В статье рассматривается личность выдающегося композитора А. Н. Скрябина с точки зрения соотношения эксцентричности и конфликтности индивидуальных личностных характеристик. Показано, что фундаментальной психологической чертой характера музыканта является его эксцентричность, помогающая художнику утверждаться в искусстве и избегать негативных конфликтов, не уходя от принципиальных разногласий в вопросах творчества со своим профессиональным окружением.
Ключевые слова:индивидуальные личностные характеристики, эксцентричность, внутриличностные и межличностные конфликты.
XXI век — век ускорения темпа жизни и времени, век стремительного развития информационных технологий и, как следствие, внутреннего напряжения и стресса, который негативно сказывается не только на физическом здоровье, но и на социальном взаимодействии людей. Более того, эта проблема становится повсеместной и, самое главное, затрагивает не только взрослых, но и детей. Людям становится труднее друг с другом общаться и взаимодействовать, правильно слышать и слушать собеседника, сосредотачивать внимание на другой личности, а без всего этого невозможно гармонично, мирно и бесконфликтно сосуществовать друг с другом. Конфликты, бесспорно, являются неотъемлемой частью жизни людей, нередко в итоге оказывая не только деструктивные, но и конструктивные результаты на личность человека, однако в последнее время, все меньше и меньше позитивного и созидательного воздействия можно наблюдать от исхода конфликтных ситуаций.
“Под социальным конфликтом учеными понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.” [1] Конфликты глубоко укоренились в различных сферах жизни людей, начиная с трудовой деятельности и заканчивая семейными отношениями. Ситуация настолько усугубилась, что в нашей действительности потребовались специалисты — конфликтологи, способные оказать профессиональную квалифицированную помощь — разрешать конфликты между людьми на различных уровнях.
На первый взгляд, личность А. Н. Скрябина, великого русского композитора, философа и даже мистика, кажется не совсем уместной для изучения в сфере человеческих отношений и конфликтологии в целом, однако повсеместно в музыкальном мире известно, что музыкант, являлся совершенно незаурядным и самобытным человеком, начиная с его щегольской внешности и заканчивая экзальтированным виденьем реальности этого мира. “Особенно запечатлевались его глаза; опьяненные той внутренней, интенсивной игрой творческой фантазии, которая была ему так свойственна, иногда отсутствующие, как бы ушедшие в себя глаза, а иногда вдруг ужасно оживленные, бедовые, даже шаловливые и добрые.” [10] Его недолюбливали еще в консерватории, как товарищи, так и профессора, за заносчивость и отрешенность. «Задашь ему одно, а он приносит совсем не то, сумасброд какой-то!» — возмущался педагог по классу свободного сочинения А. И. Аренский. Чуть позже, когда он стал вольным художником, в музыкальном свете про него ходили чудовищные слухи «о его безумных замыслах». В печать проникали сведения о написании им “Сатанической поэмы”, затем о том, что он написал “философскую симфонию”, и что в этой симфонии звуками изображается развитие мирового духа, который приходит к какому-то “самоутверждению”. Помню, читал я эту заметку и смеялся — что за чепуха? Какое такое самоутверждение и почему (надо) такие вещи излагать музыкой, когда их лучше изображать словами, если только вообще это все нужно. Бедный какой-то мировой дух, который еще нуждается в самоутверждении.” [6]
Большинство посмеивалось над ним, так как не понимало его жизненной философии и, к сожалению, даже самый близкий круг его общения поддакивал или помалкивал в зависимости от ситуации, чтобы ненароком не обрушить на себя обиду или гнев этого величайшего художника, и, тем самым, оттолкнуть его от себя.
Жизнь и творчество этого великого человека является примером того, как совершенно различные и порой крайне противоречивые качества человеческой натуры и человеческого характера могут уживаться совершенно гармонично, не вызывая внутренних противоречий, состояний внутреннего противоборства, в конце концов, внутриличностного конфликта. Не говоря уже про его внутреннее самообладание перед многочисленными людьми, от которых внутренне он был совершенно далек, но внешне никогда не показывал, хотя очень часто именно это раздражало собеседников больше всего.
Одним словом, этот человек не просто великий композитор, он — пример высочайшего самообладания, открытости, человеколюбия, но в то же время, не в ущерб для других людей, идейный вдохновитель и воплотитель собственных взглядов. И это касалось не только его творчества, но и жизненных позиций и принципов. Он имел способность привлекать к себе повышенное внимание, обусловленное нестандартностью мышления, креативным подходом к любому виду деятельности, а также безудержным оптимизмом.
Все эти черты присущи эксцентричной личности. В широком смысле “эксцентричность — парадоксальные действия, в которых наличествует смещение по отношению к обыденной логике. Проявляется в чудаковатости манер, искусственности поз, утрированных жестах и мимике, своеобразной манере речи и письма, стремлении к экстравагантности в одежде.” [5] Эксцентричность Александра Скрябина проявляется по-доброму, исключительно “по-детски”, и когда на горизонте появляется такой “большой ребенок”, для общества, а конкретнее, для его окружения наступает момент неловкости, некоей отягощенности, у кого-то даже исключительного отрицания такой личности. Поэтому не удивительно, что Скрябин имел много недоброжелателей на протяжении всей своей жизни. Кто- то из них просто удалялся, завидев вдалеке небольшого роста усатого композитора, кто-то совершенно открыто набрасывался со своими претензиями и несогласиями. Число таких случаев бесконечное и, читая воспоминания современников Александра Скрябина, диву даешься, что все эти “открытые нападки” принадлежат культурным людям, интеллигентам того времени. А каково же было отношение самого Александра Скрябина к своим недоброжелателям?
Сам композитор всегда находился “над”, как бы сверху, по отношению ко всем людям и конфликтным ситуациям. И это касалось не только тех, кто его недолюбливал, но и тех, кто боготворил. Именно это качество, как мне кажется, было одним из ключевых для Александра Скрябина, именно благодаря ему он был защищен от реальной негативной информации.
Таким образом, можно утверждать, что А. Н. Скрябин был не только великим музыкантом, но и тонким психологом и дипломатом. Безграничная вера в высокое жизненное предназначение помогала ему либо избегать нежелательных конфликтных ситуаций, либо оценить их с позиции собеседника и не реагировать болезненно на его действия как оппонента.
В связи с этим уместно выделить несколько основных жизненных принципов композитора, на которые он стремился опираться как во внутриличностных, так и в межличностных конфликтах:
1) Верить в свое жизненное предназначение несмотря ни на что!
2) За любой конфликтной ситуацией наблюдать со стороны!
3) Считать себя центром Вселенной, со своей уникальной линией судьбы, а все мое социальное окружение — это “околосолнечные орбиты”!
4) Чаще улыбаться и проявлять доброжелательность к собеседнику, даже если приходится переступать через себя!
5) Заниматься в жизни любимым делом, чтобы именно оно приносило мне пользу!
Конечно, при повышенной ранимости психики, случались ситуации “сверхобидчивости”, но они не определяли основную линию поведения А. Н. Скрябина с его социальным окружением. Фактически, между такими личностными характеристиками, как эксцентричность и дипломатия, в характере и личностном облике композитора ставится знак равенства.
Во все времена были, и будут жить такие яркие и неординарные личности, они “двигатели” этого мира, со своим особым мироощущением и мировосприятием. Чаще всего, мы можем наблюдать, что именно такие личности являются нарушителями общественных норм и правил, они говорят, что думают, делают то, что считают нужным, ни на кого не смотрят, не думают, что про них говорят, таким образом, являясь открытыми сторонниками конфликтов. А. Н. Скрябин был исключением из этих правил, обладая всеми вышеперечисленными характеристиками, при этом он был наделен чувством такта, аристократическим благородством, вежливостью, умением держать себя при любой аудитории.
Литература:
1. А. Я. Шипилов, А. И. Шипилов “Конфликтология” –М. 2011.
2. А. Я. Шипилов, А. И. Шипилов “Словарь конфликтолога — М. 2010.
3. И. Белза “Александр Николаевич Скрябин” — М. 1987.
4. Н. В. Гришина “Психология конфликта”- C-Пб. 2008.
5. Р. М. Грановская “Творчество и конфликт в зеркале психологии” — С-Пб. 2010.
6. Л. Л. Сабанеев “Воспоминания о Скрябине” — М. 2003.
7. Скрябин в квадрате. — М. Издательский дом “Классика XXI”, 2008.
8. Ю.Ханон “Скрябин как лицо” — С-Пб. 1995.
9. С. Н. Куровская “Конфликтология в социально-педагогической деятельности”- Минск — 2012.
10. Морозова М. К. “Воспоминания о А. Н. Скрябине” — Советская музыка: журнал. -1972. — № 1