Как показывает мировая история, цивилизованное государство всегда стремится повысить правовую культуру членов своего общества путем распространения информации среди своего населения о принятых и действующих нормативно-правовых актах. В качестве средств используются СМИ и печать, сеть интернет, политические и правовые митинги, распространение брошюр правового содержания, ознакомления детей школьного возраста с правовой системой страны и т. д.
В системе российского дошкольного образования еще недостаточно уделено внимания воспитанию правовой культуры у детей дошкольного возраста. Актуальность правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена тем, что социальные и политические изменения в российском обществе порождают переоценку роли ребенка в нем. Современное общество проявляет нужду в личности, в которой сформировано уважительное отношение к установленным правилам поведения, осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения, понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение. Согласно концепции Казаевой Е. А. правовая культура является компонентом формирования гражданственности, а воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Следовательно, правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо для формирования личности как современного члена гражданского общества. Это обусловлено, в первую очередь, политическим устройством нашей страны, в которой каждый гражданин должен проявить собственную инициативу для реализации и защиты своих прав [4, с.58].
Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях [2]. Таким образом, можно сказать, что от формы организации правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении может зависеть жизненное самоопределение дошкольников.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что актуальность правового воспитания детей довольно высока. Данное положение вызывает необходимость поиска ответов на такие вопросы, как: с какого возраста следует начинать правовое воспитание ребенка, какие методы правового воспитания наиболее оптимальны для ребенка, каковы критерии правового воспитания детей, к которым должен стремиться педагог в процессе формирования у детей правовой культуры как компонента гражданственности.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт работы в дошкольном образовательном учреждении, дети уже в младшем дошкольном возрасте в своем поведении начинают ориентироваться на нравственные нормы, в старшем дошкольном возрасте они могут соблюдать их, объяснять их смысл и значимость. Следовательно, психологические предпосылки для формирования правового сознания возникают в старшем дошкольном возрасте. Согласно теоретическим работам Якобсон С. Г. в старшем дошкольном возрасте у детей формируются первые этические представления: о дружбе, о милосердии, о чувстве долга, справедливости [1].
В процессе формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста можно применять различные методы воспитательной работы: дидактические игры, этические беседы, рассматривание сюжетных картин, отражающих нравственно-правовую тематику, хороводные игры и т. д.
В опытно-экспериментальной деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «У Лукоморья» г. Саяногорска мною был составлен творческий проект для детей старшей группы «Страна прав и законов». Целью проекта являлось создание условий для нравственно-этического развития детей посредством самостоятельного формирования детьми внутри своей группы «правового гражданского общества».
В проекте были предусмотрены различные мероприятия: беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, выставки рисунков, музыкальные развлечения, викторина, мультимедийные презентации и другие.
На первых стадиях реализации проекта была проведена беседа с детьми о том, что такое «Правовое государство» и какие у него свойства. В ходе беседы у детей было сформировано представление об общих признаках правового государства, кто управляет таким государством, каким должен быть глава правового государства.
В процессе реализации проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность с детьми по теме «Гражданин правового государства, какой он?». Целью данной деятельности являлось создание условий для социально-коммуникативного развития детей. В работе использовалась дидактическая игра «Хорошо — плохо». Детям были розданы сюжетные картины с изображением поступков людей. Дошкольники должны были дать оценку этим поступкам в нравственно-правовом аспекте, и определить может ли являться герой сюжетной картины членом правового общества и объяснить почему (например, на картине изображен мальчик, стреляющий из рогатки в уличный фонарь, дети объясняют, что это плохо и почему). В процессе игры у детей были сформированы четкие представления о том, каким должен быть гражданин правового государства.
Проект предполагал и работу с родителями детей. В соответствии с планом родителям было дано задание: провести дома со своими детьми беседу по теме «Что такое выборы?». Для оказания помощи родителям в информационный уголок группы была размещена консультация «Как рассказать ребенку в игровой форме о выборах». После этого с детьми старшей группы была проведена сюжетно-ролевая игра по теме «Выборы президента группы». В процессе игры дети самостоятельно организовывали выборы главы своего «Правового государства» с учетом той информации, которую они получили из домашней беседы с родителями по данной теме.
С детьми было проведено два интерактивных занятия с использованием мультимедийной презентации по теме «Что такое законы и для чего они нужны?» В первый день в презентации были представлены на обозрение детям сюжетные картины с комментариями, отражающие проблемы отношений людей между собой, и изображающие плохие поступки людей. Воспитатель, комментируя ситуации, ставил перед детьми вопросы: как или каким образом можно разрешить сложившуюся ситуацию, кто в ней прав, кому нужно уступить, можно ли совершать такие поступки, и что можно или нужно делать, если непослушные закону люди их совершают? Дети в процессе беседы самостоятельно пришли к выводу о том, что в любом обществе, группе людей, как и в целой стране необходим определенный механизм, разрешающий конфликты и ссоры между людьми и запрещающий совершать плохие поступки. Воспитатель в процессе беседы подводила детей к вопросу: что может урегулировать разногласия и ссоры людей и защитить граждан от плохих поступков других людей. В дополнительных вопросов к детям, они пришли к единому выводу: что людей должны защищать законы страны и люди, которые их принимают и следят за их исполнением. Далее воспитателем были сформулированы вопросы для детей в качестве домашнего задания для следующего: «Ребята, а какие законы вы знаете? Что дают нам эти законы? Какие права есть у детей? Есть ли обязанности у детей? Как защищаются права детей в нашей стране? Спросите об этом дома у родителей». Родители были информированы об этом задании, они получили эти вопросы в письменном виде.
На следующий день следовало второе занятие по теме «Что такое законы и для чего они нужны?». Воспитатель напомнила детям ранее заданные вопросы и выслушивал ответы детей, дополнял их ответы, задавал дополнительные вопросы. Далее воспитатель предложила детям разделить все законы на три большие группы. Так, воспитатель приводила примеры разных действий людей (например, государственные лица с помощью законов запрещают людям красть чужие вещи, бить людей, мусорить на улице) и спрашивала у детей к какой группе данные законы можно отнести? Дети самостоятельно определяли название этой группы законов — это законы, которые нас защищают от посягательств, т. е. защищающие законы. Следующая группа законов — те законы, которые нам разрешают выполнять определенные действия (ездить на экскурсии, общаться с друзьями, свободно выражать свои мысли, ходить на митинги и т. д.), т. е. разрешающие законы. Третья группа законов — законы, которые нас обязываю выполнять определенные действия, т. е. обязывающие законы (уважать взгляды, свободу других людей, культурно вести себя в детском саду и за его пределами, ходить опрятными). В процессе данной педагогической деятельности у детей было сформировано представление о системе законов, об их значимости, об основах государственного устройства нашей страны.
Также в проект были включены такие мероприятия, как беседы с использованием сюжетов хорошо известных сказок; совместный поиск решений от своего имени или имени героя, (например, если бы я был гадким утенком…, если бы я поймал золотую рыбку…, если бы я вдруг превратился в…); дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Какие права у героев»; игра «Наблюдалки» (предлагали детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких); игра-драматизация «В роли другого» (посредством игры каждому ребенку предлагали побывать в роли другого, войти в его положение, «вчувствоваться» в его проблемы, это помогало реагировать на поведение окружающих людей); отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов, выставка рисунков по теме «Государственные символы», изготовление плаката по теме «Страна, где я живу», музыкальные развлечения, викторины. Многие использованные методы и формы правового воспитания детей были заимствованы из сборника «Строим будущее» [7].
Работа по развитию основ правовой культуры проводилась совместно с родителями воспитанников. Предварительно проведенные мною психолого-педагогические исследования показали, что они часто испытывают трудности в воспитании детей. Многие родители обеспокоены конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью своих детей, и не знают, как вести себя в трудных ситуациях, иногда применяют к своим детям телесные наказания. Правовая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Почти в каждой семье нарушение прав детей, унижение их достоинства является частым событием. Поэтому одной из главных задач педагогов в ДОУ является правовое просвещение родителей, содействие им в защите прав и достоинства детей. С этой целью на родительском собрании были проведены беседы с родителями по поводу развития правовой культуры ребенка, в информационный уголок размещена консультация для родителей «Права ребенка».
В результате проделанной работы мы выявили, что у детей сформированы представления о правах и гражданском поведении, активизирована их социальная позиция. В группе созданы условия для приобретения детьми таких нравственных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, обеспечены предпосылки для ответственного отношения детей к себе и окружающим, к природе.
Таким образом, работа по воспитанию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста должна ставить своей целью создание условий для освоения детьми правовых основ гражданского общества, государственного устройства страны, в которой они живут. Для повышения эффективности правового воспитания дошкольников необходимо формировать нормативно-правовую компетентность их родителей. В организации проектной деятельности по формированию правовой культуры дошкольников как компонента гражданственности рекомендуется опираться на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная.
Литература:
1. Кадышева Т. Г. Правовое воспитание старших дошкольников в ДОУ, методы работы// Образо-вательные проекты «Совёнок» для дошкольни-ков. –2013. –No 1. –ART130131.–0,3п.л. –URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130131.htm.
2. Русских И. М. Наша страна — Россия (старшая группа) // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2015. — № 26. — ART 134293. — URL: http://www.kids.covenok.ru/134293.htm. — Гос. рег. Эл No ФС77–55136. — ISSN: 2307–9282.
3. Максимова Л. Н. Инновационный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2014. — № 20. — ART 134142. — URL: http://www.kids.covenok.ru/134142.htm. — Гос. рег. Эл No ФС77–55136. — ISSN: 2307–9282.
4. Пешкова В. Е. Педагогика. Часть 3. Теория и методика воспитания. Курс лекций: учеб.пособ. — Майкоп, 2010. — с 98.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // «Российская газета», N 265, 25.11.2013
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/.
7. Строим будущее: сборник методических материалов из опыта работы образовательных учреждений Республики Хакасия по формированию основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста./Авт.-сост. И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. Н. Шадрина.- Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007.- 220 с.