Поддержание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья среди молодёжи рассматривается как одно из основных направлений модернизации обучения и воспитания, учёт которых способствует благоприятному развитию современного образования. Здоровье является одним из основных общественных, культурных и личностных ценностей. Здоровье — это достояние всего общества и очень важно учитывать здоровьесберегающие факторы на протяжении всей жизни человека.
Образование — это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально — ценностном отношении к миру, необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.
Здоровьеформирующее образование — это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.
Значимость здоровьеформирующего образовательного пространства, сохранения и укрепления здоровья студентов заключается в понимании важности состояния здоровья для активной, творческой, социально-полезной и трудовой деятельности личности.
Значимым показателем кризиса качества жизнедеятельности российского населения являются: низкая рождаемость, высокий уровень смертности от различных заболеваний, наркомании, табакокурения, алкоголизма; динамика ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной подготовленности.
Среди отрицательно влияющих на здоровье студентов факторов, можно выделить следующие:
- отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
- не соблюдение студентами режима дня;
- ограниченность двигательной активности студентов;
- низкий уровень питания студентов;
- недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования;
- недостаточный уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования;
- недостаточная работа по профилактике вредных привычек;
- несовершенство учебных программ, неадаптированность учебных аудиторий к организации занятий для обучающихся с ограниченными возможностями;
- повышенный объем учебных нагрузок на студентов, ведущий к переутомлению и стрессам.
Созданное в настоящее время здоровьеформирующее образовательное пространство колледжа можно охарактеризовать следующим образом:
- ценность «здоровье» рассматривается, как ключевая, так как здоровье нации является необходимым условием для развития, роста и выживания общества;
- само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности.
- значимое место придается здоровью педагога, который должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления студента и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья;
- грамотно организованное здоровьеформирующее образовательное пространство колледжа способствует повышению качества образовательного процесса.
Основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья студентов в колледже разделены на семь взаимосвязанных блоков:
- 1 блок — здоровьесберегающая структура образовательного учреждения;
- 2 блок — исследовательская деятельность (проведение анкетирования, опросов, ведение мониторингов);
- 3 блок — рациональная организация учебного процесса;
- 4 блок — организация физкультурно-оздоровительной работы, организация работы спортивных секций;
- 5 блок — просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью и ведению здорового образа жизни;
- 6 блок — просветительско-методическая работа с педагогами и родителями (организация встреч со специалистами, разработка рекомендаций, размещение информации на сайте и стенде колледжа);
- 7 блок — профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья студентов (взаимодействие с городской клинической больницей, своевременное прохождение медицинских осмотров в соответствии с графиком, предоставление необходимой документации).
Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья студентов в Технологическом колледже является физкультурно-оздоровительная работа. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья подростков является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.
На пропаганду здорового образа жизни, формирование физической культуры, улучшение физического здоровья студентов направлены мероприятия, проводимые в колледже по разным спортивным направлениям: спартакиады, олимпиады, первенства. В колледже действуют секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, настольному теннису, футболу. Студенты Технологического колледжа принимают активное участие в спортивных мероприятиях колледжа, района, города, области и занимают призовые места.
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива коледжа стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности студентов на занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей студента на занятиях (количества видов деятельности на занятиях, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на занятиях.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс колледжа способствует решению сложившихся проблем в образовании;способствует становлению и развитию психически -, соматически -, физически -, нравственно — здоровой личности.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья студентов и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования, укрепления здоровья студентов и воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
В настоящее время воспитательная работа в колледже делает акцент на сохранение здоровья студентов в современных условиях, поэтому главная задача — создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье студентов, но и в целом изменить психолого-педагогическую среду колледжа.
При постановке целей и задач воспитательной работы и с целью создания здоровьеформирующего образовательного пространства в колледже можно руководствоваться результатами анкетирования родителей и студентов, которые показывают не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Среди студентов Технологического колледжа было проведено анкетирование о здоровом образе жизни, результаты которого приведены в таблице 1. В анкетировании приняли участие студенты 1, 2 и 3 курса, всего 135 человек, из них 110 девушек и 25 юношей.
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов Технологического колледжа
Вопрос |
Ответы |
Что такое на ваш взгляд здоровый образ жизни? |
60 % студентов ответили, что это образ жизни, направленный на сохранение здоровья, остальные затруднились с ответом |
Является ли ваш образ жизни здоровым? |
19 % студентов ответили «да»; 60 % — «частично» |
Для чего вы ведете здоровый образ жизни? |
Девушки: 33 % — «чтобы не беспокоили болезни»; юноши 51 % — «чтобы выглядеть красиво» |
Вы встаете и ложитесь в одно и то же время? |
51 % ответил утвердительно, 49 % ответили — «не всегда» |
Сколько раз в день вы питаетесь? |
Девушки — 49 % 3–4 раза в день; юноши — 37 % больше 5 раз в день |
Занимаетесь ли вы спортом или танцами? |
Девушки — 40 % 2–3 раза в неделю, 14 % «почти никогда»; юноши — 34 % «каждый день», 2 % «почти никогда» |
Употребляете ли вы табак, алкоголь? |
Девушки — 20 % «да», 70 % «нет», 6 % «пробовала», 4 % «же отказалась»; юноши — 44 % «да», 15 % «нет», 37 % «пробовал», 4 % «уже отказался» |
Как вы справляетесь со стрессом? |
Девушки — 70 % «слушаю классическую музыку», 20 % «иду в спортзал», 5 % «обливаюсь холодной водой», 5 % «хватаюсь за сигарету и банку пива»; юноши — 39 % «слушаю классическую музыку», 39 % «иду в спортзал», 10 % «обливаюсь холодной водой», 12 % «хватаюсь за сигарету и банку пива» |
Мониторинг результатов физического и эмоционального самочувствия студентов, обучающихся в Технологическом колледже выявил взаимосвязь между половозрастным признаком и состоянием здоровья (у студентов наблюдаются разность приоритетов в ведении здорового образа жизни, девушки более склонны к вредным привычкам).
В колледже создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о влиянии табачной, наркотической и алкогольной зависимостях, о правонарушениях, о нормах поведения в общественных местах. Регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Систематически проводится индивидуальная работа со студентами, состоящими на педагогическом учете (относящимися к группе-риска): акции, лекции, беседы, практические занятия, консультации, работа со специалистами. Кураторами спланирована работа на часах группы по формированию здорового образа жизни.
Для того, чтобы процесс создания здоровьесберегающего пространства в колледже был эффективным, необходимо отслеживать промежуточные результаты, которые характеризуются следующими показателями:
- состоянием физического и психологического здоровья студентов и преподавателей;
- личностным развитием студентов;
- повышением профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворенностью качеством образовательных и медицинских услуг субъектов образовательного процесса.
Таким образом, предложенная системы комплексной работы по формированию культуры здоровья студентов способствует развитию его физических, интеллектуальных и духовных возможностей, совершенствованию психофизиологических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы обучающегося, что, в конечном итоге, дает возможность выпускнику Технологического колледжа быть полноправным, здоровым гражданином нашего общества.
Литература:
1. Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004. — 100 с.
2. Халемский, Г. А. Школа — территория здоровья [Текст] / А. Г. Халемский// Педагогика. — 2005. — № 3.- C. 42–46.