Программа мониторинга качества образования на ступени начального общего образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска — основополагающий документ, устанавливающий приоритетные направления исследования деятельности школы. Цели, задачи Программы определены на основе анализа программы долгосрочного развития школы, системы контроля качества образования, текущего состояния системы образования. Основополагающий подход — создание системы мониторинга, отвечающей специфике образовательного учреждения (особенностями контингента обучающихся и их семей), накопленным опытом в ходе работы образовательного учреждения.
Нормативно-правовая основа программы:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.11 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.10 № 189.
- Фундаментальное ядро содержания образования ФГОС НОО.
- Перспективный план мероприятий МАОУ СОШ № 25 по введению ФГОС НОО на 2011–15 г.
- Приказ от 20.05.11 года № 116–06 «О переходе МОУ СОШ № 25 на обучение на ФГОС НОО в 2011/12 уч.г».
- Основная образовательная программа НОО МАОУ СОШ № 25.
- Устав МАОУ СОШ № 25.
Идея программы: изменить управление образовательным учреждением ради создания ситуации успеха (в том числе профессионального) выполнения образовательного заказа родителей, социума и государства.
Цель программы: сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования МАОУ СОШ № 25 и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Задачи программы:
- Сформировать механизм единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования.
- Скоординировать деятельность всех участников мониторинга.
- Своевременно выявлять динамику и основные тенденции в развитии системы образования в школе.
- Выявлять факторы, действующие на качество образования, принимать меры по минимизации отрицательных последствий.
- Сформулировать основные стратегические направления развития системы образования на основе анализа полученных данных.
Функция мониторинга: обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.
Основные направления программы:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО (приложение 1).
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО.
- Требования к структуре основной образовательной программы НОО.1
Показатели программы:
- Здоровье обучающихся.
- Личностные образовательные результаты обучающихся.
- Метапредметные образовательные результаты обучающихся.
- Предметные образовательные результаты обучающихся.
- Качество обучающей предметной деятельности в начальной школе.
- Система воспитательной работы в начальной школе.
- Качество работы методического объединения начальных классов.
- Уровень реализации образовательной программы начальной школы.
- Управление образовательным процессом в начальной школе.
- Реализация требований государственных нормативных документов в начальной школе.
- Реализация документооборота в начальной школе.
- Материально-техническая база начальной школы.
- Система стимулирования профессионального развития педагогов начальной школы.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы мониторинга качества образования на ступени НОО.
- Выявление сильных и слабых сторон образовательной системы, определение приоритетов ее развития.
- Повышение уровня качества обученности учеников начальной школы (до 60 %), удовлетворяющего социальным запросам.
Приложение 1
Критерий |
Показатель |
Раздел ООП НОО |
Методы |
Субъекты |
Объект |
Сроки |
Уровень реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования |
||||||
Здоровье обучающихся |
Уровень здоровья обучающихся |
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы |
*наблюдение *анкетирование *скрининг-исследование |
*педагог-психолог *медицинские работники |
1–4 классы |
в течение года |
Личностные образовательные результаты |
Нравственно-этическая ориентация |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания Планируемые результаты освоения ООП |
*анкетирование *итоговая комплексная работа |
*педагог-психолог *рук. МО |
1–4 классы |
декабрь май |
Уровень учебно-познавательной мотивации, смыслообразование |
Программа формирования УУД Планируемые результаты освоения ООП |
*беседа *тестирование *анкетирование |
*классные руководители *педагог-психолог |
1 классы 1–2 классы 3–4 классы |
апрель октябрь |
|
Уровень развития самопознания и самоопределения |
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Планируемые результаты освоения ООП |
*тестирование |
*классные руководители *педагог-психолог * зам. по ВР |
1–4 классы |
март |
|
Метапредметные образовательные результаты |
Уровень реализации регулятивных УУД (целеполагание, контроль, оценка) |
Программа формирования УУД Планируемые результаты освоения ООП |
*тестирование *итоговая комплексная работа |
*классные руководители *педагог-психолог *зам по УР |
1–4 классы |
ноябрь май |
Уровень реализации познавательных УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблем, ИКТ-компетенция) |
Программа формирования УУД Планируемые результаты освоения ООП |
*наблюдение *тестирование *итоговая комплексная проверочная работа |
*классные руководители *педагог-психолог *зам по УР |
1–4 классы |
январь май |
|
Уровень реализации коммуникативных УУД (коммуникация как кооперация, интеракция, интериоризация) |
Программа формирования УУД Планируемые результаты освоения ООП |
*тестирование *наблюдение *итоговая комплексная работа |
*педагог-психолог *классные руководители *зам по УР |
1–4 классы |
февраль май |
|
Предметные образовательные результаты |
Качество и динамика обученности |
Система оценки достижения планируемых результатов |
*итоговые АКР
|
*зам по УР |
2–4 классы |
май |
Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки |
Система оценки достижения планируемых результатов |
*КИМы регионального мониторинга |
*зам по УР * рук. МО |
4 классы |
апрель |
|
Уровень обучаемости |
Система оценки достижения планируемых результатов |
*тестирование |
*педагог-психолог |
1–4 классы |
декабрь |
|
Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах |
Система оценки достижения планируемых результатов |
*портфолио обучающегося |
*классные руководители |
1–4 классы |
в течение года |