Российская система образования: достоинства и недостатки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 29458 раз

Библиографическое описание:

Серебрякова, Е. А. Российская система образования: достоинства и недостатки / Е. А. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 703-707. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20624/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Ключевые слова:образование, реформа, система.

 

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то можно сделать вывод о том, что образование играет очень большую и главную роль в жизни каждого человека нашей страны [1].

В последнее десятилетие российское образование постоянно находится в стадии реформирования, при этом, на наш взгляд, трудно оценить эффективность изменений.

Много споров в обществе вызывает Единый государственный экзамен, который с 1 января 2009 года является обязательным испытанием при получении аттестата о полном среднем образовании. К положительным сторонам ЕГЭ, с нашей точки зрения, можно отнести следующие:

-        ученик в 10–11 классах концентрирует свои усилия на изучение тех предметов, которые будут ему в дальнейшем необходимы;

-        при поступлении в ВУЗ абитуриенты, за исключением поступающих в МГУ и СПбГУ, не сдают экзамены;

-        расширяется возможность получения высшего образования в ведущих ВУЗах России.

Однако ЕГЭ имеет и отрицательные стороны, которые на наш взгляд обусловлены, в том числе, и отношением ряда учителей к подготовке выпускников школ к прохождению данного испытания. Проведенные интервью со студентами ВУЗов показали, что большинство респондентов в 10–11 классах пользовались услугами репетиторов, так как некоторые школьные учителя вели подготовку лишь по базовой части ЕГЭ, но в случае успешной сдачи ЕГЭ школы повышают свои рейтинговые показатели. Частые изменения процедуры итоговой аттестации выпускников школ, вводимые в начале учебного года для выпускных классов, затрудняют подготовку к ней. Безусловно, каждая новая система, в том числе и ЕГЭ, нуждается в совершенствовании, но при этом новшества, на наш взгляд, должны вноситься за полтора-два года до сдачи ЕГЭ.

Образовательное сообщество тоже выделяет разные стороны ЕГЭ. По мнению директора МОЦ Добрянской средней школы № 4 Ивана Михайловича Сидорова «…сдача ЕГЭ оправдана только по естественнонаучным дисциплинам, а гуманитарные предметы выводить на тесты нельзя. Это понижает творческую сторону. С другой стороны, против ЕГЭ я ничего не имею, считаю, что другой формы создать социальную справедливость при поступлении в вузы сейчас нет» [4].

Но ЕГЭ это не единственное новшество в российской системе образования. У абитуриентов и их родителей после введения в 2010 году многоуровневого высшего образования появилось много вопросов. Сейчас эта система стала более понятной.

С 1 сентября 2010 года к уровням профессионального образования относятся:

-        бакалавриат;

-        специалитет, магистратура;

-        подготовка кадров высшей квалификации.

Теперь мы видим, что со степенью бакалавра или магистра студенты смогут учиться и работать за границей. Получается, что они смогут расширять свои знания и возможности. 2010 год — это год, который стал переломным периодом высшего образования России. Люди стали более свободны в выборе.

С введенными новшествами появились и новые проблемы. В статье «Как из высшего образования в России раздули пузырь» [3] даются очень «хорошие» примеры иллюстраций масштаба и характера теневых процессов нынешнего образования:

-        региональная «фабрика дипломов», то есть многие так называемые ВУЗы выдают липовые дипломы;

-        симбиоз частных и государственных ВУЗов, то есть обычный ректор может сам открывать частный ВУЗ и закрывать его;

-        преодоление фактора ЕГЭ, то есть где результаты ЕГЭ не играют никакой роли, а играют деньги.

Все приведенные примеры иллюстрируют слова профессора С. А. Толкачёва: «Сегодня студенты платят не за то, чтобы учиться, а за то, чтобы НЕ учиться. …Можно констатировать состоявшуюся аномальную инверсию исходных учебных установок студентов» [3].

Конечно, таких заведений очень и очень мало, и хочется верить, что их не будет вообще в нашей стране.

Прежде чем сравнивать российскую систему образования с образованием в других странах, посмотрим, как выглядит нынешнее российское образование, которое чем-то похоже на немецкое, но все же проще [2]:

1)      с 1,5–2 лет родители отводят своих детей в дошкольные учреждения, там они находятся до 6–7 лет. Это добровольное дошкольное образование, такое же как и в Германии;

2)      далее дети идут в начальную школу в 6–7 лет. В настоящее время начальное образование школьники получают в течение 4 лет. По сравнению с Германией, в России дети могут получать начальное образование не только в общеобразовательных школах, но и в лицеях, гимназиях, так как в России такие формы учебных заведений представлены комплексно с 1 по 11 классы;

3)      неполное среднее образование в гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах получают с 4 по 9 класс, то есть 5 лет. После окончания 9 класса все ученики сдают экзамен по математике, русскому языку, и предмету на выбор. По окончании 9 классов ученик получает аттестат об общем среднем образовании. Обучение с 1 по 9 классы является обязательным;

4)      после 9 класса у учеников есть два выбора, куда пойти учиться дальше:

-        получение средне-специального образования с правом поступления в колледж, техникум и другие профессиональные учреждения;

-        обучение в 10–11 классах, после которых сдать ЕГЭ, получить аттестат о полном среднем образовании, поступить в ВУЗ. В ВУЗ могут поступить и те, кто окончил любое учреждение профессионального образования, что, например, в Германии сделать нельзя;

5)      высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра с правом повышения квалификации в университете или НИИ.

Рассмотрим системы образования, существующие в других странах (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение системы образования разных стран [5]

Страна

Особенности образования

Франция

Ступени образования:

а)   начальная ступень с 2–3 лет и длится 3–4 года в детском саду;

б)  начальная школа с 6 лет до 11 лет;

в)  средняя ступень:

-        4 года в коллеже с 11 до 15 лет;

далее на выбор:

-        3 года в лицее с 15 до 18 лет, выпускник получает аттестат о получении среднего образования;

-        3 года в профессиональном училище с 15 до 18 лет, после которого выпускники получают о средне-специальном образовании, которое ценится во Франции так же, как высшее.

г)     высшая ступень с 18 лет, длительностью от 2 до 9 лет, возможно после получения диплома бакалавра об окончании среднего образования;

-        обязательность образования для детей с 6 до 16 лет;

-        государственные и частные школьные учреждения;

-        французский язык в школе имеет особый статус как предмет. Каждый год после 1 класса каждый проходит тест без исключений. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Высшее образование делится на два типа:

1)  короткое высшее образование (от 2 до 3 лет), после него выпускники получают диплом об окончании университета технологий. Это образование готовит специалистов в сфере промышленности, обслуживания.

2)  длительное высшее образование (от 2 до 9 лет), состоит из циклов:

-        первый цикл: через 2 года диплом об общем университетском образовании;

-        второй цикл: длится 2–3 года, после которого студенты получают диплом магистра;

-        третий цикл: связан с глубоким изучением специальности с самостоятельными научными исследованиями, после которого получение доктора наук;

-        высшее образование бесплатно для всех, включая иностранцев, но присутствует номинальная плата.

Великобритания

-        обязательное образование с 5 до 16 лет;

-        государственное и частное школьное образование;

Структура образования:

-        ясли (садик) с 2 до 7 лет;

-        начальная школа

а)     с 7 до 13 лет, после окончания которых, все дети сдают обязательный экзамен — Common Entrance Examination;

б)     с 4 до 11 лет, после нее ученики переходят на следующую стадию обучения — Secondary School;

-        старшая школа

а)     с 13 до 18 лет. В старшей школе ученики сначала учатся два года, после чего сдают экзамены: GCSE, после сдачи экзамена продолжают обучения еще два года и получают: A-Level либо International Baccalaureate;

б)     Secondary school — дети здесь учатся с 11 лет. Эта система аналогична российской гимназии, где с 11 лет начинается изучение по углублённой программе;

-        выпускные классы с 16 до 18 лет;

-        раздельное обучение мальчиков и девочек, но также присутствуют и смешанные типы школ;

-        с 18 лет после получения A-Levels студенты могут получить профессиональное или высшее образование;

-        высшее образование платное для всех. Правда студенты — граждане могут учиться в кредит, который выделяет либо сам университет, либо государство, и который отдают после получения диплома и устройства на работу;

Профессиональное образование:

-        курсы профессиональной подготовки;

-        курсы для получения степени бакалавра;

-        профессиональные курсы проводятся для тех, кто ушёл со школы в 16 лет;

Высшее образование:

-        программы получения степени бакалавра;

-        программы получения магистра, докторской степени;

-        обучение проводится в университетах, колледжах, институтах.

США

-        Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата: начинают с 5 до 8 лет, и заканчивают от 14 до 18 лет;

-        школьное образование государственное;

-        высшее образование в основном частное, но есть и государственное;

-        в США нет государственных стандартов для программ учебных заведений;

Структура образования:

-        с 5 лет — нулевой класс;

-        начальная школа до 5–6 класса;

-        средняя школа — до 8 класса;

-        старшая школа — до 12 класса, т. е. в 18 лет;

-        существуют общественные колледжи, которые после двух лет обучения, выдают степень, которая похоже на наше среднее специальное образование;

-        или можно продолжить обучение — поступить в колледжи или университеты, где за 4 года студент получает степень бакалавра.

-        те студенты, которые получили степень бакалавра могут пойти учиться дальше и получить степень магистра, о бучение по которому длится 2–3 года.

Южная Корея

-        Начальная школа с 8 до 14 лет;

-        средняя школа — 3 класса, с 12 до 15 лет. Строго регулируются форма одежды и прически студента;

-        высшая школа с 15 до 18 лет;

-        Переход по ступеням школьного образования с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика;

-        изучение английского с 3 класса;

-        дополнительное обучение в частных учебных заведениях, плюс дополнительные кружки и секции;

-        государственное и частное школьное обучение, где в частном обучении более высокий уровень образования;

-        с 2011 года все учебники для школьников даются в электронном варианте;

-        80 % вузов частные;

Структура высшего образования:

а)     профессиональное образование — колледж (2 года):

б)     высшее образование — университет (4 года);

в)     магистр (2 года),

магистр делового администрирования (1–2 года),

доктор наук (4 года) — аспирантура;

Финляндия

-        предварительное образование за один год до начального с 6 лет;

-        обязательное образование с 7 до 16 лет, которое полностью бесплатное, плюс входят учебники, тетради, обеды и т. д.;

-        в 3 классе изучение английского, в 4 дополнительный язык (французский, немецкий или русский), в 7 обязательный шведский;

-        далее вторая ступень:

а)     профессиональное образование — в профессионально-технических школах;

б)     обучение в лицее, где идет подготовка к поступлению в высшую школу;

-        высшая школа с 16 лет, учебники уже платные — 500 евро в год;

-        высшее образование бесплатное для всех;

-        студенты сами выбирают расписание занятий и график сдачи экзаменов;

Структура высшего образования:

-        университеты;

-        политехнические институты — предоставляют практику и навыки для работы в разных областях. Обучение 3— 4,5 лет.

Степени:

-        бакалавр (4 года);

-        магистр (2 года);

-        доктор наук (2 года).

 

Рассмотрев системы образования других стран, можно сказать, что:

-        в каждой стране является обязательным образование примерно с 6 до 16 лет;

-        образование делится на начальное, среднее и высшее;

-        учреждения образования бывают государственным и частным и т. д.

Достоинствами систем образования в разных странах являются:

1)      Франция: французский язык в школе имеет особый статус. Каждый год после 1 класса каждый проходит тест без исключений. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. Высшее образование бесплатное для всех;

2)      Великобритания: начальное и среднее образование альтернативное, оно имеет два вида; высшее образование платное, но для своих студентов — граждан могут предоставлять кредит, который выделяет либо сам университет, либо государство, и который отдают после получения диплома и устройства на работу;

3)      США: школьное образование полностью государственное, также здесь нет государственных стандартов для программ учебных заведений;

4)      Южная Корея: дети ходят не только на занятия в школу, но посещают обязательно кружки, секции, дополнительные занятия, то есть они полностью загружены; с 2011 года все учебники для школьников даются в электронном варианте;

5)      Финляндия: обязательное образование с 7 до 16 лет, которое полностью бесплатное, плюс входят учебники, тетради, обеды и т. д.; в 3 классе изучение английского, в 4 дополнительный язык (французский, немецкий или русский), в 7 обязательный шведский; высшее образование бесплатное для всех.

Исторически наша система образования исходит из германской системы [2]. При чем в самой Германии на данном этапе идет активная реформа средней школы.

На наш взгляд следует обратить на системы образования, сложившиеся в странах Юго-Восточной Азии. Так, например, британская компания Economist Intelligence Unit провела исследование, в котором эксперты определяли страны лидеров в образовании и страны аутсайдеров. Первые места заняли Финляндия, Южная Корея и Гонконг, Россия — только 20. Авторы исследования учитывали различные факторы, в частности, процент выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, число выпускников ВУЗов, а также результаты международных тестов, определяющих уровень грамотности [6]. Также по результатам международного исследования PISA — 2012 (проводится раз в три года для учеников 15 лет) первые места: Шанхай, Сингапур, Гонконг, а Россия — 34 [7].

Восточная модель образования очень сильно напоминает советское образование. Как раз то образование, которое всегда было на первых местах, которое давало самый высокий уровень образования.

Рассмотрев системы образования разных стран, можно сказать, что ни одна из сложившихся в мире систем без адаптации не подходит России. Строя новую концепцию образования, нужно учитывать положительный опыт других стран, но также стоит обратить внимание и на отрицательный опыт, чтобы не допустить таких же ошибок.

А пока, на данный момент международные исследования организации экономического сотрудничества ставят РФ на последние места среди нескольких десятков стран [7]. Самая лучшая система образования на сегодняшний день в Южной Корее, Шанхае, Гонконге, то есть в странах Востока [7].

 

Литература:

 

1.      Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

2.      URL: http://www.edu-all.ru/pages/zamet/pub_270606.php (дата обращения: 03.04.2015).

3.      URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/266318/ (дата обращения: 25.03.2015).

4.      URL: http://www.edu-all.ru/pages/zamet/laquo-za-i-protivraquo---.asp (дата обращения: 25.04.2015).

5.      URL: http://www.online812.ru/2011/03/23/003/ (дата обращения: 05.04.2015).

6.      URL: http://www.infoniac.ru/news/Gde-mozhno-poluchit-luchshee-obrazovanie-v-mire.html (дата обращения: 25.04.2015).

7.      URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm (дата обращения: 14.05.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, класс, Россия, система образования, Начальная школа, профессиональное образование, высшая школа, образование, старшая школа, Южная Корея.


Ключевые слова

система, образование, реформа

Похожие статьи

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Наука, образование и общество: тенденция и перспективы развития

В статье рассмотрена связь науки, образования и общества. Проанализированы тенденции и перспективы развития (по ФГОС общего образования).

Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты

В статье рассматривается значение образования в жизни современного общества и отражение основных положений в законах.

Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России

В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.

Современные тенденции развития высшего образования в России

Становление и развитие государственного управления

В статье затрагиваются вопросы становления и развития государственного управления. Рассматривается в хронологическом порядке динамика развития государственно-правовых процессов, их закономерности и особенности, структура государственного управления в...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Проблемы российского образования

В статье рассматриваются существующие проблемы системы образования в России на сегодняшний день.

Анализ судебной реформы в Российской Федерации и перспективы её развития на современном этапе

В статье автор проводит анализ судебной реформы в Российской Федерации и оценивает перспективы её развития на современном этапе.

Похожие статьи

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Наука, образование и общество: тенденция и перспективы развития

В статье рассмотрена связь науки, образования и общества. Проанализированы тенденции и перспективы развития (по ФГОС общего образования).

Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты

В статье рассматривается значение образования в жизни современного общества и отражение основных положений в законах.

Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России

В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.

Современные тенденции развития высшего образования в России

Становление и развитие государственного управления

В статье затрагиваются вопросы становления и развития государственного управления. Рассматривается в хронологическом порядке динамика развития государственно-правовых процессов, их закономерности и особенности, структура государственного управления в...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Проблемы российского образования

В статье рассматриваются существующие проблемы системы образования в России на сегодняшний день.

Анализ судебной реформы в Российской Федерации и перспективы её развития на современном этапе

В статье автор проводит анализ судебной реформы в Российской Федерации и оценивает перспективы её развития на современном этапе.

Задать вопрос