В статье аргументируется актуальность мультикультурного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования. Описывается система работы учителя начальных классов по использованию веб-квеста в мультикультурном воспитании детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова:мультикультурное воспитание, педагогическая технология, квест-технология, младший школьник.
The article argues relevance of multicultural education of young student at the present stage of development of education. Describes the system works of primary school teacher on the use of the web-quest in multicultural education primary school children.
Keywords:multicultural education, educational technology, the quest-technology, junior high school student.
Сохранение самобытных этнических культур и улучшение взаимосвязи между ними является основной задачей государственной политики Российской Федерации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального основного образования, который является основным механизмом в осуществлении государственной политики в области образования, указывается необходимость сбережения и формирования культурного многообразия, языкового достояния многонационального этноса Российской Федерации, возможность каждого гражданина страны изучать родной язык и получить начальное общее образование, овладения культурой и духовными ценностями многонационального народа России [8]. В качестве сквозной задачи мультикультурного воспитания младших школьников отмечается формирование основных принципов единства российского народа, чувства гордости за свою страну, его народ и историю государства; отнесение себя к определенному народу, осознание своей национальности; формирование ценностей многонационального общества, уважительного отношения к мнению других, культуре иных народов [8]. Данные принципы указывают на суть содержательного аспекта мультикультурного воспитания детей младшего школьного возраста.
В связи с этим преимуществом реформирования российского образования является мультикультурная компетентность личности.
Мультикультурная компетентность рассматривается в работах В. Г Крысько [2, с. 343], Т. В. Поштаревой [6, с. 35–42], Г. С. Голошумовой [1], Л. В. Розмысловой [7] как знание культурных ценностей многонационального этноса России; осознание своей национальности и принадлежности к определенному народу; умение осуществлять бесконфликтные взаимоотношения с людьми другой национальности; уважительное отношение к культурам и традициям иных этносов.
В процессе формирования мультикультурной компетентности младших школьников особую роль играет правильный выбор образовательной технологии. Образовательные технологии дают возможность выстраивать ход мультикультурного воспитания, определять эффективные формы, методы и средства формирования мультикультурной компетентности обучающихся [4,5,9].
В ходе учебной деятельности младших школьников используется обширный спектр технологий. Особое значение имеют игровые технологии и технология проблемного обучения. Так, в процессе мультикультурного воспитания младших школьников встречи обучающихся с культурами иных народов могут быть созданы учителем в определенных игровых ситуациях, где обучающиеся самостоятельно выбирают себе роли. Следующим условием развития мультикультурной компетентности у младших школьников является проблематизация отношения детей к людям иной национальности. Сочетание игровых сюжетов и решение проблемных ситуаций мы находим в реализации квест-технологий.
В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и/ или игрой [3].
Данная технология позволяет учащимся погрузиться в проблему с позиции активно-деятельностного подхода. Квест построен на коммуникативном взаимодействии команды участников.
По структуре образовательные квесты классифицируют на:
- последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа («Вперед к корням!» Петрова Е. В. МБОУ Жердевская СОШ № 2);
- квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме («Правильное питание младших школьников» Аргунова Л. Н. — учитель начальных классов, МОУ «Основная образовательная школа № 39» г. Кемерово);
- квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий («Книжная бродилка» Е. В. Гаврилова, МБОУ «Лицей № 23» г. Озерск).
Использование квест-технологии в процессе мультикультурного воспитания младших школьников позволяет решать следующие задачи:
- освоение и присвоение ценностей этнокультуры своего или иного народа;
- формирование этнического самосознания и позитивной этнической идентичности личности;
- формирование этнической толерантности личности, развитие умений конструктивного межкультурного диалога;
- повышение мотивации учебно-познавательной и исследовательской деятельности;
- организовать взаимодействие школы и семьи в процессе мультикультурного воспитания младших школьников.
Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл:
- постановка проблемы;
- загадка;
- прохождение маршрута;
- подготовка итогового продукта;
- рефлексия и оценка.
С учетом того, что в школах России на данный момент обучается большое количество младших школьников разной национальной принадлежности, нами был разработан веб — квест «Мы — многонациональный народ», цель которого заключается в формировании у младших школьников мультикультурной компетентности, при помощи ознакомления обучающихся с культурой своего и иных народов, проживающих на территории России, а также — организовать взаимодействие школы и семьи в процессе мультикультурного воспитания младших школьников. Данная цель достигается с помощью реализации таких задач: формировать интерес к культуре различных народов, проживающих на территории России, воспитывать уважительное отношение к своему и иным народам.
Работа с веб-квестом даёт возможность разделить деятельность обучающихся на конкретные этапы.
1 этап — ознакомительный. На этом этапе обучающиеся получают краткую информацию о сущности проблемы, ее актуальности.
2 этап — «Задание». Школьники получают задание.
3 этап — «Роли». Обучающиеся приступают к распределению ролей. В этом веб-квесте всего 6 ролей (обществовед, этнограф, географ, лингвист, культуролог, религиовед.). Выбрав роль каждый ученик начинает выполнять задание, соответствующее его роли. К каждому заданию прилагаются источники информации. Весь материал из источников представлен ввиде таблиц, картинок, презентаций, видеороликов, сайтов с текстовым содержимым, понятным для детей младшего школьного возраста. Детям предлагаются разнообразные способы оформления своих работ: презентация, текстовый документ, таблица, фотография.
4 этап — «Объединяемся». На данном этапе каждая группа обобщает и систематизирует собранную информацию и оформляет ее.
5 этап — «Оценка». В структуре веб-квеста приводится таблица для оценивания. Оценивание происходит по следующим критериям: понимание задания; выполнение задания; результат работы; творческий подход.
Диагностировать эффективность применения веб-квеста в учебном процессе, как средства мультикультурного воспитания младших школьников возможно при помощи анкет «Осознание своих национальных особенностей», «Какие национальности ты знаешь?», которые направленны на выявление знаний о собственной национальной принадлежности; теста, разработанного на основе методики Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций», методики «Сестренки», которая способствует определению отношения школьников к сверстникам другой национальности; анкета, результаты которой помогли выявить причины существующего отрицательного отношения родителей к людям иной национальности.
Таким образом, использование квест-технологий позволяет добиваться нужных результатов в процессе формирования мультикультурной компетентности младших школьников и при этом разнообразить их деятельность игровыми приемами. Использование веб-квеста в процессе мультикультурного воспитания младших школьников способствует развитию познавательной активности, творческих способностей, расширению кругозора, увлекает и заинтересовывает обучающихся.
Литература:
1. Голошумова Г. С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы // http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/10.htm
2. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь / под. ред. В. Г. Крысько. — М.: Московский психолого-социальный словарь, 1999. — 343 с.
3. Наумова Т. В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников / Т. В. Наумова, В. В. Казакова, А. В. Лезина // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 204–206.
4. Наумова Т. В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. — 2013. — № 4 (15). — С. 94–97.
5. Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 1. — С. 313–317.
6. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. — 2005. — № 3. — С. 35–42.
7. Розмыслова Л. В. Создание поликультурной среды в общеобразовательном учреждении // http://www.school27spb.ru/PDF/rozm02.pdf
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 03.03.2014).
9. Ямщикова Ю. И., Наумова Т. В. О потенциале этнопедагогических миниатюр в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Культура и образование. — 2014. — № 6 (10).