Формирование резервов повышения экономической надежности железнодорожного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Кириллова, Е. Ю. Формирование резервов повышения экономической надежности железнодорожного предприятия / Е. Ю. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 390-394. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20614/ (дата обращения: 16.11.2024).

В 2014 году работа ОАО «РЖД» осуществлялась в непростых макроэкономических условиях. Одной из причин интенсивного спада экономики является сокращение внешнего спроса в связи с санкциями и падением цен на нефть — экспорт с начала года снизился на 37,4 % к соответствующему периоду прошлого года, прежде всего, в результате падения цен на нефть и сырьевые товары, а импорт — на 29,3 %.

Среди других макроэкономических тенденций 2014 года — снижение потребительского спроса, происходящее под влиянием замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения и снижения реальной заработной платы, продолжающееся сокращение объемов потребительского кредитования, падение инвестиционной активности.

Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2014 год составляет 393,1 млрд рублей.

В 2014 году ОАО «РЖД» продолжило масштабное развитие инфраструктуры. Прежде всего, планы компании направлены на реализацию капиталоемких проектов, значительно влияющих на развитие экономики всей страны.

В первую очередь, это реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках.

Таблица 1

Затраты на улучшение железнодорожной инфраструктуры

Статья затрат

2014

Ед.изм

Затраты

поручений Правительства Российской Федерации

млрд.руб

100,2

проекты, связанные с обеспечением безопасности

млрд.руб

45,3

мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной инфраструктуры

млрд.руб

123,2

реконструкция железнодорожного пути

млрд.руб

75,5

обновление подвижного состава

млрд.руб

101,1

прочие проекты

млрд.руб

13,3

 

В сфере пассажирских перевозок улучшено выполнение графика движения, расширен ассортимент оказываемых пассажирам услуг. С учетом этих мер, при общем снижении доходов Компании, в части пассажирских перевозок обеспечен рост доходов в 2015 году. Значительная часть пассажирских перевозок выделена в рамках отдельного дочернего общества.

Основным направлением развития Российских железных дорог является формирование эффективного холдинга, диверсификация бизнеса и выход на стратегически значимые рынки в России и за рубежом.

Продолжается системная работа по выводу на безубыточность пригородного пассажирского комплекса. Реализуется комплекс мер по улучшению собираемости доходов, оптимизации расходов, внесению изменений в нормативную базу, регулирующую перевозки пассажиров в пригородном сообщении, а также работу с регионами, в том числе по созданию пригородных пассажирских компаний. В 2014 году существенно активизирована реализация проектов создания подобных компаний.

В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о необходимости создания равных условий на рынке предоставления грузовых вагонов под перевозку правлением ОАО «РЖД» реализуется Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовыми вагонами.

Но, нужно заметить, что реализуемые направления требуют вложений, а возможности государства по инвестированию проектов инфраструктуры в связи с кризисом и антироссийскими санкциями снизились. Учитывая, что стоимость кредитных ресурсов в связи с кризисом резко выросла, и возможность их получения снизилась, ОАО «РЖД» было принято решение об эмиссии нескольких серий облигаций в период с 6 марта 2014 года, по 21 октября 2014 года.

Для облигационных займов серий БО-19, 16 из рассматриваемых нами, основными целями эмиссии являются:

-          использование альтернативных по отношению к банковским кредитам источников привлечения средств;

-          привлечение ресурсов по рыночным ставкам, применяемых для первоклассных заемщиков — естественных монополий;

-          реструктуризация кредиторской задолженности с целью увеличения сроков заимствования.

Кроме того, использование части средств, полученных в результате эмиссии, планируется осуществлять в рамках общей инвестиционной программы ОАО «РЖД».

Для Еврооблигаций с кодом ISIN XS1041815116 основной целью эмиссии является финансирование инфраструктурных проектов в рамках утвержденной инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД».

После 06 марта 2014 года Группа привлекла дополнительные заемные средства, которые включали следующие типы облигаций:

Таблица 2

Размещенные облигационные выпуски ОАО «РЖД», за 01.01.2014–01.01.2015 гг.

Наименование

Сумма

Купонный доход (%)

Срок погашения

БО 19

25000 млн.руб.

9,35

20.05.2044

БО 16

25000 млн.руб.

9,00

20.09.2039

Еврооблигации с кодом ISIN XS1041815116

500 тыс.евро

4,60

06.03.2023

 

После 22 мая 2013 года РЖД не было зарегистрировано, без размещения, ни одного нового выпуска облигаций.

Благодаря размещенным облигациям, общий объем привлеченных инвестиций вырос с 606 млрд.руб. на 31.12.2013 года, до 843 млрд.руб. на 31.12.2014 года. Удельный вес инвестиций на срок более 3 лет в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 71 % до 66 %. Удельный вес инвестиций на срок от 1 до 3 лет в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 22 % до 19 %. Удельный вес инвестиций на срок менее 1 года в общей структуре привлеченных инвестиций вырос с 7 % до 15 %.

Изменения структуры привлеченных инвестиций связано прежде всего с переходом долгосрочных и среднесрочных заимствований в разряд краткосрочных, а в связи с интенсивной заемной политикой прошлых периодов, суммы краткосрочных привлеченных инвестиций растут. Также, рост краткосрочных заимствований, связан с увеличением использования в 2014 году выделенных кредитных линий.

По инструментам привлечения, удельный вес еврооблигаций в общей структуре привлеченных инвестиций вырос с 39 % до 47 %, удельный вес рублевых облигаций в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 31 % до 20 %, удельный вес кредитов в общей структуре привлеченных инвестиций вырос с 5 % до 9 %, удельный вес структурных облигаций в общей структуре привлеченных инвестиций снизился с 25 % до 24 %.

Политика управления рисками ОАО «РЖД» заключается в идентификации и оценке рисков, разработке мер реагирования на риски и удержания их в допустимых пределах, осуществлении постоянного мониторинга за динамикой факторов риска, обеспечении эффективности контрольных мер и мероприятий.

Одним из основных отраслевых рисков для ОАО «РЖД» является прекращение роста или падение объемов перевозок грузов, которое приведет к снижению нормы операционной прибыли и сокращению источников для обновления основных фондов и эффективного развития производственной базы. Основными причинами падения объемов перевозок ОАО «РЖД» является дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации в России, дальнейшее падение спроса на товары российского экспорта, а также обострение конкуренции в отдельных сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта в связи с падением объема грузоперевозок в целом. ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, по которой осуществляется около 40 % грузовых перевозок и пассажирооборота в стране, а также существенный объем транзита грузов. Таким образом, глобальное снижение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на транспортном рынке может произойти по причине строительства новых, имеющих лучшие технико-экономические характеристики, крупных объектов транспортной инфраструктуры в России и за рубежом. В этой связи внутри страны потенциальными конкурентами могут стать трубопроводный и автомобильный транспорт. Запуск в эксплуатацию и вывод на проектную мощность крупных трубопроводов на направлениях массовых перевозок грузов по железной дороге планируется за пределами 2017 года (в условиях кризиса и антироссийских санкций, завершение объектов затруднено). Активизация дорожного строительства в России может привести к повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта при перевозках грузов, однако значительного перераспределения долей рынка в период до 2017 года не прогнозируется (в условиях кризиса, перераспределение долей рынка в значительной степени затруднено). Кроме того, по мере повышения экологических сборов и платежей конкурентоспособность и эффективность железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе будет восстанавливаться. Организация новых железнодорожных транзитных транспортных коридоров в Азию создает риск снижения транзитного потенциала инфраструктуры ОАО «РЖД». Вместе с тем, ОАО «РЖД» в конкурентной борьбе с альтернативными транзитными маршрутами имеет ряд преимуществ: наличие мощной транзитной инфраструктуры, отсутствие потребностей в значительных инвестициях для увеличения транзита, конкурентоспособное время доставки грузов, значительная протяженность перевозки по территории России без прохождения дополнительных таможенных и пограничных процедур. Результатами обострения конкуренции между различными видами транспорта может стать локальное перераспределение между ними объемов перевозок высокодоходных грузов, что повлечет снижение рентабельности основной деятельности ОАО «РЖД» и дочерних компаний. В целях недопущения снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе ОАО «РЖД» и дочерние компании реализуют стратегию, направленную, в том числе, на повышение качества услуг грузоотправителям, перевозчикам и пассажирам с доведением их уровня до мировых стандартов; вывод на рынок новых услуг; гибкое ценообразование. Прогноз развития рынка грузовых перевозок позволяет уверенно прогнозировать сохранение достаточно высоких темпов роста объемов грузовых перевозок с использованием инфраструктуры ОАО «РЖД». Объем и структура пассажирских перевозок напрямую зависит от роста реальных располагаемых доходов населения и конкурентной позиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. С учетом прогнозируемого роста реальных располагаемых доходов населения, увеличения в потребительских расходах доли услуг и повышения транспортной подвижности населения ожидается дальнейший стабильный рост отправления пассажиров на 1,9–2,1 % ежегодно с 2016 года. Риск прекращения роста или падения объемов перевозок является существенным, но не критичным для ОАО «РЖД».

В соответствии с предложенными структурными мероприятиями, которые соответствуют государственной программе развития железнодорожного транспорта, в 2016 году у ОАО «РЖД» должно остаться не более 50 % от совокупного парка локомотивов. В этой связи одним из рисков для Компании может стать снижение доходов от грузовых перевозок в результате сосредоточения у иных перевозчиков и компаний-операторов подавляющего большинства локомотивов, предназначенных для перевозок высокодоходных грузов. В целях недопущения подобного развития рынка железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» возможно реализовать стратегию, направленную на сохранение парка локомотивов под собственным контролем, с использованием арендных и субарендных схем, оговоренных до передачи прав собственности на тяговый состав.

Основу доходов ОАО «РЖД» составляют поступления от реализации услуг инфраструктуры, грузовых и пассажирских перевозок. В соответствии с законодательством России инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования находится в собственности ОАО «РЖД» и не может быть отчуждена, передана в аренду или доверительное управление иному физическому или юридическому лицу. Таким образом, конкуренция с иностранными операторами и перевозчиками может развиваться только на рынке грузовых и в отдельных безубыточных сегментах рынка пассажирских железнодорожных перевозок.

Одним из существенных рисков является неуправляемый рост издержек на продукцию, материальные ресурсы и основные средства, приобретаемые компанией в ходе обычной хозяйственной деятельности. Неблагоприятное изменение ситуации в области цен на поставляемую продукцию может привести к значительному росту объемов необходимых оборотных средств и снижению рентабельности основной деятельности Компании, так как ОАО «РЖД» не имеет возможности оперативно реагировать на подобные изменения путем изменения тарифов на перевозки. В целях диверсификации указанных рисков ОАО «РЖД» ведется работа по заключению долгосрочных контрактов на поставку продукции, имеющей стратегическое значение, создаются предпосылки для демонополизации поставок отдельных материально-технических ресурсов и запасных частей.

Принимаемые Правительством России решения об индексации уровня тарифов на регулируемые государством перевозки оказывают существенное влияние на объем доходов ОАО «РЖД», рентабельность основной деятельности и способность обслуживать обязательства. Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения инвестиций на железнодорожный транспорт планируется осуществлять постепенное дерегулирование тарифов на грузовые перевозки. Вероятно, что это направление развития железнодорожных перевозок станет вновь актуальным, с 2016 года. Некоторые тарифы на пассажирские перевозки уже выведены из сферы государственного регулирования. С учетом того, что 100 % акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации, есть все основания предполагать, что при индексации регулируемых государством тарифов будет обеспечен достаточный уровень рентабельности продаж и инвестированного капитала, а также учтена необходимость обслуживания Компанией обязательств перед инвесторами.

При этом, доля доходов, получаемых предприятием от внешнеэкономической деятельности (международных перевозок и международных услуг) является незначительной (менее 3 %) и изменение курса обмена иностранных валют не оказывает существенного влияния на общие результаты деятельности предприятия, что благоприятно отражается на состоянии предприятия в условиях кризиса и антироссийских санкций.

Риск неисполнения обязательств по облигациям предприятием расценивается как низкий, поскольку уровень долговой нагрузки в ближайшие годы планируется не выше 18 % от объема выручки предприятия, что позволяет говорить о низкой степени зависимости предприятия от внешних источников финансирования и от колебаний уровня процентных ставок. Критические, по мнению предприятия, значения инфляции, которые могут повлиять на выплаты по облигациям предприятия — 25 % годовых, которые к настоящему времени не были достигнуты (максимальная ставка рефинансирования Центрального банка, присутствовала в декабре 2014 года и составила 17 %).

В случае, если критические величины инфляции будут достигнуты в период обращения облигаций предприятия в целях уменьшения указанного риска предприятие предпримет меры для ускорения оборота денежных средств предприятия, дебиторской задолженности предприятия. В случае достижения показателя инфляции критических значений, а также резкого изменения процентных ставок, наибольшим изменениям будут подвержены прибыль, размер дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

 

Литература:

 

1.      http://rzd.ru/

2.      rzd-expo.ru

Основные термины (генерируются автоматически): общая структура, железнодорожный транспорт, перевозка, Российская Федерация, ISIN, железнодорожная инфраструктура, инвестиция, Россия, удельный вес инвестиций, условие кризиса.


Похожие статьи

Формирование системы показателей оценки эффективности промышленных предприятий

Формирование учетно-аналитического обеспечения анализа себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях

Совершенствование методов государственного регулирования экономико-экологической эффективности фермерских хозяйств

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Возможности повышения эффективности организационно-экономической деятельности предприятия

Оптимизация источников финансирования хозяйственной деятельности предприятий

Формирование инвестиционной стратегии инновационного развития строительных предприятий

Повышение уровня эксплуатационной надежности магистральных газопроводов

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости организации в целях прогнозирования банкротства

Формирование ассортиментной политики предприятия

Похожие статьи

Формирование системы показателей оценки эффективности промышленных предприятий

Формирование учетно-аналитического обеспечения анализа себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях

Совершенствование методов государственного регулирования экономико-экологической эффективности фермерских хозяйств

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Возможности повышения эффективности организационно-экономической деятельности предприятия

Оптимизация источников финансирования хозяйственной деятельности предприятий

Формирование инвестиционной стратегии инновационного развития строительных предприятий

Повышение уровня эксплуатационной надежности магистральных газопроводов

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости организации в целях прогнозирования банкротства

Формирование ассортиментной политики предприятия

Задать вопрос