Период обучения в вузе является важным этапом на пути приобретения профессиональных навыков и умении. На то каким образом будут накапливаться эти навыки влияет множество факторов. Одним из них является стиль педагогической деятельности. Это понятие достаточно обширное и включает в себя такие характеристики, как приемы установления учителем контакта с классом, техники создания имиджа педагога, обучение педагога стилю общения и жестикуляции, вызывающей позитивные эмоциональные состояния учащихся, методы подачи материала.
В своих работах Маркова А. К. и Никонова А. Я. дали следующе определение данному понятию Стиль педагогической деятельности — устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности.
Также ими были выделены характеристики, определяющие стиль педагогической деятельности: содержательные, динамические и результативные. Данные характеристики послужили основой для создания классификации стилей педагогической деятельности. Данная классификация вошла в основу проведенного исследования.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала педагог строит логично и интересно, однако у него отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог, ориентируясь на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Вместе с тем такого педагога отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для педагога характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех обучающихся. Такого педагога отличает оперативность.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности. Педагог отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на занятии.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися.
Таким образом видно, что преподаватели с разными стилями педагогической деятельности могут по-разному влиять на процесс обучения и на самих обучающихся. Рассмотрим влияние этого аспекта на уровень тревожности обучающихся. Тревожность — эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. (Маркова И. В.) Тревожность обычно подразделяют на реактивную (тревогу как состояние) и личностную тревожность (как черта личности).
Как правило, тревогу у обучающихся в вузе могут вызвать различные аспекты. К ним можно отнести: срок обучения, студенты первого курса больше подвержены влиянию тревоги, так как находятся в новой для себя среде; сложность дисциплины — если предмет понятен студенту, то тревоги как правило он не испытывает; стиль преподавания и личность педагога- студент испытывает наибольшую тревожность на занятиях у того преподавателя который больше спрашивает, больше проводит опросов и проверок не только на семинарах, но и на лекциях, вида занятий — лекции студент переживает спокойнее, чем семинарские задания, или экзамены. Тревожность во многом обуславливает поведение обучающегося. Ели обучающийся имеет высокий уровень тревожности в дальнейшем это может негативно отразится на его успеваемости.
Для выявления взаимосвязи между стилем преподавания и уровнем тревожности обучающихся было проведено исследование, состоящее из двух этапов. Первый этап заключался в выявлении стиля педагогической деятельности, для этого был использован вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А. К. Маркова) в основу которого положен подход, предложенный А. К. Марковой и А. Я. Никоновой. Тест состоял из 33 вопросов на которые нужно было ответить «да» или «нет». В основу различения стиля в труде учителя авторами, как было сказано выше, были положены следующие признаки:
- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, и т. д.)
- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т. д.);
- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
Второй этап включал в себя исследовании уровня тревожности обучающихся. Участие в данном этапе непосредственно принимали обучающиеся тех преподавателей которые были опрошены на первом этапе. Для выявления тревожности был использован тест Спилберга — Ханина в котором были предложены шкалы для оценки реактивной и личностной тревожности. Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест состоит из 40 вопросов, разделенных на две шкалы: для определения личностной тревожности и реактивной тревожности. За каждый ответ выставляются баллы, которые затем суммируются. Суммарное количество баллов интерпретируется следующим образом:
- до 30 — низкая тревожность;
- 31–45 — умеренная тревожность;
- 46 и более — высокая тревожность.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем педагогической деятельности и уровнем тревожности обучающихся в ВУЗе.
Экспериментальная база — Удмуртский государственный университет г. Ижевска. Всего в исследовании принимало участие 102 человека из которых 11- преподаватели разных кафедр университета, 91 — студенты — очники.
Ниже представлены результаты первого этапа исследования.
Таблица 1
Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности
п/п |
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС |
ИТОГ |
1 |
0,6 |
0,56 |
0,58 |
0,37 |
ЭИС |
2 |
0,6 |
0,52 |
0,82 |
0,5 |
РИС |
3 |
0,4 |
0,56 |
0,58 |
0,68 |
РМС |
4 |
0,53 |
0,28 |
0,65 |
0,25 |
РИС |
5 |
0,46 |
0,64 |
0,47 |
0,62 |
ЭМС |
6 |
0,4 |
0,48 |
0,58 |
0,56 |
РИС |
7 |
0,6 |
0,64 |
0,65 |
0,75 |
РМС |
8 |
0,6 |
0,64 |
0,76 |
0,63 |
РИС |
9 |
0,53 |
0,4 |
0,35 |
0,25 |
ЭИС |
10 |
0,46 |
0,68 |
0,7 |
0,75 |
РМС |
11 |
0,67 |
0,5 |
0,4 |
0,27 |
ЭИС |
Из таблицы 1 видно, что из 11 опрошенных преподавателей 3 (27 %) имеют эмоционально импровизационный стиль педагогической деятельности. Для них характерно интересное логичное изложение материала, отсутствие обратной связи с обучающимися, недостаточный контроль и закрепление проеденного материала. Столько же опрошенных,3 (27 %) имеют Рассуждающе-методичный стиль преподавания, для него характерна высокая методичность, вместе с тем ограничено число методов и способов подачи материала, отличается консервативностью. 36 % (4 человека) опрошенных имеют Рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, его отличает ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения. И наконец, 1 опрошенный (около 10 %) является представителем Эмоционально- методического стиля педагогической деятельности, характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Дале рассмотрим соотнесение стиля педагогической деятельности с уровнем тревожности студентов, обучающихся у опрошенных преподавателей. Данные представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Общие показатели тревожности студентов
Стиль педагогической деятельности |
Реактивная тревожность |
Уровень |
Личностная тревожность |
Уровень |
ЭИС |
36,28 |
Умеренный |
44,52 |
Умеренный |
РИС |
29,71 |
Низкий |
41,56 |
Умеренный |
РМС |
32,4 |
Умеренный |
41,7 |
Умеренный |
ЭМС |
36,4 |
Умеренный |
51,1 |
Высокий |
Из данных таблицы видно, что для преподавателей со стилями педагогической деятельности ЭИС, РМС, ЭМС реактивная тревожность студентов находится на умеренном уровне, что является нормой по шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина. Низки уровень реактивной (ситуативной) тревожности имеют студенты, обучающиеся у преподавателей с рассуждающее-импровизационным стилем педагогической деятельности, это может быть связанно с предсказуемостью данного стиля преподавания. Та как педагог пользуется в основном классическими методами преподавания, и студенты заранее бывают готовы к работе на занятии.
Умеренный уровень личностной тревожности студентов характерен на занятиях у преподавателей чей слили преподавания относятся к ЭИС, РМС, РИС. Студенты преподавателей с эмоционально-методическим стилем деятельности по данным обследования имеют высоки уровень личностной тревожности, э то может быть связанно с тем что такой преподаватель
часто меняет виды работы на занятии, практикует коллективные обсуждения, студент должен активно проявлять себя на занятиях такого педагога, что бы заработать баллы, следовательно нужно готовиться к занятиям и к возможной конкуренции в ходе дискуссии.
Более наглядно соотнесение личностной и реактивной(ситуативная) тревожности со стилем педагогической деятельности представлено на диаграмме № 1
В целом, хорошо видно, что все обучающиеся имеют баллы по шкале личностной тревожности выше чем по шкале реактивной тревожности. Кроме этого прослеживается закономерность: чем выше личностная тревожность, тем выше реактивная.
Таким образом от стиля педагогической деятельности зависит не только учебный процесс, но и эмоциональное состояние обучающегося, в честности уровень тревожности. И если преподаватель заранее знает особенности своего стиля педагогической деятельности, он в состоянии влиять на тревожность обучающихся.