Организация и проведение военно-патриотической работы с курсантами предполагает использование целого комплекса методов, позволяющих реализовывать основные закономерности военно-патриотического воспитания, находясь с ними в диалектической взаимосвязи и отражая последовательность уровней становления патриотического облика личности курсанта.
Эти методы военно-патриотического воспитания курсантов представляют собой определенный способ однородного педагогического воздействия на курсантов и их коллектив или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них патриотических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в будущем.
Основу методов ВПВ курсантов составляют средства и приемы. Средства воспитания- это все то, с помощью чего педагог воздействует на воспитуемых: различные виды деятельности, совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются руководителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (словом, наглядными пособиями, кинофильмами, беседами, собраниями, фактами, документами, традициями, литературой, произведениями искусства и т. д.).
Приемы воспитания- это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. [1]
Важным аспектом работы по ВПВ является его содержание: комплекс идей, взглядов, теорий из различных областей науки, на основе которого у курсантов формируются и развиваются мировоззрения, убеждения, ценностные ориентиры, важные военно-профессиональные качества
Комплекс педагогических мер ВПВ курсантов образовательных учреждений ФСИН России осуществляется на основе следующих принципов:
- научность,
- демократизм,
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, целенаправленность и организованность,
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания,
- многофакторность,
- длительность (продолжительность),
- непрерывность,
- комплексность,
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Комплекс мероприятий, направленных на повышение, формирование, развитие у курсантов патриотических чувств и качеств отразим следующим образом:
Компонент |
Мероприятия |
1. Организационный |
- планирование работы с курсантами по ВПВ на учебный год - заслушивание преподавателей по вопросам личного участия в воспитательной работе с курсантами - участие курсантов, командиров и преподавателей в воспитательных мероприятиях - организация мероприятий в ВУЗе по ВПВ курсантов - изучение нормативной базы, соблюдение норм и правил, целей и задач воспитательной работы с курсантами |
2. Психологический |
- изучение личностных качеств курсантов - усвоение примеров патриотического поведения командиров (личный пример руководителя) - изучение и анализ обстановки в семьях курсантов - ознакомление курсантов с задачами и условиями службы в УИС - воспитательная работа командирами курсовых подразделений |
3. Деятельностный а) в рамках служебно-боевой подготовки
б) на учебных занятиях |
- овладение и совершенствование приемов строевой подготовки - исполнение воинских ритуалов и традиций - применение различных педагогических технологий в работе на лекциях, в процессе семинарских занятий - воспитание патриотических установок в ходе учебных занятий |
4. Общественный и культурно-досуговый |
- взаимодействие с ветеранской организацией - получение патриотически направленной информации в СМИ - посещение музеев, библиотек института и города |
Остановимся подробнее на основных содержательных мероприятиях каждого из указанных компонентов.
Организационный компонент, по сути, является подготовительным этапом к проведению комплекса педагогических мероприятий по военно-патриотическому воспитанию курсантов. Этот этап включает в себя изучение нормативной базы по организации и проведению воспитательной работы с курсантами, соблюдение норм и правил педагогических мер, направленных на осуществление ВПВ, согласованные действия всех должностных лиц ФСИН России и качество подготовки офицерских кадров и своевременную корректировку содержания воспитательной работы с учетом особенностей выполняемых задач и меняющихся условий.
Мероприятия, составляющие содержание психологического компонента-это мероприятия по изучению личных качеств курсантов, изучение и анализ обстановки в семье посредствам собеседования, анкетирования, психологического тестирования.
Одним из мероприятий психологического характера по патриотическому воспитанию является ознакомление курсантов с задачами, целями, основами, условиями службы в УИС, ее значимости и значении. Образовательный процесс, распорядок дня, внутренний уклад подразделения, его быт, жизнь, атмосфера, служебная деятельность командира подразделения — в первую очередь воспитывает в курсанте военного человека — офицера — командира и воспитателя.
От кропотливой повседневной работы командира подразделения: начальника факультета, начальника курса, их личного вклада, воли и целеустремленности зависит, насколько умело они будут использоваться будущим офицером в самостоятельный служебно-боевой и общественной деятельности.
Особенно сильное влияние на курсантов при формировании их патриотического мировоззрения оказывает личный пример командиров. Личный пример воспринимается не только сознанием, но и чувствами, он производит глубокое впечатление и является действенным средством мобилизации воли и усилий курсантов. Высокая воинская и общая культура офицеров курсантских подразделений — лучший образец для подражания.
Личный пример является основой авторитета любого начальника, воспитателя и преподавателя. Чем положительнее пример, тем глубже уважение к нему курсанта, тем качественнее будут выполняться задачи, которые он ставит перед ним. Для формирования патриотического сознания курсантов важно, чтобы высокие слова о Родине, о служебном долге, чести, звучащие из уст начальников, никогда не расходились с их практическими делами. Единство слова и дела — залог успешного применения метода личного примера.
Рассмотрим основные мероприятия, составляющие содержание деятельностного компонента.
Такой элемент, как строевая подготовка также является примером личного мастерства командира. В процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример последовательного претворения в жизнь высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу. Поэтому проблема педагогического мастерства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания офицера.
Анализируя исполнение воинских ритуалов и традиций, необходимо отметить, что они имеют давние исторические корни. Поэтому, повышение эффективности ВПВ связано с целенаправленным использование истории Российского государства, прошлого уголовно-исполнительной системы и ее героев, исторических фактов, которые побуждают сознание и чувства курсантов на выполнение воинского долга, проявление ответственности, совести и чести, в интересах защиты своего отечества, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Воспитывать историей–это значит сохранять и приумножать прошлое и настоящие своего народа и уголовно-исполнительной системы. Чем глубже курсант будет знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее он сможет осмыслить настоящие и свое место в нем. Повышение эффективности ВПВ курсантов достигается путем использования воинских ритуалов и традиций. Воинский ритуал-исторически сложившиеся формы поведения курсантов при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Боевые традиции — сложившиеся правила и обычаи, побуждающие курсантов самоотверженно и беззаветно выполнять свой священный воинский долг перед Родиной.
Безусловно, особое значение в формировании патриотического мировоззрения курсантов принадлежат лекциям. Лекция как основная форма организации процесса обучения, является одним из важнейших звеньев всей системы формирования у курсантов профессиональных компетенций. На лекциях закладываются основы научных знаний курсантов, формируется их мировоззрение и определяется направление самостоятельной работы в изучаемой отрасли науки (дисциплины).
На лекциях воспитываются такие качества курсантов, как мужество, целеустремленность, смелость, исполнительность, находчивость. Воспитывается любовь к Родине, коллективизм, честь и достоинство.
Безусловно, патриотические качества формируются и в результате практических занятий и семинаров. При проведении практических занятий используются следующие педагогические технологии[1]:
1. Игровая технология. Игра-самостоятельный вид деятельности, который способствует повышению опыта и навыков курсантов, целью которой является обучить курсантов ВПВ, повысить их учебно-познавательную направленность. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на семинарах при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности и патриотическому воспитанию. Применяются интеллектуальные, психологические, социально-педагогические игры, которые по характеру педагогического процесса делились на обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, воспитательно-развивающие и творческие. Эти учебно-деловые игры по ВПВ представляют собой практические занятия, моделирующие интерес к защите Отечества и служению Родине.
2. Технология проблемного обучения. Проблемное обучение подразумевает такую организацию учебных занятий у курсантов, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность курсантов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, способность выбирать оптимальный способ решения. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, необходимость и другие отличительные качества объекта познания.
3. Групповые дискуссии. В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации групповой дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной студенческой группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем — координации результатов деятельности малых групп. [3]
Дискуссия «Аквариум». Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения курсантов отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его. [3]
4. Мотивационные педагогические технологии.
Мотивационные педагогические технологии — это технологии, направленные на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность. [4] Формирование мотивации имеет индивидуально — личностный характер, она не возникает сама по себе, ее формирование — задача педагога. Мотивация в процессе обучения — это побуждения, вызывающие активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности в самом уроке и учебно — познавательной деятельности.
5. Портфолио. Портфолио — это собрание работ курсанта, иллюстрирующих его знания, навыки в своем виде деятельности. Чаще всего портфолио состоит из краткого описания умений курсанта, его представляющего, и примеров его работ.
Портфолио представляет собой способ организации самостоятельно-познавательной деятельности курсанта, одна из инновационных технологий, позволяющая оценивать формирующиеся и уже имеющиеся знания курсантов по ВПВ, а также наметить перспективы делового, творческого взаимодействия курсанта и преподавателя. Это не просто папка, в которой собирается информация, но и способ ее обработки, структуирования, творческого осмысления. Информация, которая накапливается курсантом в каждом файле портфеля, носит не однозначно заданный характер, а периодически пересматривается с позиции выбранной цели.
Говоря об общественном и культурно-досуговом компоненте, хотелось бы остановиться на взаимодействии курсантов с ветеранской организацией города или ВУЗа. Важнейшее направление деятельности Общественной организации ветеранов — патриотическое, нравственное и профессиональное воспитание личного состава. Ветераны участвуют в мероприятиях, которые проводятся в ВУЗах:учебно-строевые сборы курсантов первых курсов, приведение их к Присяге, вручение служебных удостоверений, присвоение первых офицерских званий, торжественная церемония выпуска, построение личного состава, посвященные государственным праздникам, что, безусловно, поднимает уровень патриотического сознания курсантов. Также большое внимание уделяется культурно-массовой работе: для ветеранов проводятся творческие вечера, концерты с участием офицеров и курсантов ВУЗов ФСИН России.
Отразив комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня патриотического сознания курсантов, мы констатируем, что их целью является повышение уровня и качества патриотических качеств курсантов, их морально- патриотического роста, увеличение знаний о своей будущей службе в УИС, веры в свое Отечество и служение Родине.
Литература:
1. Мухамедова Г. Х. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе. Дис…канд. пед. наук: Йошкар-Ола, 2011. С. 132–133.
2. Педагогические технологии. http://www.myshared.ru/slide/829225/
3. Виды групповых дискуссий. http://student39.ru/lector/vidi-gruppovih-diskussiy/
4. Педагогические технологии. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2189
[1] Педагогические технологии - упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. http://www.myshared.ru/slide/829225/