Развитие России на современном этапе определяется реализацией стратегических целей экономической политики государства, что предполагает необходимость проведения денежно-кредитной политики и усиления её воздействия на экономический потенциал страны и повышения уровня жизни населения. Главная роль в этом процессе принадлежит Банку России, что определяет важность исследования институциональных основ и перспектив его деятельности по развитию инструментария регулирования.
Рассмотрим использование инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе.
В посткризисный период инструментарий денежно-кредитной политики продолжал подвергаться изменениям. Банк России постепенно отказывался от чрезвычайных мер по предоставлению ликвидности банковской системе.
В течение 2010 г. операции по выдаче кредитов без обеспечения постепенно сокращались. Переход к более гибкому регулированию валютного курса должен был способствовать усилению воздействия на экономику с помощью мер процентной политики. Банк России, ориентируясь на зарубежный опыт, продолжил развитие операций на открытом рынке. С учетом ограниченного объема государственных ценных бумаг, выпускаемых Правительством, он расширял предложение собственных ценных бумаг, начав в ноябре 2010 г. эмиссию трехмесячных облигаций Банка России.
Целью процентной политики Центрального банка Российской Федерации до февраля 2011 г. было смягчение условий в денежно-кредитной сфере и активизация кредитной активности. В результате с середины 2010 г. темпы роста кредитов в банковской системе имели положительную динамику.
Между тем во второй половине 2010 г. цены на продовольствие и энергоносители на мировом рынке возросли, что вызвало ускорение темпа инфляции в национальных экономика, в том числе и в экономике России. Аналогичная ситуация произошла в конце 2007 года. Однако в этот раз денежно-кредитная политика не подверглась кардинальным изменениям. В феврале 2011 г. Банк России повысил минимальные резервные требования и на 0,25 процентных пункта увеличил ставку рефинансирования. За февраль–май 2011 г. ставка рефинансирования была поднята на 0,5 процентных пункта, а минимальные резервные требования — на 1,5–3 процентных пункта.
Во второй половине 2011 — середине 2012 гг. Банк России снова задействовал инструменты предоставления ликвидности банковской системы из-за потрясений на мировых финансовых рынках. Основным инструментом выступали операции прямого РЕПО, объемы которых в эти периоды превысили показатели острой фазы кризиса 2008–2009 гг. [2]
В 2012 году Банк России активно использовал инструменты рефинансирования кредитных организаций. Основными инструментами рефинансирования Банка России являлись операции РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя.
Начиная с сентября 2013 года Центральный Банк Российской Федерации начал работу в качестве финансового мегарегулятора страны, не меняя направленности денежно-кредитной политики и сохраняя уровень ставок по основным операциям предоставления ликвидности. Федеральная служба по финансовым рынка передала свои полномочия Банку России, сама при этом была упразднена. Теперь помимо надзора за банками в функции Центрального Банка Российской Федерации стали входить контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании и микрофинансовые организации.
Одновременно Банк России принял решения по совершенствованию системы процентных инструментов с целью повышения эффективности денежно-кредитной политики. 13 сентября 2013 года Центральный Банк Российской Федерации ввел ключевую ставку — индикатор направленности денежно-кредитной политики.
Значимость использования нормативов обязательных резервов для целей ограничения притока спекулятивного капитала уменьшилась. Этому способствовало повышение гибкости курсообразования, а также складывающиеся внешние и внутренние макроэкономические тенденции. В связи с этим в феврале 2013 года Банк России выровнял нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций, установив их на уровне 4,25 %.
Несмотря на дефицит ликвидности банковского сектора в январе-августе 2013 года сохранялся высокий спрос кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, при этом объемы операций абсорбирования ликвидности оставались незначительными.
Таким образом, предоставление ликвидности Банком России кредитным организациям осуществлялось в большей степени посредством операций на аукционной основе. Лимиты по данным операциям устанавливались исходя из прогноза ликвидности банковского сектора.
Основной формой привлечения ликвидности от Банка России для кредитных организаций продолжали оставаться аукционы РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя.
В 2013 году наблюдалось повышение интенсивности использования кредитными организациями операций «валютный своп» Банка России. Это было следствием нехватки у отдельных кредитных организаций ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, и недостаточно активным перераспределением ликвидности на рынке. Однако операции «валютный своп» для кредитных организаций являлись второстепенным источником привлечения ликвидности со стороны Банка России.
В июле 2013 года Банк России начал проводить нерегулярные аукционы по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, по плавающей процентной ставке на срок 12 месяцев. Целью данного решения было улучшение функционирования денежного рынка за счет частичного высвобождения рыночного обеспечения. Объем предоставленных денежных средств по итогам первого кредитного аукциона составил 306,8 млрд. рублей, при этом Банк России удовлетворил все заявки кредитных организаций.
В сентябре 2013 года Банк России объявил о проведении 14 октября 2013 года кредитного аукциона по плавающей ставке на срок 3 месяца. Использование данного инструмента позволило смягчить проблему нехватки рыночного обеспечения у кредитных организаций и повысило управляемость процентных ставок.
Задолженность кредитных организаций по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций, в январе-августе 2013 года снизилась с 649,9 до 385,2 млрд. рублей. Объем других операций рефинансирования по фиксированным ставкам в отчетный период оставался незначительным.
В 2013 году Банк России принял меры, направленные на расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования и на совершенствование технологии проведения операций. Был расширен перечень активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности. [3]
Ситуация, сложившаяся в экономике России и в денежно-кредитной сфере в 2014 г. вследствие обострения и реализации геополитических рисков, возникших главным образом из-за развития событий на Украине и резкого изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти, отличается нестандартностью и сложной предсказуемостью. В то же время именно денежно-кредитному регулированию, включая выбор адекватных инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу в сложившихся условиях, принадлежит важнейшая роль в выборе средств, посредством которых российская экономика сумеет преодолеть возникшие негативные последствия. Данные обстоятельства придают особую актуальность исследованию применяемых Банком России в современных условиях мер денежно-кредитного регулирования и их результативности. Учитывая значимость проблемы, а также заявленное Банком России изменение с 2015 г. режима денежно-кредитной политики, указанные проблемы активно обсуждаются в научной литературе. Однако события развиваются столь стремительно и неожиданно, что существует необходимость в их серьезном осмыслении и выработке адекватных мер в режиме нон-стоп.
В этих условиях Банк России, как известно, принял решение о переходе с 2015 г. к режиму таргетирования инфляции. С учетом данного решения, а также собственной оценки текущей ситуации на валютном рынке 10 ноября 2014 г. Банк России объявил о переходе к свободному плаванию курса национальной валюты. Рынок отреагировал на эти решения значительным ростом спроса на иностранную валюту и очередным падением курса рубля.
После объявления регулятором о повышении с 16 декабря 2014 г. ключевой ставки до 17 % давление на рубль снова резко усилилось. В дальнейшем курс рубля несколько укрепился под влиянием ряда факторов: небольшое повышение цен на нефть, принятие Правительством РФ и Банком России срочных дополнительных мер, приближение периода налоговых выплат.
Таким образом, только от момента объявления Банком России о переходе к свободному плаванию рубля до принятия экстренных мер совместными с Правительством РФ усилиями рубль девальвировался на 50 %.
Попытки внедрения Банком России новых инструментов денежно-кредитной политики тоже не были первоначально успешными. Рассмотрим, например, как работал такой новый инструмент денежно-кредитной политики, введенный Банком России с 27 октября 2014 г., как сделки РЕПО в иностранной валюте на срок 1 неделя и 28 дней, а с 5 ноября 2014 г. — и на срок 12 месяцев.
Первые проведенные аукционы были, по сути, невостребованными из-за низкого спроса. Впервые значимые объемы сделок были отмечены на аукционах, состоявшихся 15 декабря 2014 г. В этот день на аукционах валютного РЕПО банкам было предложено 10 млрд долл. США на срок 12 месяцев и 1,5 млрд руб. на срок 28 дней. По итогам аукциона на 12 месяцев общий объем заключенных сделок составил 4 829,1 млн долл. США, и спрос был удовлетворен полностью.
Минимальная процентная ставка по аукциону на 28 дней 17 ноября 2014 г. составляла 1,653 % годовых, а через месяц 15 декабря — уже 0,661 % годовых, что в 2,5 раза ниже. [1]
В результате от момента заявления о введении нового инструмента денежно-кредитной политики до момента, когда рынок принял его, прошло более полутора месяцев. Между тем ситуация на валютном рынке в этот период накалялась.
Недостаточная оперативность принимаемых мер денежно-кредитного регулирования и попытки действовать мягко, опасаясь навредить решению общеэкономических задач страны, были одними из причин, по которым не удалось предотвратить кризис на валютном рынке.
Стремительное развитие ситуации на валютном рынке, несмотря на предпринятые Банком России меры, привело к очередному резкому и самому значительному за прошедший год обвалу курса рубля.
Подводя итог, можно сказать, что перед Банком России на сегодняшний день стоит задача продолжения поиска наиболее эффективных инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу, которые смогли бы адекватно и своевременно отвечать на сложившиеся условия в российской экономике.
Литература:
1. Аболихина Г. А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков / Г. А. Аболихина // Экономика. Налоги. Право. — 2015. — № 1. — C. 37–42.
2. Головнин М. Ю. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 44 с.
3. Федулов В. Г. Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ в современных условиях развития экономики / В. Г. Федулов // Основные направления развития сферы торговли, индустрии, гостеприимства, сервиса и услуг в условиях ВТО: Сборник материалов Международной научно-практической интернет конференции. — Казань, ООО «Алекспресс». — 2014.