Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 27.06.2015

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Дементьева, Е. Л. Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя / Е. Л. Дементьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 742-745. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20659/ (дата обращения: 16.11.2024).

Период обучения в вузе является важным этапом на пути приобретения профессиональных навыков и умении. На то каким образом будут накапливаться эти навыки влияет множество факторов. Одним из них является стиль педагогической деятельности. Это понятие достаточно обширное и включает в себя такие характеристики, как приемы установления учителем контакта с классом, техники создания имиджа педагога, обучение педагога стилю общения и жестикуляции, вызывающей позитивные эмоциональные состояния учащихся, методы подачи материала.

В своих работах Маркова А. К. и Никонова А. Я. дали следующе определение данному понятию Стиль педагогической деятельности — устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности.

Также ими были выделены характеристики, определяющие стиль педагогической деятельности: содержательные, динамические и результативные. Данные характеристики послужили основой для создания классификации стилей педагогической деятельности. Данная классификация вошла в основу проведенного исследования.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала педагог строит логично и интересно, однако у него отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог, ориентируясь на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Вместе с тем такого педагога отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для педагога характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех обучающихся. Такого педагога отличает оперативность.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности. Педагог отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на занятии.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися.

Таким образом видно, что преподаватели с разными стилями педагогической деятельности могут по-разному влиять на процесс обучения и на самих обучающихся. Рассмотрим влияние этого аспекта на уровень тревожности обучающихся. Тревожность — эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. (Маркова И. В.) Тревожность обычно подразделяют на реактивную (тревогу как состояние) и личностную тревожность (как черта личности).

Как правило, тревогу у обучающихся в вузе могут вызвать различные аспекты. К ним можно отнести: срок обучения, студенты первого курса больше подвержены влиянию тревоги, так как находятся в новой для себя среде; сложность дисциплины — если предмет понятен студенту, то тревоги как правило он не испытывает; стиль преподавания и личность педагога- студент испытывает наибольшую тревожность на занятиях у того преподавателя который больше спрашивает, больше проводит опросов и проверок не только на семинарах, но и на лекциях, вида занятий — лекции студент переживает спокойнее, чем семинарские задания, или экзамены. Тревожность во многом обуславливает поведение обучающегося. Ели обучающийся имеет высокий уровень тревожности в дальнейшем это может негативно отразится на его успеваемости.

Для выявления взаимосвязи между стилем преподавания и уровнем тревожности обучающихся было проведено исследование, состоящее из двух этапов. Первый этап заключался в выявлении стиля педагогической деятельности, для этого был использован вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А. К. Маркова) в основу которого положен подход, предложенный А. К. Марковой и А. Я. Никоновой. Тест состоял из 33 вопросов на которые нужно было ответить «да» или «нет». В основу различения стиля в труде учителя авторами, как было сказано выше, были положены следующие признаки:

-          содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, и т. д.)

-          динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т. д.);

-          результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

Второй этап включал в себя исследовании уровня тревожности обучающихся. Участие в данном этапе непосредственно принимали обучающиеся тех преподавателей которые были опрошены на первом этапе. Для выявления тревожности был использован тест Спилберга — Ханина в котором были предложены шкалы для оценки реактивной и личностной тревожности. Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест состоит из 40 вопросов, разделенных на две шкалы: для определения личностной тревожности и реактивной тревожности. За каждый ответ выставляются баллы, которые затем суммируются. Суммарное количество баллов интерпретируется следующим образом:

-          до 30 — низкая тревожность;

-          31–45 — умеренная тревожность;

-          46 и более — высокая тревожность.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем педагогической деятельности и уровнем тревожности обучающихся в ВУЗе.

Экспериментальная база — Удмуртский государственный университет г. Ижевска. Всего в исследовании принимало участие 102 человека из которых 11- преподаватели разных кафедр университета, 91 — студенты — очники.

Ниже представлены результаты первого этапа исследования.

Таблица 1
Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности

п/п

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

ИТОГ

1

0,6

0,56

0,58

0,37

ЭИС

2

0,6

0,52

0,82

0,5

РИС

3

0,4

0,56

0,58

0,68

РМС

4

0,53

0,28

0,65

0,25

РИС

5

0,46

0,64

0,47

0,62

ЭМС

6

0,4

0,48

0,58

0,56

РИС

7

0,6

0,64

0,65

0,75

РМС

8

0,6

0,64

0,76

0,63

РИС

9

0,53

0,4

0,35

0,25

ЭИС

10

0,46

0,68

0,7

0,75

РМС

11

0,67

0,5

0,4

0,27

ЭИС

 

Из таблицы 1 видно, что из 11 опрошенных преподавателей 3 (27 %) имеют эмоционально импровизационный стиль педагогической деятельности. Для них характерно интересное логичное изложение материала, отсутствие обратной связи с обучающимися, недостаточный контроль и закрепление проеденного материала. Столько же опрошенных,3 (27 %) имеют Рассуждающе-методичный стиль преподавания, для него характерна высокая методичность, вместе с тем ограничено число методов и способов подачи материала, отличается консервативностью. 36 % (4 человека) опрошенных имеют Рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, его отличает ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения. И наконец, 1 опрошенный (около 10 %) является представителем Эмоционально- методического стиля педагогической деятельности, характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Дале рассмотрим соотнесение стиля педагогической деятельности с уровнем тревожности студентов, обучающихся у опрошенных преподавателей. Данные представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Общие показатели тревожности студентов

Стиль педагогической деятельности
Реактивная тревожность
Уровень
Личностная тревожность
Уровень
ЭИС

36,28

Умеренный

44,52

Умеренный

РИС

29,71

Низкий

41,56

Умеренный

РМС

32,4

Умеренный

41,7

Умеренный

ЭМС

36,4

Умеренный

51,1

Высокий

 

Из данных таблицы видно, что для преподавателей со стилями педагогической деятельности ЭИС, РМС, ЭМС реактивная тревожность студентов находится на умеренном уровне, что является нормой по шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина. Низки уровень реактивной (ситуативной) тревожности имеют студенты, обучающиеся у преподавателей с рассуждающее-импровизационным стилем педагогической деятельности, это может быть связанно с предсказуемостью данного стиля преподавания. Та как педагог пользуется в основном классическими методами преподавания, и студенты заранее бывают готовы к работе на занятии.

Умеренный уровень личностной тревожности студентов характерен на занятиях у преподавателей чей слили преподавания относятся к ЭИС, РМС, РИС. Студенты преподавателей с эмоционально-методическим стилем деятельности по данным обследования имеют высоки уровень личностной тревожности, э то может быть связанно с тем что такой преподаватель

часто меняет виды работы на занятии, практикует коллективные обсуждения, студент должен активно проявлять себя на занятиях такого педагога, что бы заработать баллы, следовательно нужно готовиться к занятиям и к возможной конкуренции в ходе дискуссии.

Более наглядно соотнесение личностной и реактивной(ситуативная) тревожности со стилем педагогической деятельности представлено на диаграмме № 1

В целом, хорошо видно, что все обучающиеся имеют баллы по шкале личностной тревожности выше чем по шкале реактивной тревожности. Кроме этого прослеживается закономерность: чем выше личностная тревожность, тем выше реактивная.

Таким образом от стиля педагогической деятельности зависит не только учебный процесс, но и эмоциональное состояние обучающегося, в честности уровень тревожности. И если преподаватель заранее знает особенности своего стиля педагогической деятельности, он в состоянии влиять на тревожность обучающихся.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, личностная тревожность, учебно-воспитательный процесс, результат обучения, адекватное планирование, преподаватель, реактивная тревожность, уровень тревожности обучающихся, обучающийся, стиль преподавания.


Похожие статьи

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Похожие статьи

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Задать вопрос