В данной статье рассмотрены вопросы оптимизации затрат хозяйствующих субъектов на рынке конкуренции и монополии в условиях жестких внешнеэкономических отношений, дана оценка теории государственного регулирования, установлена связь между целями, мотивами и интересами субъектов. Подтвержден интерес и роль государства по отношению к активным субъектам на рынке конкуренции и монополии, предложены транспарентные правила игры, рассмотрены возможности государственных регуляций предмета исследования.
Ключевые слова: затраты, прибыль, управление, конкуренция, монополия.
In this article questions of optimization of expenses of economic entities in the market of the competition and monopoly in the conditions of the rigid external economic relations are considered, the assessment of the theory of state regulation is given, connection between the purposes, motives and interests of subjects is established. Interest and a role of the state in relation to active subjects in the market of the competition and monopoly is confirmed, transparent rules of the game are offered, possibilities of the state regulation of an object of research are considered.
Key words: expenses, profit, management, competition, monopoly.
Актуальность исследования
Постановка проблемы
Пути поиска оптимизации затрат хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции и монополии в экономики России, существовали всегда. Последние негативные тенденции в установлении международных санкций, ужесточении условий внешнеэкономической политики, усиление оттока иностранных инвестиций привело к появлению новых проблем и выработки решений оптимизации внешнеэкономических затрат на реализацию бизнеса для многих предприятий. Данные причины явились основными факторами в актуализации выбора темы исследования. Таким образом, оптимизация затрат в системе реализации интересов хозяйствующих субъектов сегодня должна предлагать более действенные механизмы решения главной проблемы субъектов хозяйствования — регулирования оптимального баланса конкуренции и монополии на рыке реализации бизнес интересов.
Цель исследования — диагностика затрат в оптимизации интересов хозяйствующих субъектов на конкурентном рынке под влиянием монополии.
Основными задачами, раскрывающими поставленную цель, являются:
- обзор актуальных исследований теоретико-методологических основ конкуренции и монополии
- обоснование места и роли государства в экономико-правовом регулировании монополии
- формирование утверждения и фактов убеждения, развитии монополии как регрессивного явления, уничтожающего постепенно экономику государства
- — роль влияния монополии в оптимизации затрат на конкурентном рынке
Анализ глубины и детализации вопросов, связанных с оценкой влияния монополий на конкурентный рынок наиболее доступно и широко на наш взгляд представлены в публикациях таких отечественных и иностранных авторов как: Ломова В. А., Филатова В. М., Спирчагова Г.П, Герасименко В. В., Соснина В. К. Исследования большинства авторов позволяют внести существенный вклад в развитии основ демонополизации рынков но акцента на специфике влияния затрат в контексте оптимизации интересов хозяйствующих субъектов незначительна.
Структура российской экономики, образованная в конце 20 века, стремительно ускоренными темпами постигала формат рыночных отношений как новых для себя, так и специфичных для большинства субъектов хозяйствования в бизнесе. Появление монополий и олигополий не заставило себя долго ждать, так как многие ресурсы, рынки и сферы производственных и непроизводственных отношений были устойчиво сформированы за счет государственного ресурса управления. Рост экономики в определенных отраслях за счет искусственной монополизации влияния государства привело к существенному снижению эффективности нормативно-правовой системы регулирующей основы конкуренции на рынке. Так в конце XX начале XXI вв., в России явления монополизации сфер деятельности на рынке ярко были выражены в нефтегазодобывающих, металлургических, инфраструктурных и других сферах деятельности с высокой ресурсозатратной долей процесса производства с выраженным форматом преференций монополий с государственным участием. На наш взгляд резкий переход экономики на рыночные отношения с её монополизацией в большинстве ведущих отраслях государством нивелирует сущность антимонопольного законодательства, которое не может быть априори эффективным в таком положении а следовательно полноценно реализовывать свои задачи и функции.
Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где существует монополистическая конкуренция, олигополия, естественная монополия, добросовестная конкуренция. Исследования показали то, как компании ведут себя на рынках, так же выявило особенности их ценообразования, политику издержек, что оказывает серьезное давление на внешнюю среду. Основываясь на трудах Артура Пигу, можно сделать вывод, что главные задачи государственной экономической политики — регулировка монополий и прирост конкуренции во всех отраслях, что дает возможность достичь экономического прогресса, улучшения общественного богатства. [6]
Австрийский экономист и философ Ф. Хайек исследовал, в чем суть экономических интересов. Он выявил, что интересы людей — это как “стремление невзирая ни на что находить желаемое”. То как происходит распределение и производство экономических благ, люди формируют свои интересы. Воплощение экономических целей является “желательным” для всех объектов, действий. Цель — это любой объект, установления власти над которым позволяет повысить состояние субъекта; мотив побуждает к достижению поставленной цели; интерес — “стремление невзирая ни на что”, все это позволяет осуществить экономические цели. [10]
Большой властью обладают крупные компании, организации, холдинги, которые могут оказывать влияние на общественное мнение, имеют возможности использовать государство для своих нужд и потребностей, а не только на отдельный объект. Для борьбы с подобными ситуациями существует система нормативно-правовых актов общественного контроля — антимонопольное законодательство, которая компенсирует диспаритет рыночной власти [1]. Исходя из федерального закона российской федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ целью антимонопольной политики является согласование как общественного, так и частного экономического интереса. Само государственное регулирование использует антимонопольную политику для осуществления целей социально-экономической политики государства. Антимонопольная политика выступает регуляцией, принуждает в лице государства хозяйствующих субъектов к выполнению определенных действий. Существуют социальные и экономические регуляции, зависит от характера применения. Социальные направлены на мораль, равенство, права человека, а экономические — эффективное использование ресурсов. Экономические регуляции в основном применяют к естественным монополиям (там, где не присутствует конкуренция). Регуляции служат не только интересам всего общества, а также могут быть полезны интересам отдельных компаний и т. д. Впервые дать больше власти над экономикой предложил английский экономист Артур Пигу, ссылаясь на проблему внешних эффектов, суть этой проблемы состоит в неэффективности использования ресурсов в экономике. [6]
Основанный на свободе регулирующих отношений обмен благами и услугами может привести к ограничению конкуренции и росту влияния монополий является проблемой несовершенной конкуренции. Проявление несовершенной конкуренции является существование естественных монополий, которые осуществляют контроль за рынком, устанавливают свои цены и диктуют свои условия — побуждают государство осуществлять антимонопольное регулирование.
Экономический спад в монополизированной экономике имеет летальный исход, так как уменьшается эластичность рынка. Государство обязано принимать меры согласованной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и антимонопольной политики.
В своей публикации Спичагов Г. П. [8] указывает на то, что потребитель может пользоваться как опытными, так и доверительными благами, причем качество доверительных благ не может быть определено и после потребления в силу ограниченности когнитивных способностей потребителя. Существует регрессивный отбор как для опытных, так и для доверительных благ: не делая различия между благами, покупатель готов платить стандартную цену, соответственно производитель качественных благ уходит с рынка, потому что его издержки выше среднего уровня цен. В таких ситуациях только государство может финансировать производство общественных благ (образование, медицина, естественные науки, военное дело). Так же государство делает все, чтобы предотвратить регрессирующий отбор и “грязной конкуренции”.
Как гласит теория рентоориентированного поведения — государство рассматривается как монополист, оказывает сильное влияние на рынок и экономику в целом. У государственных служащих имеются возможности влиять на содержание регуляций в свою пользу, соответственно экономические агенты с помощью властных структур могут добиться монопольных прав на любом сегменте рынка. А это значит, что основной груз в принятии нецелесообразных регуляций переходит на госслужащих, бюрократов, чиновников. [3] Разделяю свое мнение с Ломовым В. А. [5], что в условиях преобладания монопольных тенденций возможна реализация двух вариантов стратегии рентоориентированного поведения. Первый вариант — инвестиции для совершенствования процесса индивидуального производства, а второй — поиск решения для обеспечения устойчивости путем использования ресурсов государства.
Поиск информации по теории государственного регулирования делает задачу актуальной для поиска более весомых аргументов в пользу его надобности, что позволяет выявить проблемы в антимонопольной политике России. [7]
Так же замечаю, что монополия не дает какого-либо прогресса, толчка в развитии экономики, а лишь играет на пользу определенной компании или организации, которая в свою очередь не заинтересована в конкуренции. [1] Тот, кто имеет возможность влиять на процессы в экономике старается каждый раз увеличивать свою прибыль, поднимать цены на продукцию, расходует ресурсы так как пожелает. Кривая спроса на продукцию монополиста совпадет с кривой рыночного спроса, т. к. производителем данной продукции является монополист. Таким образом, монополия образует торможение хозяйственного механизма, конкуренции, является угрозой для нормальной работы рынка. Проанализировав положительные и отрицательные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит сильный удар производству. [4]
В цене предложения затраты играют важную роль, а значит являются решающим фактором в успеха любого предприятия. Они оказывают влияние на результативность, на эффективность. С помощью затрат можно определить: конкурентные преимущества, результативность деятельности, эффективность деятельности. Филатов В. М. в своей статье сетует на то, что если предприятие не будет уделять особого внимания издержкам, то пойдет обратный отчет деятельности и упадет прибыль. [9] Разделяем мнение с ним и поэтому оптимизировать затраты и управлять ими необходимо. На рисунке 1 нами было представлена графическая модель на микроуровне предприятия взаимосвязи и зависимости управления затратами в системе формирования центров ответственности на разных этапах реализации управленческих функций.
Рис. 1. Центры ответственности затратами в системе управления деятельностью предприятием
Как видно, затраты в системе управления деятельностью предприятием выделяют обязательно соответствующие центры ответственности управления на пересечении наибольшего количества вовлеченных функциональных связей в процессе реализации управленческих функций. На рисунке 2 представлена детализация центров ответственности на примере предприятий пищевой отросли
Рис. 2. Центры ответственности в системе управления предприятием пищевой отрасли
Таким образом, вышеописанные научные результаты свидетельствуют, что благоприятная оптимизация затрат любого предприятия не может быть осуществлена, когда экономику поглощает монополия не давая компаниям конкурировать на рынке и искать пути решения снижения издержек. На оптимизацию затрат влияет и экономическое состояние экономики страны. Ужесточение санкций позволило доллару вырасти в два раза, что значительно дало сбой в экономике страны, а значит оптимизация затрат нарушилась, издержки выросли, продукция стала значительно дороже.
В результате исследования поставленной задачи пришли к выводу конкуренция и монополия — это две крайности одной и той же сущности. Конкуренция и монополия могут замедлять развитие экономики и экономического прогресса, если туда не будут внедряться регулировки и механизмы со стороны государства. Для сдерживания конкуренции, с одной стороны, и лимита монополизма, с другой стороны, на уровне нормального стимулятора развития экономики государством, в рамках закона должны быть установлены «транспарентные правила игры» на рынке. Эти правила должны четко что фиксировать права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливать принципы и правовые гарантии для участников рынка. Развитые государства серьёзно подходят к формированию и регулированию антимонопольной политики. В России же нужно внедрить вышеописанные правила на правовом уровне с учетом планированная действенной антимонопольной политики, направленной на усиление и развитие среднего и малого бизнеса в системе экономических реформ.
Подводя итог исследования отметим, что перспектива развития процессов оптимизации затрат зависит не только от спроса и предложения, но и от правовой политики государства в экономических и социальных системах под давлением монополии на конкурентном рынке.
Литература:
1. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.
2. Герасименко В. В., Соснин В. К. Институциональные условия реструктуризации естественных монополий в России. / Вестник Московского Университета серия 6: Экономика. / М.: МГУ им. Ломоносова, 2011.
3. Заостровцев А. Рентоориентированное поведение: потери для общества. / Вопросы экономики. 2013. № 5.
4. Лобачева Е. Н. Экономическая теория. / 3-е изд., перераб, и доп.- М.: Юрайт, 2012. — 516 с.
5. Ломов В. А. Влияние рентоориентированного поведения на развитие национальной экономики. / Вестник Саратовского Государственного Социально — Экономического Университета.
6. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. / М.: Прогресс, 2012. -627 с.
7. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. / М.: Инфра-М, 2012. — 383 с.
8. Спирчагов Г. П. Конкуренция и монополия: Проблемы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов. / Вестник Чувашского Университета.
9. Филатов В. М. Оптимизация затрат методом стандарт-кост. \ Известия Оренбургского государственного аграрного университета.
10. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок/ Ф. Хайек. М., 2013.-187 с.