приумножению духовных богатств. “Успех широкомасштабно проводимых нами реформ во всех сферах жизни общества тесно связан, в первую очередь, с проблемами возрождения богатых народных духовных традиций, осознания своих глубоких историчеких корней, с развитием науки, культуры, искусства, системы народного образования, самое главное, с переменой в общественном сознании”.

Таким образом, значение культуры, искусства, в частности, музыки в деле формирования общественного сознания переоценить нельзя. А вопорос формирования социально активной личности неразрывно связан с этим кардинальным вопросом.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. Высокая духовность –непобедимая сила. –Ташкент: Маънавият, 2008.

2.         Кодиров Р. Мусика психологияси. –Ташкент:, Тошкент, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, активная личность, духовное воспитание, взрослый человек, общественное сознание, формирование.


Задать вопрос