Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. [1,с.63]
Среди всех видов транспорта в Российской Федерации следует выделить железнодорожный. Поскольку именно его доля приходится более 80 и около 40 % всего объема грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основной транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.
Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в системе путей сообщений России, железные дороги наиболее приспособлены к массовым перевозкам. Они функционируют днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условиях, что особенно важно для России с ее разными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонном и во внутрирайонном сообщении.
Появление железных дорог национального значения стало новым этапом в развертывании товарно-денежных и социальных отношений. Они ускорили развитие производства и натурального хозяйства, способствовали вовлечению сельскохозяйственных и особенно зернопроизводящих районов в сферу товарного обмена. Им принадлежала важная роль в выравнивании цен на российских региональных рынках. С развитием железнодорожного транспорта улучшились показатели российской экономики. От его работы, своевременности доставки им людей и грузов к месту назначения во многом зависит ритмичность функционирования всей экономики, устойчивость темпов ее роста, уровень сбалансированности всего воспроизводственного процесса. В нынешних российских условиях только железнодорожный транспорт способен совершить прорыв, который должен быть усилен и расширен, через подключение всех других видов транспорта. [5, с. 256]
По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта производится при выборе эффективного способа перевозок с учетом требований рынка к условиям транспортного обслуживания пользователей.
Таблица 1
Сравнительная характеристика транспорт
Факторы |
Вид транспорта |
||||
ЖД |
Автомобильный |
Морской |
Авиационный |
Нефтепроводный |
|
Массовые перевозки грузов |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Пассажирские перевозки |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Высока пропускная и провозная способность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Регулярность перевозок независимо от климатический условий, времени года и суток |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Высокая скорость доставки грузов |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Более короткий путь перевозки |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Невысокая себестоимость |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Высокая безопасность движения |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Более низкий уровень ущерба окружающей среде. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Таким образом жд транспорт является самым эффективным, безопасным, быстрым, высокопропускным, скоростным и приносит низкий уровень ущерба окружающей среде. С точки зрения экономики, является одним из экономичным видом транспорта. [10, с.15]
Железные дороги хотя и отстают от других видов транспорта по качеству обслуживания, однако весьма надежны по безопасности перевозок и высоко- экологичны. Железнодорожный транспорт является также эффективным и доступным видом транспорта по себестоимости перевозок и тарифам. Средняя доходная (тарифная) ставка на российских железных дорогах в 1999 г. составляла 0,85 руб. за 10 прив. т·км, а рентабельность — 26,8 %. Нельзя не заметить относительно низкую густоту железных и автомобильных дорог России (5,1 и 47 км на 1000 кв. км), особенно в сравнении с такими странами, как Германия — 125 и 694 км, США — 26,6 и 638 км, Украина — 37,7 и 267 км соответственно. [8, с.59]
«Железные дороги — крупнейшая государственная монополия в России. Железнодорожная отрасль, по разным оценкам, обладает от 4 % до 15 % всех основных средств производства в российской экономике, в ней заняты 1,22 миллиона человек. Железнодорожный транспорт является в целом прибыльным, хотя пассажирские перевозки (и особенно пригородные) являются убыточными. Убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет доходов от грузовых операций. Основные потребители услуг железных дорог — производители массовых грузов (угля, строительных материалов, черных и цветных металлов и др.). Их спрос на услуги железнодорожного транспорта имеет низкую эластичность, а среднее расстояние перевозки этих грузов так велико, что грузоотправители фактически не имеют другой альтернативы: автомобильный транспорт оказывается слишком дорогим при перевозках на такие расстояния, а водный транспорт может конкурировать с железнодорожным только на некоторых маршрутах и только в период навигации».
Экономическая надежность предприятия — это способность предприятия своевременно и в полном объеме удовлетворять экономические претензии и требования групп интересов
Экономическая надежность отражает возможность выжить предприятию в смысле недопущения его банкротства и ликвидации, а также обеспечивает процесс простого воспроизводства. Для контрагентов предприятия — это наиболее важно и рассчитывается на основе финансовой отчетности предприятия, определенных тестовых и других методов, то есть на основе относительно легко доступной информации.
Важность и актуальность повышения экономической безопасности обуславливается следующими причинами, которые показаны на Рис. 1.
Рис. 1. Причины отсутствия экономической безопасности
Таким образом, повышение надежности предприятия в настоящее время не только необходимо для дальнейшего успешного развития, но и возможность существовать, т. е. гарантия от банкротства. [6, с. 156]
Результаты исследования проблем экономики железнодорожного транспорта в современных рыночных условиях формируются в виде концепций, обобщений, закономерностей, теорий и их практических приложений. Их цель — стабилизация транспортного производства и его интенсификация на базе научно-технического прогресса, создание рациональной системы мотивации работников на основе социально справедливой оплаты труда железнодорожников и разумного экономически обоснованного реформирования управления отраслью.
Наряду с развитием экономики РФ происходит также и развитие жд транспорта. Но мировые тенденции в развитии конкуренции на рынке транспорта требуют значительного повышения технологического и технического уровня жд. Ведь ведущим звеном российской транспортной системы являются железные дороги, они исполняют роль основного элемента в производственной инфраструктуре.
Среди главных проблем жд предприятия стоит выделить основные. Это проблемы, связанные с путевым хозяйством, так как перевозки осуществляются по жд пути на рис. 1.2. рассмотрим их более подробней.
Рис. 2. Проблемы железнодорожного предприятия
В итоге на данный момент ЖД транспорту необходимо срочно ускорить развитие с целью сокращения разрыва с зарубежными конкурентами. Для этого нужно последовательно решать основные проблемы, ограничивающие технологическое и техническое развитие ЖД транспорта.
Главная цель работы ЖД транспорта — это быстрая, комфортная, дешевая (т. е. экономически эффективная), а также безопасная перевозка пассажиров и груза по территории РФ. Если человеку необходимо посетить какое-то новое место и доставить товар, он может воспользоваться складскими и транспортными услугами. Компания поможет доставить быстро и надежно товар и предоставить место для его временного хранения.
В нынешнее время, в момент развития рыночных отношений в России, когда предприятиям необходимо осуществлять свою деятельность в условиях неустойчивой экономической и политической среды, информационной неопределенности, а также высокой степени риска, подходы к надежности должны учитывать все эти проблемы.
Литература:
1. Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. Москва, 1985 г. 177 стр.
2. Батурин А. Б. Оптимальное развитие линейных транспортных систем. Москва, 1991 г. 258 стр.
3. Белов И. В. Экономическая теория транспорта в СССР. Москва, 1987 г. 321 стр.
4. Балашов А. К. Российские железные дороги. СПб, Питер, 2008.
5. Плисова Е. И. Российские железные дороги. М., Гардарики, 2008.
6. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. — М.: УМЦ ЖДТ, 2006.
7. Экономика транспорта. //Тематическая подборка за 2012 год.- 3 с.
8. Экономика железнодорожного транспорта: Учебное пособие.- М.: ФГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 676 с.
9. Ярославцев В. А. Российские железные дороги: проблемы и перспективы. М., Дело, 2008.
10. Сайт http://studme.org/1278080515012/logistika/avtomobilnyy_transport