Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 22.06.2015

Статья просмотрена: 2292 раза

Библиографическое описание:

Селиванов, И. Ю. Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике / И. Ю. Селиванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 700-703. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20572/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современной педагогике достаточно широко используются технологии нейролингвистического программирования. Их массовое распространение стало возможным благодаря развитию компьютерных технологий и глобальных средств связи, главным из которых можно считать Интернет.

Современный рынок Интернет продукции изобилует большим выбором технологических устройств и программного обеспечения созданного на принципах нейролингвистического программирования. Большинство нейролингвистических программ устанавливаются на персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр. гаджеты. Главной особенностью таких программ, является визуальное и звуковое воздействие на сознание человека посредством передачи специальных аффирмаций. Однако научно-технический прогресс второй половины ХХ в., открыл человечеству новые возможности в области воздействия на психику через подсознание, на основе применения компьютерных технологий нейролингвистического программирования. Наиболее значимым достижением в этой области можно назвать создание «майнд машин», что в пер. с англ. означает — машины для ума, основной особенностью которых, является светозвуковое воздействие посредством метода Седоны [1].

Стоит отметить, что технологии нейролингвистического программирования применялись в практической психологии и педагогике с 1960–1970-х г. г., у их истоков стояли Г. Бейтсон, Р. Бендлер, Д. Гриндер, Ф. Пьюселик и др. Означенные авторы подвели научную основу под методы суггестивного воздействия на человеческую психику известные со времени существования древней египетской цивилизации 3000 г. до н. э. [2].

Современное нейролингвистическое программирование, по своей сути, является тем же самым методом внушения. Однако в отличие от имевшихся у древних египтян устных, письменных и пр. форм внушения, современное нейролингвистическое программирование имеет значительную материально-техническую базу, состоящую из самого современного компьютерного оборудования и программного обеспечения.

В наши дни, речь идет о функционировании глобальной индустрии, преследующей аналогичные древним народам цели. Не только древние египтяне, но и шумеры, а также более древние индоарийские племена использовали методы суггестии для достижения общественного контроля в сфере науки, управления, образования, воспитания, экономики и т. д. Но в отличие от античных цивилизаций, современные нейролингвистические технологи располагают СМИ, Интернетом, социальными сетями и пр. достижениями прогрессивной науки.

Необходимо отметить, что нейролингвистическое программирование основывается на технике анализа вербального и невербального поведения, разработанной тремя психотерапевтами: Ф. Перлзом (гештальттерапия), В. Сатир (семейная терапия) и М. Эриксоном (эриксоновский гипноз) [3].

Сегодня нейролингвистическое программирование применяется в основном тренинговыми компаниями, а также коммерческими и некоммерческими организациями в проведении психологических тренингов для штатных сотрудников. Также нейролингвистическое программирование используется в некоторых учебных заведениях для развития определенных навыков и вербальных техник.

Основной целью нейролингвистического программирования является познание субъектом своего поведения, а также его совершенствования в различных аспектах, направленных, прежде всего на повышение эффективности профессиональной деятельности.

Отметим, что нейролингвистическое программирование разрабатывает специальные приемы, направленные на совершенствование тех или иных качеств человека, необходимых ему для выполнения поставленных задач из различных областей творческой деятельности, что создает огромный потенциал развития педагогической науки будущего.

Нейролингвистическое программирование достаточно широко применяется в области психологии, а точнее психоанализа, для лечения различных патологий, связанных с ментальной дисфункцией сознания.

Действительно, во многих случаях применение техники НЛП приводит к положительному эффекту, в частности, при лечении алкогольной и никотиновой зависимости. Многие психологи применяют нейролингвистическое программирование для решения острых социальных проблем, разрешения жизненных трудностей.

Также неоднократно отмечался терапевтический эффект нейролингвистического программирования связанный с лечением «Стокгольмского синдрома», посттравматического стресса, а также отмечалось благоприятное воздействие нейролингвистического программирования в центрах реабилитации ветеранов прошедших «горячие точки».

В основном, нейролингвистическое программирование используется для развития коммуникативных навыков, навыков позитивной визуализации, а также развития определенных личностных качеств — целеустремленности, решительности, активности и т. п.

Впервые компьютерные программы с элементами нейролингвистического программирования, были созданы в начале 1970-х г., таким образом, начало развиваться новое направление в науке получившее название — «Область искусственного интеллекта» [4].

Изначально были созданы интеллектуальные программы, которые могли самостоятельно играть в шахматы, моделировать работу композиторов, сочинять стихи, также впервые была создана программа компьютерного психотерапевта «Элиза» и многое др. Отметим, что нейролингвистическое программирование создали специалисты в области компьютерных технологий, они изучали стратегии поведения различных субъектов: бизнесменов, психотерапевтов, педагогов, с целью создания информационно-математической модели их поведения. Первые результаты удалось получить при изучении творческой деятельности, ранее упомянутых нами психотерапевтов В. Сатир, Ф. Перлза и М. Эриксона.

Первая фундаментальная работа по нейролингвистическому программированию была посвящена структурной лингвистике — «Структура магии» она вышла в 1975 г. [5]. В ней была описана метамодель языка, при помощи которой психотерапевт, эффективно работая с субъектом, анализирует шаблоны основных речевых конструкций. Именно она заложила основы применения метода нейролингвистического программирования в учебных тренингах.

Объективные факторы, обусловившие развитие компьютерных нейролингвистических программ с 1970-х г., привели к тому, что сегодня сформировался целый компьютерный рынок учебного программного обеспечения, построенного на технологиях нейролингвистического программирования.

Наиболее популярными являются учебные компьютерные программы: «Радуга», «Разум», «Авалон» и многие др., в них применяются три суггестивных уровня воздействия на сознание — аудиальный, визуальный и кинестетический, обучающийся может слушать и просматривать учебный материал, а также выполнять различные упражнения специальными манипуляторами, развивая логику и последовательность действий.

Нейролингвистические программы позволяют конкретизировать мыслительную деятельность сознания, этим обусловливается их использование в учебном процессе. Также многими исследователями отмечается их направленность и ориентированность не только на общеобразовательный процесс, но и индивидуальный подход к обучающемуся.

Эффективным средством воздействия на сознание субъекта, также являются майнд машины, которые в отличие от нейролингвистических программ представляют целый комплекс технологических решений по загрузке позитивных аффирмаций в подсознание, минуя Эриксоновский гипноз.

Однако для будущего развития педагогики, современным исследователям необходимо руководствоваться комплексным подходом в области экспериментальной работы и эксплуатации подобных систем, с целью их последующего внедрения в систему массового образования.

Современное образование невозможно представить без компьютерных технологий и соответствующего программного обеспечения. Электронные новшества последних лет активно интегрируются в образовательную систему и этот лавинообразный процесс невозможно остановить. Более того, ему абсолютно бессмысленно противодействовать, напротив необходимо создавать условия для более эффективной и сбалансированной интеграции передовых компьютерных технологий в образовательный процесс.

Отметим, что на этом пути могут наблюдаться и фиксироваться негативные факторы, которые будут трактоваться научным сообществом, как деструктивные, приводящие к общей деградации систему образования в целом. Однако, на наш взгляд подобные явления временны и в будущем ситуация непременно стабилизируется, как только социуму удастся преодолеть разрыв связанный со стремительным развитием компьютерных технологий и существующей отсталостью ресурсно-сервисной базы образовательных учреждений. В конечном итоге, необходимо нивелировать проблемы кадровой политики, связанные с технологической безграмотностью отдельных представителей системы образования.

Комплексный подход, во внедрении и эксплуатации прогрессивных компьютерных технологий в систему образования позволит выявить множество латентных, негативных факторов и устранить их на самом старте, не позволяя им укорениться в системе. Также отметим, что технологии нейролингвистического программирования, которые наряду с другими относятся к прогрессивным компьютерным технологиям, необходимо внедрять в систему образования плавно и постепенно, чему существует целый ряд оснований.

Во-первых, в условиях применения спецсредств обучения, к которым, несомненно относятся нейролингвистические программы необходимо руководствоваться проверенными методиками обучения неспособными нанести какой-либо вред обучающемуся в процессе тематических занятий. Добавим, что любые средства обучения, будь то специальные методики или технологии, приборы, программы, компоненты и т. п., должны проходить четкий отбор, проверку и лицензирование, особенно важным представляется для нас распространение означенных правил в условиях воздействия на человеческую психику.

Во-вторых, майнд машины являются спецсредствами креативного педагогического воздействия на психику человека через подсознание. Отметим, что в современной Росси таких спецсредств существует не много, странами производителями в основном являются США и Япония, которые импортируют не только технические приборы и их комплектующие, но и соответствующее программное обеспечение, инструкции по эксплуатации, различного рода рекомендации и т. д. Поэтому регламентом проведения занятий на майнд машинах для российских специалистов служат тематические задания, протоколы и методички, разработанные зарубежными учеными. Они слабо адаптированы под российскую специфику деятельности образовательных учреждений, отсюда возникают сложности внедрения подобных средств креативного развития, и каждая структура вынуждена решать эти вопросы частным образом.

В-третьих, каждое инновационное технологическое устройство может применяться с разной степенью эффективности в различных условиях педагогического процесса. Немаловажным для современного исследователя является определение условий, возможностей, специфики применения различных спецсредств обучения в образовательном процессе, наиболее эффективным способом.

В-четвертых, необходимо провести тщательный отбор наиболее эффективных спецсредств обучения их программ и компонентов, предусмотреть единый стандарт внедрения означенных средств, в систему образования на всех уровнях. Просчитать основной алгоритм проведения занятий с использованием спецсредств обучения в образовательном процессе.

В-пятых, для более продуктивного внедрения спецсредств обучения в российскую систему образования необходимо создать единую государственную программу технологической модернизации системы образования страны с ее последующей, поэтапной реализацией всеми органами власти задействованными в данном процессе.

Подытоживая все вышеизложенное, добавим, что применение технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике, наряду с другими высокотехнологичными средствами обучения и развития является возможным и необходимым условием для будущего развития отечественной педагогики.

Современные вызовы общества подталкивают государство к масштабным реформам в системе образования, которые последние годы носят дестабилизирующий характер. Концентрация усилий органов власти и конкретизация реформ в области технологических инноваций в системе образования страны, может стабилизировать ситуацию и подчинить реформы единому вектору конструктивного технологического развития общества.

Пренебрежение вызовам современного общества, может привести систему образования страны к полной деградации в ближайшие десятилетия, в результате будут утрачены поколения образованных, технологически грамотных специалистов, которые должны войти в единый высокоразвитый класс общества — когнитариат.

 

Литература:

 

1.                Хатчисон М. Мега мозг. Трансформируй свою жизнь с помощью майнд машин. Информационный портал: «Koob.ru». URL: http://www.koob.ru/hutchison/megabrain (Дата обращения: 18.06.2015).

2.                Банщикова А. А. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян: По источникам конца II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. — М.: ЛЕНАНД, 2015.

3.                Эриксон М. Мой голос останется с вами: Обучающие истории Милтона Эриксона. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995.

4.                Хант Э. Искусственный интеллект.- М.: Мир, 1978.

5.                Бендлер Р. Структура Магии. Электронная библиотека: «ModernLib.ru». URL: http://modernlib.ru/books/bendler_richard/struktura_magii_v_2h_tomah/ (Дата обращения: 18.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): нейролингвистическое программирование, система образования, программа, образовательный процесс, комплексный подход, программное обеспечение, современная педагогика, современное нейролингвистическое программирование, соответствующее программное обеспечение, творческая деятельность.


Похожие статьи

Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории

Социальная значимость изучения основ нанотехнологии в общеобразовательной школе

Особенности преподавания нейрофармакологии в подготовке психологов

Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Психолого-педагогические аспекты использования электронных учебных комплексов по математике

Похожие статьи

Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории

Социальная значимость изучения основ нанотехнологии в общеобразовательной школе

Особенности преподавания нейрофармакологии в подготовке психологов

Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Психолого-педагогические аспекты использования электронных учебных комплексов по математике

Задать вопрос