В данной статье автор характеризует один из видов оказания юридической помощи адвокатом. Из статьи видно, что данная тема является актуальной, т. к. в настоящее время Чтение правовых актов и кодексов бывает крайне недостаточно для того, чтобы индивидуально разрешить какой-либо вопрос. Статья состоит из аргументированных выводов касающихся данного вопроса.
Ключевые слова:консультирование, адвокат, законодательство, юридическая помощь, доверитель, юрист.
Гражданин, у которого проблемы с работодателем, или с государством, напрямую связаны с нарушением законодательства и требует быстрого и своевременного принятия решения, или нуждаясь в юридической и профессиональной консультации, обращается за ответом к адвокату или юрисконсультанту. Чтение правовых актов и кодексов бывает крайне недостаточно для того, чтобы индивидуально разрешить какой-либо вопрос, относящийся к судебным разбирательствам, а зачастую самостоятельность и индивидуальность решения в судебном судопроизводстве бывает очень ограничена. Именно для этого и существует профессиональная юридическая помощь адвоката [1].
Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» — оказание консультаций по правовым и юридическим вопросам, как в письменной форме, так и в устной, является одним из видов оказания юридической помощи адвокатом [2].
Важнейшее значение, имеет также и Кодекс профессиональной этики адвоката, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. Предписания, обязывающие каждого адвоката соблюдать Кодекс профессиональной этики, заложены в Законе об адвокатуре, в частности в п. 4 ч. 1 ст. 7, в п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре, в тексте присяги адвоката (ст. 13), что делает Кодекс, по существу, неотъемлемой частью Закона [3].
Начавшаяся в середине 1980-х гг. перестройка самым решительным образом сказалась на положение адвокатуры. Правовые кооперативы стали провозвестниками новых форм коллективной работы юристов на нивах правовой защиты и судебного разбирательства. В то же время продолжала существовать сохранившаяся с советских времен традиционная адвокатура. Конкуренция между старыми и новыми формами оказания юридической помощи в конечном итоге привела к появлению так называемых «параллельных коллегий», которые создавались юристами, не являющимися адвокатами, однако готовыми полностью взять на себя эти функции [4].
Закон об адвокатуре рождался в остром противоборстве. При этом активно впитывался законодательный опыт США и европейских стран, где правовой статус адвокатуры урегулирован наиболее полно и последовательно. Главной опорой адвокатской общественности в борьбе за закон были депутаты, пришедшие в парламент из адвокатской среды.
На протяжении всего периода своего развития, от зарождения в виде стряпчества, до вполне сформировавшегося и неотъемлемого института гражданского общества демократического государства, адвокатура в нашей стране прошла (и проходит, на сегодня) сложный путь становления и развития. Но история адвокатуры продолжается, и ход ее невозможно остановить.
Несмотря на то, что единственный урок, которое человечество извлекает из истории, заключается в том, что оно никаких уроков из истории не извлекает, история адвокатуры свидетельствует и учит нас, что единая, сплоченная организация российской адвокатуры — это наше будущее, это наш авторитет и необходимое условие для нашей успешной профессиональной деятельности, это качественная и квалифицированная защита прав и интересов граждан, в конце концов, это — наше процветание и благополучие.
Оказание консультаций адвокатом следует не путать разовую консультацию и консультирование с перспективой ведения дела. В первом случае проблема доверителя разрешается при посещении единственного раза с юристом.
В настоящее время в России решение объявленной Президентом РФ проблемы и поручение борьбы с правовым и юридическим нигилизмом, а также борьба с коррупцией не может быть своевременно осуществлено без обеспечения гарантированного статьей 48 Конституции Российской Федерации права на приобретение квалифицированной юридической помощи. Также, это требует кардинального изменения крайне слабой и нестабильной ситуации, создавшееся в Российской Федерации в области оказания юридической помощи [5].
На сегодняшний момент юридическая помощь оказывается не только гражданам, но и организациям. Этим занимается две, совершенно разные группы: с одной стороны это — члены квалифицированных профессиональных сообществ и контор (нотариусы, адвокаты, патентные поверенные), и с противоположной стороны — иные желающие юридическим и физическим лицам. При этом в обращении этих двух разных групп правовое и государственное регулирование содержит совсем расхожие различия.
Для того чтобы стать хорошим и профессиональным нотариусом или адвокатом, юрист должен отвечать высоким профессиональным и нравственным требованиям:
- обязательно иметь высшее юридическое образование, опыт работы по специальности;
- отлично знать законы;
- не иметь запятнанной судимостью репутации;
- сдать сложный квалификационный экзамен.
При осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат обязан:
- постоянно повышать свою квалификацию;
- соблюдать этические правила, за нарушение которых привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения статуса адвоката;
- соблюдать профессиональную тайну;
- не допускать конфликта интересов с клиентом;
- отказываться следовать незаконным просьбам обратившихся к нему клиентов;
- оказывать юридическую помощь гражданам РФ бесплатно (у некоторых адвокатов ее объем составляет в разных регионах от 60 до 90 %);
- страховать свою профессиональную деятельность от возможных ошибок.
Оказание юридической помощи иными лицами (это граждане и организации) никак не регулируется, никаких правил для их отношения в осуществлении такой юридической помощи (услуг) в российском законодательстве не определено [6].
Главной проблемой в России является то, что иные лица, не профессиональные адвокаты и нотариусы могут:
а) быть вообще не юристами;
б) не иметь высшего юридического образования;
в) не иметь практического опыта (навыков применения на практике);
г) иметь судимость.
К сожалению, данные люди на данное время пользуются «пробелами» в российском законодательстве и осуществляют любые юридические услуги за деньги: помощь в составлении любых юридических документов; оказание юридической (и часто неквалифицированной) помощи и т. д.
Эта ситуация также способствует увеличению роста коррупционной среды (так как, не имея опыта и должных знаний и не неся обязанности соблюдать требования закона и профессиональной этики, такие лица могут быть расположены к использованию внеправовых средств, не рискуя потерять при этом профессиональную ответственность).
Следствием упомянутой некомпетентности всегда являются неблагоприятные последствия для прав граждан и организаций, а также интересов государства. Судебные органы уже неоднократно выражали негодование тем, что судьям приходится иметь дело с неквалифицированным представительством при рассмотрении ими дел [7].
Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то близки с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические консультации, никаких требований и условий оказания такой деятельности, законодательство не устанавливает. При существующем правовом регулировании оказывается действительно доходнее заниматься юридическими услугами, не утруждая себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований, предъявляемые адвокатам и нотариусам. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению. Так, если коммерческие организации и предприниматель имеют все основания воспользоваться упрощенной системой налогообложения и платить максимум 6 % с получаемых доходов, то адвокаты не вправе использовать такую систему налогообложения и уровень их налогообложения составляет не менее 15 % от их дохода [8].
Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» полностью решает описанную проблему несоответствия положения дел в сфере оказания юридической помощи Конституции России и международным стандартам. Необходимо, чтобы любую юридическую помощь как вид услуг могли оказывать только лица, отвечающие установленным законом квалификационным признакам и прочим требованиям профессионального сообщества и государства. Как показывает и отечественный, и мировой опыт, эти цели достижимы при нормативном обязании таких лиц иметь надлежащее образование и сдавать соответствующие экзамены, объединяться в профессиональные сообщества, которые и будут заниматься как системой организованного повышения квалификации, так и контролировать их деятельность, при необходимости налагая санкции.
Проект федерального закона регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации. Настоящий федеральный закон не распространяется на государственные юридические бюро, осуществляющие деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.
Принятие федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Более того, действующее законодательство не содержит никаких квалификационных и этических требований к иностранным юристам, действующим в России и оказывающим услуги по российскому праву (в том числе в отношении знания русского языка и российского права). Это не только не соответствует интересам государства и общества, но и ставит в невыгодное положение российских юристов, к которым в иностранных государствах всегда предъявляются жесткие требования.
Таким образом можно сделать вывод, что преодоление такой неудовлетворительной ситуации возможно только путем приведения законодательного регулирования в соответствие с Конституцией РФ и международными стандартами.
Литература:
1. Юридическая помощь адвоката. URL: http://advokatvoronezh.ru (дата обращения 15.05.2015г.);
2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». URL: www.consultant.ru (дата обращения 13.05.2015г.);
3. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России: учебник / под ред. И. Л. Трунова. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — С. 113–114.- Серия: Магистр;
5. Юридическая помощь адвоката. Что в нее входит и какие вопросы решает адвокат? URL: www.tribuna.ru (дата обращения 15.05.2015г.);
6. Юридическая техника адвоката. URL: http://lexguide.ru (дата обращения 15.01.2015г.);
7. Консультирование как вид деятельности адвоката. URL: www.law.edu.ru (дата обращения 16.01.2015г.).
8. Консультирование как вид юридической помощи. URL: http://russian-laws.ru (дата обращения 15.01.2015г.).