В статье излагаются основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового законодательства о социальном обслуживании на примере опыта Оренбургской области.
Ключевые слова: социальное обслуживание, подготовка к реализации, субъекты Российской Федерации, Оренбургская область.
С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (далее также — федеральный закон о социальном обслуживании) [1], однако со времени принятия законодательного акта до вступления в законную силу прошло больше года. Указанное время было отведено Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для подготовки к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании.
Первым сигналом для активизации работы по подготовке к реализации нового законодательства о социальном обслуживании стало письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547. [2] Исходя из положений федерального закона о социальном обслуживании и письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации можно сделать вывод о том, что основными направлениями подготовки субъекта Российской Федерации к реализации законодательства о социальном обслуживании являются:
1) нормативно-правовое направление;
2) информационно-разъяснительное направление.
Первое направление вытекает из положений федерального закона о социальном обслуживании граждан, где утверждены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания. Субъектами Российской Федерации в 2014 году проделана огромная работа по принятию нормативных правовых актов субъектов РФ, направленных на реализацию нового федерального закона о социальном обслуживании, что подтверждают сведения, подготовленные Минтрудом России, о ходе подготовки законодательных и иных правовых актов, подлежащих принятию органами государственной власти субъектов РФ в целях реализации положений Федерального закона, [3] где опыт Оренбургской области обозначен в пятёрке лучших среди 85 регионов Российской Федерации.
В Оренбургской области в начале 2014 года был принят приказ министерства социального развития Оренбургской области от 30.01.2014 № 31/1 «О создании рабочей группы и утверждении плана мероприятий по реализации на территории Оренбургской области Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым строилась работа. К 1 ноября 2014 года было принято 42 нормативных правовых акта, из них: 4 закона Оренбургской области, первоочередным из которых можно считать Закон Оренбургской области от 03.10.2014 № 2560/729-V-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в Оренбургской области, внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Оренбургской области» [4], 2 указа Губернатора Оренбургской области, 22 постановления Правительства области, 14 приказов министерства социального развития Оренбургской области. Одновременно продолжили действовать 12 ранее принятых нормативных правовых актов Оренбургской области, из них: 2 закона Оренбургской области, 8 постановлений Правительства Оренбургской области, 2 приказа министерства социального развития Оренбургской области.
Вторым важным направлением является информационно-разъяснительный вектор работы по подготовке к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании на территории субъекта Российской Федерации.
В рамках рассматриваемого направления в Оренбургской области:
- принят приказ министерства социального развития Оренбургской области от 17.10.2014 № 484 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития Оренбургской области от 30.01.2014 № 31/1» (в части информационно-разъяснительной работы с населением и работниками учреждений социального обслуживания и включению в состав рабочей группы представителей общественных организаций);
- приказ министерства социального развития Оренбургской области от 13.10.2014 № 441 «Об утверждении плана проведения информационно-разъяснительной работы при осуществлении полномочий в сфере социального обслуживания Оренбургской области»;
- подготовлена и направлена информация о новом регулировании на глав муниципальных образований и руководителей организаций социального обслуживания области;
- подготовлены методические материалы для граждан и для работников социального обслуживания граждан в Оренбургской области;
- на официальном сайте министерства социального развития Оренбургской области размещена вкладка «Подготовка к реализации Федерального закона 442-ФЗ»; [5]
- на портале Правительства Оренбургской области регулярно размещалась и размещается информация о проводимой работе; [6]
- проведены селекторные совещания, рабочие группы с участием представителей общественных организаций области, информационно-методические семинары для работников учреждений социального обслуживания населения области.
Уникальным можно считать опыт по взаимодействию министерства социального развития Оренбургской области с образовательными организациями в рамках соглашений о порядке взаимодействия при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения. Такие соглашения заключены с:
1) НОУ СПО «Оренбургский юридический колледж (техникум)» (03.10.2014);
2) Оренбургским институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» (10.10.2014);
3) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (15.10.2014);
4) Гуманитарным юридическим колледжем ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (18.11.2014);
5) Юридическим факультетом ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (также заключено 18.11.2014).
В настоящее время ведётся работа по заключению аналогичного соглашения с Орским филиалом АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА».
В рамках соглашений министерством проведен ряд лекций и практических занятий со студентами образовательных организаций по вопросам нового законодательства в сфере социального обслуживания и по вопросам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов в сфере социальной защиты и социального обслуживания на территории Оренбургской области.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что формы двух выделенных направлений работы субъекта Российской Федерации по подготовке к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании могут быть совершенно разными в субъектах Российской Федерации, однако содержание работы в рамках двух направлений остаётся неизменным.
Литература:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 169. 30.07.2014.
2. Письмо Минтруда России от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 7 (19–26.02.2014), № 9 (01–09.03.2014).
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/140. — Проверено: 04.06.2015.
4. Закон Оренбургской области от 03.10.2014 № 2560/729-V-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в Оренбургской области, внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Оренбургской области» // Оренбуржье. № 160. 15.10.2014.
5. Официальный сайт министерства социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.msr.orb.ru/menu_items/3865. — Проверено: 05.06.2015.
6. Официальный портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru. — Проверено: 05.06.2015.