Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 06.07.2015

Статья просмотрена: 4776 раз

Библиографическое описание:

Шомуратов, А. А. Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях / А. А. Шомуратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 760-763. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20587/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спорта.

Ключевые слова: спортсмены, обучение, воспитание, волейбол, предварительная подготовка, физические качества ребенка.

 

Подготовка высококвалифицированных спортсменов начинается на первых этапах многолетнего цикла. Она осуществляется в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных классах общеобразовательных школ. Но нельзя забывать и того, что начальная подготовка может проводиться за счет спортивного часа в режиме продленного дня общеобразовательной школы. Ежедневные занятия физической культурой по одному часу способствуют гармоничному развитию физических качеств ребенка, укреплению здоровья, приучают к систематическим занятиям спортом. В связи с этим, возникает вопрос: почему бы не готовить достойное пополнение в учебно-тренировочные группы спортивной школы? Дети, прошедшие предварительную подготовку в начальных группах, в дальнейшем хорошо усваивают программный материал спортивной школы и сознательно относятся к учебно-тренировочному процессу.

Значительные потери способных юных спортсменов обусловлены и методическими причинами, из которых главными являются: ориентация на отбор способных спортсменов уже в 10–11-летнем возрасте без предварительной начальной подготовки и последующая специализированная тренировка, мало отличающаяся от тренировки квалифицированных спортсменов; отсутствие этапности подготовки юных спортсменов, игнорирование основных принципов, а также самой структуры подготовки. Значит, главной задачей предварительной подготовки в нашей работе является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спорта. Предварительные трехгодичные исследования показали, что в первые два года занятий необходимо закладывать базу разносторонней физической подготовки, на третьем году можно обучать детей элементам техники волейбола, готовить их с целью ориентации в этот вид спорта. Реализуя это положение, нами был проведен годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали юные спортсмены-волейболисты, прошедшие двухлетнее обучение в режиме продленного дня общеобразовательной школы.

Методика физической подготовки юных спортсменов строилась из целевой направленности одного занятия.

При составлении тренировочных заданий учитывались следующие основные организационно-методические положения:

-        рациональный подбор тренировочных средств;

-        количество и характер упражнений;

-        очередность упражнений;

-        темп выполнения упражнений;

-        паузы отдыха между отдельными упражнениями;

-        общее количество выполнений или подходов;

-        количество выполненной работы в зависимости от зоны интенсивности;

-        метод выполнения упражнений;

-        общий объем нагрузки;

-        нагрузка, выполненная в предыдущем тренировочном задании.

На основе опыта специалистов и соответствующих исследований было установлено, что для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить тренировки более организованно, целенаправленно и разнообразно.

Комплексы упражнений и игры в виде тренировочных заданий включали 6–9 упражнений различной трудности и предусматривали воспитание всех физических качеств. Игровые упражнения рассматривались как тренировочное задание. Комплексы упражнений и игровых заданий были сгруппированы по их направленному воздействию на воспитание физических качеств юных спортсменов-волейболистов.

1.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание быстроты (быстрые движения всем телом, быстрота двигательной реакции из различных исходных положений, сильные удары и т. д.).

2.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание скоростно-силовых качеств.

3.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание выносливости, усиливая нагрузку на организм путем расширения игрового пространства, увеличения количества движений бегом, бросковых упражнений, увеличивая продолжительность заданий без значительных перерывов.

4.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание силы (увеличивали мышечную работу за счет заданного положения тела, видов передвижений и бросков с использованием более тяжелых предметов, мячей, инвентаря).

Особенно большое оздоровительное значение имели игры, проводимые на воздухе в зимнее время на свежем воздухе. Организуя тренировочные занятия на воздухе, важно было сочетать более подвижные игры и задания с менее подвижными играми, регулируя нагрузку длительностью и количеством повторений задания. В учебно-тренировочном процессе использовались доступные для детей этого возраста спортивные игры, проводимые по упрощенным правилам на площадках меньших размеров и в более короткое время.

Перед началом педагогического эксперимента все экспериментальные группы сравнивались между собой по физической подготовленности. Разница показателей в группах не имела статистического подтверждения. Но по окончании эксперимента, в мае были проведены контрольные испытания. Увеличение тренировочных нагрузок позволяет вести начальную ориентацию в волейбол для зачисления юных спортсменов в учебно-тренировочные группы первого года обучения в детско-юношеских спортивных школах.

Построение учебно-тренировочного процесса юных спортсменов в режиме продленного дня общеобразовательной школы на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:

1.                  единообразие методики разносторонней подготовки;

2.                  дифференциацию и целенаправленное воздействие на юный организм с целью воспитания основных физических качеств;

3.                  снижение монотонности в занятиях с помощью метода вариативности упражнения;

4.                  увеличение диапазона целесообразных вариаций основного двигательного действия;

5.                  создание условий оптимального соотношения повторяемости и вариативности.

В процессе годичного цикла тренировки решаются следующие основные задачи: улучшение общей физической подготовки; повышение функциональных возможностей организма; воспитание необходимых физических качеств.

На первом общем подготовительном этапе постепенно повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок. При этом степень увеличения объема опережает рост интенсивности. На втором этапе, — специально-подготовительном постепенно сокращается объем нагрузок и увеличивается их интенсивность. На соревновательном этапе проводятся самые различные соревнования по физической подготовке: эстафеты, бег, всевозможные «связки».

В исследованиях дети были разделены на три группы, исходя из генетических факторов. Известно, что основой наследственности является генетическая информация, которая передается от родителей к детям. Она в значительной степени определяет рост и формирование организма, основные приспособительные реакции его на внешние воздействия, темпы поступательного развития на различных этапах онтогенеза. Наследственный фактор в значительной мере определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей в процессе спортивной тренировки.

Названный подход к формированию групп по направленности полностью себя оправдал. Так, мы можем констатировать, что на этапе начальной подготовки необходимо ориентировать юных спортсменов в конкретный вид спорта.

Основные термины (генерируются автоматически): Комплекс упражнений, вид спорта, игра, общеобразовательная школа, предварительная подготовка, продленный день, спортсмен, учебно-тренировочный процесс, начальная подготовка, спортивная школа.


Ключевые слова

обучение, воспитание, волейбол, спортсмены, предварительная подготовка, физические качества ребенка

Похожие статьи

Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям

В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.

Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям

В данной статье рассматриваются основные методики подготовки спортсмена перед соревнованиями. Раскрыта актуальность изучения и применения психологии. Рассматриваются ключевые моменты в области эмоциональной подготовки спортсмена.

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Существующие трудности и проблемы в подготовке юных хоккеистов

В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов...

История возникновения, становления и развития стрельбы из лука в России

В статье рассматривается развитие, становление лучного спорта в России, развитие и модернизация производства снаряжения, возрождение школы стрельбы из лука в настоящее время, рассматриваются психологические основы для формирования характера спортсмен...

Особенности занятий художественной гимнастикой

В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми д...

Похожие статьи

Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям

В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.

Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям

В данной статье рассматриваются основные методики подготовки спортсмена перед соревнованиями. Раскрыта актуальность изучения и применения психологии. Рассматриваются ключевые моменты в области эмоциональной подготовки спортсмена.

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Существующие трудности и проблемы в подготовке юных хоккеистов

В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов...

История возникновения, становления и развития стрельбы из лука в России

В статье рассматривается развитие, становление лучного спорта в России, развитие и модернизация производства снаряжения, возрождение школы стрельбы из лука в настоящее время, рассматриваются психологические основы для формирования характера спортсмен...

Особенности занятий художественной гимнастикой

В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми д...

Задать вопрос