В 2014 году работа ОАО «РЖД» осуществлялась в непростых макроэкономических условиях. Одной из причин интенсивного спада экономики является сокращение внешнего спроса в связи с санкциями и падением цен на нефть — экспорт с начала года снизился на 37,4 % к соответствующему периоду прошлого года, прежде всего, в результате падения цен на нефть и сырьевые товары, а импорт — на 29,3 %.
Среди других макроэкономических тенденций 2014 года — снижение потребительского спроса, происходящее под влиянием замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения и снижения реальной заработной платы, продолжающееся сокращение объемов потребительского кредитования, падение инвестиционной активности.
Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2014 год составляет 393,1 млрд рублей.
В 2014 году ОАО «РЖД» продолжило масштабное развитие инфраструктуры. Прежде всего, планы компании направлены на реализацию капиталоемких проектов, значительно влияющих на развитие экономики всей страны.
В первую очередь, это реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках.
Таблица 1
Затраты на улучшение железнодорожной инфраструктуры
Статья затрат |
2014 |
|
Ед.изм |
Затраты |
|
поручений Правительства Российской Федерации |
млрд.руб |
100,2 |
проекты, связанные с обеспечением безопасности |
млрд.руб |
45,3 |
мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной инфраструктуры |
млрд.руб |
123,2 |
реконструкция железнодорожного пути |
млрд.руб |
75,5 |
обновление подвижного состава |
млрд.руб |
101,1 |
прочие проекты |
млрд.руб |
13,3 |
В сфере пассажирских перевозок улучшено выполнение графика движения, расширен ассортимент оказываемых пассажирам услуг. С учетом этих мер, при общем снижении доходов Компании, в части пассажирских перевозок обеспечен рост доходов в 2015 году. Значительная часть пассажирских перевозок выделена в рамках отдельного дочернего общества.
Основным направлением развития Российских железных дорог является формирование эффективного холдинга, диверсификация бизнеса и выход на стратегически значимые рынки в России и за рубежом.
Продолжается системная работа по выводу на безубыточность пригородного пассажирского комплекса. Реализуется комплекс мер по улучшению собираемости доходов, оптимизации расходов, внесению изменений в нормативную базу, регулирующую перевозки пассажиров в пригородном сообщении, а также работу с регионами, в том числе по созданию пригородных пассажирских компаний. В 2014 году существенно активизирована реализация проектов создания подобных компаний.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о необходимости создания равных условий на рынке предоставления грузовых вагонов под перевозку правлением ОАО «РЖД» реализуется Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовыми вагонами.
Но, нужно заметить, что реализуемые направления требуют вложений, а возможности государства по инвестированию проектов инфраструктуры в связи с кризисом и антироссийскими санкциями снизились. Учитывая, что стоимость кредитных ресурсов в связи с кризисом резко выросла, и возможность их получения снизилась, ОАО «РЖД» было принято решение об эмиссии нескольких серий облигаций в период с 6 марта 2014 года, по 21 октября 2014 года.
Для облигационных займов серий БО-19, 16 из рассматриваемых нами, основными целями эмиссии являются:
- использование альтернативных по отношению к банковским кредитам источников привлечения средств;
- привлечение ресурсов по рыночным ставкам, применяемых для первоклассных заемщиков — естественных монополий;
- реструктуризация кредиторской задолженности с целью увеличения сроков заимствования.
Кроме того, использование части средств, полученных в результате эмиссии, планируется осуществлять в рамках общей инвестиционной программы ОАО «РЖД».
Для Еврооблигаций с кодом ISIN XS1041815116 основной целью эмиссии является финансирование инфраструктурных проектов в рамках утвержденной инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД».
После 06 марта 2014 года Группа привлекла дополнительные заемные средства, которые включали следующие типы облигаций:
Таблица 2
Размещенные облигационные выпуски ОАО «РЖД», за 01.01.2014–01.01.2015 гг.
Наименование |
Сумма |
Купонный доход (%) |
Срок погашения |
БО 19 |
25000 млн.руб. |
9,35 |
20.05.2044 |
БО 16 |
25000 млн.руб. |
9,00 |
20.09.2039 |
Еврооблигации с кодом ISIN XS1041815116 |
500 тыс.евро |
4,60 |
06.03.2023 |
После 22 мая 2013 года РЖД не было зарегистрировано, без размещения, ни одного нового выпуска облигаций.
Благодаря размещенным облигациям, общий объем привлеченных инвестиций вырос с 606 млрд.руб. на 31.12.2013 года, до 843 млрд.руб. на 31.12.2014 года. Удельный вес инвестиций на срок более 3 лет в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 71 % до 66 %. Удельный вес инвестиций на срок от 1 до 3 лет в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 22 % до 19 %. Удельный вес инвестиций на срок менее 1 года в общей структуре привлеченных инвестиций вырос с 7 % до 15 %.
Изменения структуры привлеченных инвестиций связано прежде всего с переходом долгосрочных и среднесрочных заимствований в разряд краткосрочных, а в связи с интенсивной заемной политикой прошлых периодов, суммы краткосрочных привлеченных инвестиций растут. Также, рост краткосрочных заимствований, связан с увеличением использования в 2014 году выделенных кредитных линий.
По инструментам привлечения, удельный вес еврооблигаций в общей структуре привлеченных инвестиций вырос с 39 % до 47 %, удельный вес рублевых облигаций в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 31 % до 20 %, удельный вес кредитов в общей структуре привлеченных инвестиций вырос с 5 % до 9 %, удельный вес структурных облигаций в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 25 % до 24 %.
Политика управления рисками ОАО «РЖД» заключается в идентификации и оценке рисков, разработке мер реагирования на риски и удержания их в допустимых пределах, осуществлении постоянного мониторинга за динамикой факторов риска, обеспечении эффективности контрольных мер и мероприятий.
Одним из основных отраслевых рисков для ОАО «РЖД» является прекращение роста или падение объемов перевозок грузов, которое приведет к снижению нормы операционной прибыли и сокращению источников для обновления основных фондов и эффективного развития производственной базы. Основными причинами падения объемов перевозок ОАО «РЖД» является дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации в России, дальнейшее падение спроса на товары российского экспорта, а также обострение конкуренции в отдельных сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта в связи с падением объема грузоперевозок в целом. ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, по которой осуществляется около 40 % грузовых перевозок и пассажирооборота в стране, а также существенный объем транзита грузов. Таким образом, глобальное снижение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на транспортном рынке может произойти по причине строительства новых, имеющих лучшие технико-экономические характеристики, крупных объектов транспортной инфраструктуры в России и за рубежом. В этой связи внутри страны потенциальными конкурентами могут стать трубопроводный и автомобильный транспорт. Запуск в эксплуатацию и вывод на проектную мощность крупных трубопроводов на направлениях массовых перевозок грузов по железной дороге планируется за пределами 2017 года (в условиях кризиса и антироссийских санкций, завершение объектов затруднено). Активизация дорожного строительства в России может привести к повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта при перевозках грузов, однако значительного перераспределения долей рынка в период до 2017 года не прогнозируется (в условиях кризиса, перераспределение долей рынка в значительной степени затруднено). Кроме того, по мере повышения экологических сборов и платежей конкурентоспособность и эффективность железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе будет восстанавливаться. Организация новых железнодорожных транзитных транспортных коридоров в Азию создает риск снижения транзитного потенциала инфраструктуры ОАО «РЖД». Вместе с тем, ОАО «РЖД» в конкурентной борьбе с альтернативными транзитными маршрутами имеет ряд преимуществ: наличие мощной транзитной инфраструктуры, отсутствие потребностей в значительных инвестициях для увеличения транзита, конкурентоспособное время доставки грузов, значительная протяженность перевозки по территории России без прохождения дополнительных таможенных и пограничных процедур. Результатами обострения конкуренции между различными видами транспорта может стать локальное перераспределение между ними объемов перевозок высокодоходных грузов, что повлечет снижение рентабельности основной деятельности ОАО «РЖД» и дочерних компаний. В целях недопущения снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе ОАО «РЖД» и дочерние компании реализуют стратегию, направленную, в том числе, на повышение качества услуг грузоотправителям, перевозчикам и пассажирам с доведением их уровня до мировых стандартов; вывод на рынок новых услуг; гибкое ценообразование. Прогноз развития рынка грузовых перевозок позволяет уверенно прогнозировать сохранение достаточно высоких темпов роста объемов грузовых перевозок с использованием инфраструктуры ОАО «РЖД». Объем и структура пассажирских перевозок напрямую зависит от роста реальных располагаемых доходов населения и конкурентной позиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. С учетом прогнозируемого роста реальных располагаемых доходов населения, увеличения в потребительских расходах доли услуг и повышения транспортной подвижности населения ожидается дальнейший стабильный рост отправления пассажиров на 1,9–2,1 % ежегодно с 2016 года. Риск прекращения роста или падения объемов перевозок является существенным, но не критичным для ОАО «РЖД».
В соответствии с предложенными структурными мероприятиями, которые соответствуют государственной программе развития железнодорожного транспорта, в 2016 году у ОАО «РЖД» должно остаться не более 50 % от совокупного парка локомотивов. В этой связи одним из рисков для Компании может стать снижение доходов от грузовых перевозок в результате сосредоточения у иных перевозчиков и компаний-операторов подавляющего большинства локомотивов, предназначенных для перевозок высокодоходных грузов. В целях недопущения подобного развития рынка железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» возможно реализовать стратегию, направленную на сохранение парка локомотивов под собственным контролем, с использованием арендных и субарендных схем, оговоренных до передачи прав собственности на тяговый состав.
Основу доходов ОАО «РЖД» составляют поступления от реализации услуг инфраструктуры, грузовых и пассажирских перевозок. В соответствии с законодательством России инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования находится в собственности ОАО «РЖД» и не может быть отчуждена, передана в аренду или доверительное управление иному физическому или юридическому лицу. Таким образом, конкуренция с иностранными операторами и перевозчиками может развиваться только на рынке грузовых и в отдельных безубыточных сегментах рынка пассажирских железнодорожных перевозок.
Одним из существенных рисков является неуправляемый рост издержек на продукцию, материальные ресурсы и основные средства, приобретаемые компанией в ходе обычной хозяйственной деятельности. Неблагоприятное изменение ситуации в области цен на поставляемую продукцию может привести к значительному росту объемов необходимых оборотных средств и снижению рентабельности основной деятельности Компании, так как ОАО «РЖД» не имеет возможности оперативно реагировать на подобные изменения путем изменения тарифов на перевозки. В целях диверсификации указанных рисков ОАО «РЖД» ведется работа по заключению долгосрочных контрактов на поставку продукции, имеющей стратегическое значение, создаются предпосылки для демонополизации поставок отдельных материально-технических ресурсов и запасных частей.
Принимаемые Правительством России решения об индексации уровня тарифов на регулируемые государством перевозки оказывают существенное влияние на объем доходов ОАО «РЖД», рентабельность основной деятельности и способность обслуживать обязательства. Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения инвестиций на железнодорожный транспорт планируется осуществлять постепенное дерегулирование тарифов на грузовые перевозки. Вероятно, что это направление развития железнодорожных перевозок станет вновь актуальным, с 2016 года. Некоторые тарифы на пассажирские перевозки уже выведены из сферы государственного регулирования. С учетом того, что 100 % акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации, есть все основания предполагать, что при индексации регулируемых государством тарифов будет обеспечен достаточный уровень рентабельности продаж и инвестированного капитала, а также учтена необходимость обслуживания Компанией обязательств перед инвесторами.
При этом, доля доходов, получаемых предприятием от внешнеэкономической деятельности (международных перевозок и международных услуг) является незначительной (менее 3 %) и изменение курса обмена иностранных валют не оказывает существенного влияния на общие результаты деятельности предприятия, что благоприятно отражается на состоянии предприятия в условиях кризиса и антироссийских санкций.
Риск неисполнения обязательств по облигациям предприятием расценивается как низкий, поскольку уровень долговой нагрузки в ближайшие годы планируется не выше 18 % от объема выручки предприятия, что позволяет говорить о низкой степени зависимости предприятия от внешних источников финансирования и от колебаний уровня процентных ставок. Критические, по мнению предприятия, значения инфляции, которые могут повлиять на выплаты по облигациям предприятия — 25 % годовых, которые к настоящему времени не были достигнуты (максимальная ставка рефинансирования Центрального банка, присутствовала в декабре 2014 года и составила 17 %).
В случае, если критические величины инфляции будут достигнуты в период обращения облигаций предприятия в целях уменьшения указанного риска предприятие предпримет меры для ускорения оборота денежных средств предприятия, дебиторской задолженности предприятия. В случае достижения показателя инфляции критических значений, а также резкого изменения процентных ставок, наибольшим изменениям будут подвержены прибыль, размер дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Литература:
2. rzd-expo.ru