Франчайзинг по-венгерски | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 24.06.2015

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Карманова, Т. И. Франчайзинг по-венгерски / Т. И. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20458/ (дата обращения: 16.10.2024).

В данной статье рассматривается история появления франчайзинга в Венгрии, а также его институциональная среда, способствующая дальнейшему развитию франчайзинговой формы взаимоотношений крупного и мелкого бизнеса в данной стране.

Ключевые слова:франчайзинг, франчайзер, франчайзи.

 

В экономическом плане Венгрия по классификации Международного валютного фонда относится к странам с переходной экономикой.

В ряду центрально-восточноевропейских стран Венгрия находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Вместе с тем, сохраняется ее существенное — примерно в 1,5–2 раза — отставание по большинству показателей от ведущих западных государств. [2]

В последние годы венгерская экономика находится в довольно трудном положении, что вызвано негативными последствиями мирового кризиса, накопившимися серьезными внутренними проблемами, а также обострением геополитической ситуации.

По итогам 2014 г. экономика страны испытала относительный подъем. Валовой внутренний продукт вырос на 3,2 %, промышленность — на 5,5 %, сельскохозяйственное производство — на 7 %, строительство — на 15 %.

Отмеченные позитивные изменения, вместе с тем, явились отчасти следствием предшествующего длительного спада. Перспективы дальнейшего улучшения ситуации оцениваются сдержанно. В одном из последних обзоров ОЭСР указывается, что «потенциал экономического развития Венгрии за последнее десятилетие ощутимо снизился. Фактически прекратился рост эффективности производства. Среди главных причин — ухудшение предпринимательского климата, возросшая непредсказуемость изменений регуляторной системы, обострение проблем малых и средних предприятий, а также сдерживание конкуренции в инфраструктурных секторах».

Значительную роль в экономике страны играют мелкие и средние предприятия. Официально в Венгрии зарегистрировано более 1,6 млн. небольших фирм, на которые приходится около 75 % занятых, чуть менее 40 % ВВП и порядка 17 % экспорта. Причем доля в экспорте малых предприятий, которые принадлежат венгерским гражданам, составляет лишь 11 % и продолжает снижаться. Одновременно более 60 % валового внутреннего продукта и свыше 80 % экспорта Венгрии обеспечивают 850 крупных предприятий, находящихся преимущественно в зарубежной собственности. Тяжелое положение национального малого бизнеса за последнее время превратилось в весьма значительную внутриполитическую проблему. Крупные транснациональные компании, функционирующие в перерабатывающих отраслях, часто используют субпоставщиков из других стран. Таким образом, конкурентное давление в венгерской экономике все более снижается.

Показатели эффективности венгерских мелких и средних фирм были примерно в 2,5–3 раза ниже аналогичных индикаторов действующих в стране крупных компаний. Одна из главных причин — недостаток у малых предприятий финансовых средств для модернизации и технического переоснащения.

Учитывая значительную социально-экономическую роль и распространенность малого и среднего бизнеса в Венгрии, в отношении этого сектора экономики проводится политика всесторонней государственной поддержки, которая осуществляется, с одной стороны, по линии применения таких опосредованных экономических стимулов, как снижение налоговой и административной нагрузок, так и представление прямых преференций, с другой — по линии широкого использования национальных и международных программ экономического развития.

Помимо снижения налоговой нагрузки и упрощения бухгалтерской отчетности, в интересах содействия развитию малых и средних предприятий, их технической модернизации, укреплению их кооперационного сотрудничества, а также для смягчения конкуренции со стороны крупных предприятий, венгерское правительство осуществляет на конкурсной основе упрощенную форму кредитования, предоставления безвозвратных дотаций и льготных финансовых конструкций.

В отношении малых и средних предпринимательств (включая сельскохозяйственные) практикуется предоставление льготных инвестиционных кредитов в виде долгосрочных кредитных конструкций на цели развития производства, освоения новых технологий, развития инфраструктуры и т. д. Кроме того, ВБР оказывает другие финансовые услуги: оперативный и финансовый лизинг, поручительство по обязательствам, факторинг.

Такой финансовый институт как «Информационный венчурный финансовый фонд» содействует финансовому обеспечению венгерских информационных и телекоммуникационных малых и средних предприятий. Преимуществом пользуются инвестиционные проекты, направленные на создание новых рабочих мест, повышение технологического уровня, использование ноу-хау и создание экспортного потенциала. Фонд также выделяет по линии поддержки развития внешней торговли средства на участие венгерских предприятий в зарубежных ярмарках и выставках, проведение маркетинговых исследований и рекламных акций, внедрение систем обеспечения качества в соответствии с требованиями стандартов ЕС. [3]

Все выше перечисленные меры положительно влияют на развитие форанчайзинга в Венгрии. Данный инструмент используется для развития малого и среднего бизнеса, а также служит средством обновления основных фондов.

Франчайзинг в Венгрии начал свое развитие в начале 1990-х, после распада старой политической власти в 1989 году. Одними из первых франшиз в Венгрии стали гостиничные сети и франшизы в области быстрого питания.

В 2014 году в Венгрии было около 350 франчайзеров, 50 % которых являются отечественными. На данный момент в Венгрии функционирует 18 000 франчайзи. [1]

Приводимые данные не точные, так как нет полных статистических данных о франчайзинге в Венгрии. Компаниям не требуется регистрироваться, когда они приобретают франшизу. Многие компании заявляют, что работают по франчайзинговой модели, даже в том случае, если они не выполняют правила Европейского кодекса этики франчайзинга.

Например, некоторые рестораны пиццы в Венгрии называют свои генеральные соглашения «договором франшизы», хотя владелец сети имеет долю в бизнесе контрагента.

Несколько венгерских франчайзеров активно работают на международном уровне. Большинство расширяется в странах, граничащих с Венгрией.

Примерно 20 % всех франчайзинговых компаний в Венгрии являются членами Венгерской ассоциации франчайзинга. Венгерская ассоциация франчайзинга помогает франчайзи работать в соответствии с Европейским кодексом этики. Как уже упоминалось выше, в то время как не существует никаких специальных правил для франчайзинговых операций в Венгрии, франчайзинговые предприятия могут работать легально, этически и прибыльно.

Венгерская ассоциация франчайзинга создана в мае 1991 года 17 компаниями, включая Макдоналдс. Из этих основателей, только Макдональдс оставался членом Венгерской ассоциации франчайзинга, другие были заменены новыми франчайзинговыми компаниями.

Венгерская ассоциация франчайзинга имеет три основных направления деятельности. Первым и наиболее важным является то, что она поощряет этичное ведение франчайзинга, влияя на фирмы и контролируя выполнение соответствующих правил. Второй областью является информирование об этических принципах франчайзинга на различных конференциях. Ну и, наконец, Ассоциация помогает франчайзерам и франчайзи найти друг друга.

По Кодексу определение франчайзина звучит следующим образом — это система продажи товаров, услуг или технологий, которая основана на продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами — франчайзером и франчайзи [4]. Суть этой системы состоит в том, что франчайзер предоставляет франчайзи право, а также налагает на него обязанность вести бизнес согласно его концепции. Это происходит в рамках и в период срока действия франчайзингового договора и в обмен на определенные финансовые платежи и при возможности использовать торговую марку, ноу-хау, методы ведения хозяйственной деятельности, технические знания и другие права интеллектуальной собственности, а также получать постоянную поддержку и помощь франчайзера.

По данному кодексу франчайзер должен [4]:

-           перед началом создания франчайзинговой сети, испытать концепцию в собственной точке в течение достаточно длительного срока;

-           быть владельцем или иметь юридические права пользования торговой маркой и другими знаками, которые выделяют сеть среди других;

-           предоставить франчайзи вступительную подготовку и в дальнейшем поддерживать его коммерчески и технически в течении продолжения действия договора.

В обязанности франчайзи входит:

-           прилагать усилия в ведении собственной деятельности и поддерживать имидж, идентичность и репутацию всей франчайзинговой сети;

-           предоставлять франчайзеру проверенную операционную информацию для проверки уровня и качества ведения бизнеса, необходимые финансовые отчеты для эффективного управления франчайзинговой сетью, возможность доступа к своему предприятию для проверки необходимой документации франчайзеру и его представителям;

-           в течение срока действия договора и после его расторжения не разглашать ноу-хау франчайзера.

Неизменными обязанностями обеих сторон являются:

-           Во взаимоотношениях стороны должны вести себя честно. Если франчайзи нарушил определенный пункт договора, франчайзер письменно ему об этом сообщает и должен определить срок, в который это нарушение должно быть исправлено.

-           Стороны мирно решают споры путем переговоров.

Регулирование договора франчайзинга предусмотрено Законом о конкуренции, но данный закон не предусматривает юридическое определение, так же, как и остальные законодательные акты.

Определения договору франчайзинга в венгерском законодательстве нет, однако, общие положения Гражданского кодекса Венгрии все же относятся к договору франчайзинга.

Вследствие отсутствия всестороннего правового регулирования франчайзинга, отношения между франчайзером и франчайзи зависят от составленного договора франчайзинга, поэтому он должен быть тщательно проработан.

Что касается расторжения договора, то данные положения должны быть в нем прописаны. На практике право на одностороннее расторжение редко предоставляется франчайзи, но используется в том случае, если франчайзер нарушает свои обязательства по поставкам.

Венгерский закон предусматривает защиту коммерческой тайны, желательно поместить соглашение о конфиденциальности в договор. Если одна из сторон нарушает обязательство по неразглашению, то установленное в договоре наказание может быть приведено в исполнение.

Иностранных франчайзеров можно рассматривать по-другому с точки зрения налогового законодательства, существенных отличий в отношении к иностранным и внутренним франчайзерам нет.

 

Литература:

 

1.         Венгреская ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс] — режим доступа:: http://www.franchise.hu/

2.         Министерство экономического развития РФ. Портал о внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/hu/about_hu/eco_hu/

3.         Информация о правовом регулировании малого и среднего бизнеса в Венгрии [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.rustrade.hu/10_Pravovie_voprosi/10_02_06_pr_reg_mal_i_sredn_buss.html

4.         Европейский кодекс этики франчайзинга [Электронный ресурс] — режим доступа::http://franchisinginfo.ru/franchayzing/8/evropeyskiy-kodeks-etiki-franchayzinga/

Основные термины (генерируются автоматически): Венгрия, венгерская ассоциация франчайзинга, франчайзер, предприятие, среднее, франчайзинговая сеть, венгерская экономика, договор франчайзинга, компания, экономика страны.


Ключевые слова

франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франчайзи.

Похожие статьи

История возникновения и развития франчайзинга

В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способство...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний мал...

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Территориальный брендинг как инструмент развития региона

В статье рассматривается новый для России подход к развитию региона — брендинг территории. Систематизированы научные трактования этой категории. Рассмотрен понятийный аппарат. Обращено внимание на территориальный брендинг как технологию обеспечения с...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Похожие статьи

История возникновения и развития франчайзинга

В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способство...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний мал...

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Территориальный брендинг как инструмент развития региона

В статье рассматривается новый для России подход к развитию региона — брендинг территории. Систематизированы научные трактования этой категории. Рассмотрен понятийный аппарат. Обращено внимание на территориальный брендинг как технологию обеспечения с...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Задать вопрос