Методологические направления для определения всеобъемлющего воздействия туризма были предложены на всемирной конференции «Измерение экономического воздействия туризма» в 1999 г. В 2000 г. рабочей группой ЮНВТО–ОЭСР–Евростат была разработана общая концептуальная основа для подготовки методологической основы вспомогательного счета туризма. В 2008 г. концептуальная основа создания вспомогательного счета туризма была доработана и обновлена [1].
В России внедрение ВСТ в систему статистического учета пока происходит лишь теоретически. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. совершенствование системы статистического учета в сфере туризма является одним из основных мероприятий и механизмов решения задач развития туризма в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Необходимо создание эффективной системы статистического учета, а так же приближение его к международным стандартам, но с учетом национальных особенностей. Практическому применению сателлитных счетов и повышению информативности статистики туризма служат следующие препятствия:
- отсутствие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности собирательной группировки по виду деятельности «Туризм»;
- отсутствие классификации туристического потока по целям поездки в соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма;
- отсутствие системного подхода в сборе и предоставлении официальных статистических данных в сфере туризма.
Методика была доработана при поддержке гранта Русского Географического Общества (МК24/2014-ДП2). При разработке методики были учтены следующие требования:
- методика должна быть разработана с учетом применения обновленных технологий, научно-обоснованных разработок, методик и инструкций по статистическому учету и отчетности в сфере туризма;
- методика должна базироваться в большей степени на открытых статистических данных;
- должны быть даны экспертные рекомендации по устранению неполноты и недостоверности данных;
- необходимо проведение специальных (социологических) обследований для определения сумм и видов расходов туристов;
- на выходе должны быть получены значения прямого и косвенного вклада туристской отрасли в ВРП Хабаровского края, занятость и величина налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты от деятельности туристической отрасли.
Концептуально методика базируется на определении стоимости товаров и услуг, реализованных туристам предприятиями Хабаровского края, посредством вычленения из общих доходов организаций доли, сформированной за счет туристского потребления. Схематично она представлена на рисунке 1.
К туристским и смежным туризму отраслям были отнесены:
- деятельность коллективных средств размещения: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные средства размещения;
- деятельность туристских агентств;
- общественное питание;
- розничная торговля;
- образовательные услуги;
- деятельность больничных учреждений
- пассажирский транспорт
- деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
На первом этапе с целью конкретизации расходов туристов необходимо проведение социологического опроса въездных и внутренних туристов на исследуемой территории. С помощью него определяется величина и состав ежедневных расходов туристов на территории Хабаровского края, которые необходимы для выделения туристической составляющей из общего оборота обслуживающих предприятий.
При расчетах в качестве доходной части предприятий отраслей использовалась не выручка организации, а ее оборот за определенный период. Это связано в первую очередь с тем, что статистическая информация предоставляет данные по интересующим показателям только в виде оборота и, во-вторых, он более удачно подходит для целей расчетов.
Оборот организаций — выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т. п.).
Рис. 1. Схема методики определения вклада туризма в макроэкономические показатели Хабаровского края
К тому же, для оценки вклада туризма в экономику, оборот, как показатель оценки деятельности предприятий индустрии туризма, рекомендован в Приказе Ростуризма № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» [2].
Разработанные методические подходы были апробированы. В таблице 1 представлены сводные данные по основным и сопутствующим направлениям экономической деятельности прямого туристского влияния.
В результате за счет туризма оборот предприятий края составил: 2011 г. — 12,5; 2012 г. — 13,9; 2013 г. — 15,8 млрд руб. Порядка 45 % всего туристского оборота Хабаровского края приходится на транспорт. Влияние гостиниц и аналогичных средств, напрямую относящиеся к туристской деятельности, снижается. На отрасли прямого туристского влияния (туристские организации, гостиницы, торговля, общественное питание, транспорт), имеющие наибольший вклад, приходится порядка 88 % всего туристского оборота.
Таблица 1
Сводные данные по обороту предприятий, относящихся к индустрии Хабаровского края, полученного от обслуживания туристских потоков, млн руб.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
|
(Раздел G) Оптовая, розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов… |
1598,5 |
12,8 |
1804,7 |
13,0 |
2087,2 |
13,2 |
(Раздел H) Гостиницы и рестораны |
2838,4 |
22,7 |
3196,2 |
23,0 |
3561,4 |
22,6 |
Деятельность гостиниц и аналогичных средств размещения |
1926,9 |
15,4 |
2130,5 |
15,3 |
2271,2 |
14,4 |
Общественное питание |
911,5 |
7,3 |
1065,7 |
7,7 |
1290,2 |
8,2 |
(Раздел I) Транспорт и связь |
6487,4 |
51,9 |
7146,1 |
51,4 |
8181,8 |
51,9 |
Деятельность пассажирского транспорта |
5556,2 |
44,5 |
6176,2 |
44,5 |
6836,2 |
43,4 |
Деятельность туристских агентств |
931,2 |
7,5 |
969,9 |
7,0 |
1345,6 |
8,5 |
(Раздел M) Образование |
953,7 |
7,6 |
960,3 |
6,9 |
963,9 |
6,1 |
(Раздел N) Здравоохранение |
553,2 |
4,4 |
710,4 |
5,1 |
878,6 |
5,6 |
Деятельность ССР |
286,4 |
2,3 |
364,8 |
2,6 |
382,5 |
2,4 |
Деятельность больничных учреждений |
266,8 |
2,1 |
345,6 |
2,5 |
496,1 |
3,1 |
(Раздел O) Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги |
67,6 |
0,5 |
75,5 |
0,5 |
84,1 |
0,5 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
67,6 |
0,5 |
75,5 |
0,5 |
84,1 |
0,5 |
Итого туристский оборот предприятий |
12498,9 |
100,0 |
13893,0 |
100,0 |
15757,0 |
100,0 |
Обороты предприятий, занятых обслуживанием туристических потоков, были пересчитаны в валовую добавленную стоимость (таблица 2).
В 2012 г. прямой вклад туризма в ВРП Хабаровского края составил 2,5 %. По отношению к 2011 г. — рост на 0,1 п.п. Рассчитать значение показателя на 2013 г. не представляется возможным в силу отсутствия необходимой статистической информации. В 2010 г. значение показателя составляло, в соответствии с данной методикой, — 2,2 %.
Таблица 2
Валовая добавленная стоимость от туризма по разделам ОКВЭД в Хабаровском крае, млн руб.
Показатели |
2011 |
2012 |
(Раздел G) Оптовая, розничная торговля; ремонт автотранспортных... |
407,2 |
466,5 |
(Раздел H) Гостиницы и рестораны |
2179,4 |
2544,0 |
(Раздел I) Транспорт и связь |
5388,2 |
6260,7 |
(Раздел M) Образование |
953,7 |
960,3 |
(Раздел N) Здравоохранение |
553,2 |
710,4 |
(Раздел O) Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги |
67,6 |
63,7 |
Итого ВДС от туризма |
9549,4 |
11005,5 |
Валовой региональный продукт |
399594,2 |
434113,2 |
Прямой вклад основных и сопутствующих отраслей туризма в ВРП, % |
2,4 |
2,5 |
Вместе с тем, любая отрасль экономики выполняет мультипликативную роль, потребляя разнообразные виды продукции. Мультипликатор считается с помощью межотраслевого баланса. В связи с его отсутствием в основу расчетов положено предположение, что учитывающийся в обороте овеществленный труд, как живой труд предшествующих отраслей, можно добавить к ВДС прямых и косвенных отраслей туристической деятельности, то есть в расчетах использовать собственно оборот этих отраслей. Таким образом, мультипликатор туризма показывает зависимость между изменением оборота туристских отраслей и валовой добавленной стоимости экономики Хабаровского края. Тогда мультиплицирующий вклад туризма с учетом смежных отраслей составит: в 2011 г. — 3,6; 2012 г. — 4,0 % (таблица 3). Динамика показателя, учитывающая смежные отрасли туризма, положительная.
Таблица 3
Расчет доли туризма с учетом мультипликатора в валовом региональном продукте Хабаровского края, млн руб.
Показатели |
2011 |
2012 |
Туристический оборот предприятий |
12498,9 |
13893,0 |
Изменение туристического оборота к предшествующему периоду |
1651,7 |
1394,1 |
Валовой региональный продукт |
399594,2 |
434113,2 |
Изменение Валового регионального продукта к предшествующему периоду |
46003,9 |
34519 |
Вклад прямых и косвенных отраслей туризма в ВРП с учетом мультипликатора, % |
3,6 |
4,0 |
Помимо этого методика обеспечила возможность расчета показателей, которые могут продемонстрировать роль и долю участия туристкой сферы в развитии социально-экономического потенциала территории (таблица 4).
Таблица 4
Итоговые расчетные показатели вклада туризма в социально-экономическую деятельность края
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Доля занятых в туристской сфере |
6,0 |
5,7 |
5,5 |
Доля туризма в региональных и местных налогах и сборах |
5,6 |
5,2 |
4,2 |
Доля туризма в инвестициях в основной капитал |
5,1 |
4,3 |
2,2 |
Разработанные методические подходы позволяют проводить анализ оборота и валовой добавленной стоимости предприятий индустрии туризма субъекта Российской Федерации на более качественном уровне. Они не требует сложных расчетов и массивного объема исходной информации. В случае необходимости можно добавлять новые показатели, с помощью которых оценить неучтенный оборот. Итоговые показатели имеют практическую значимость, так как позволяют проводить анализ по предприятиям, не только занимающимся обслуживанием туристских потоков, но и сопутствующих и косвенных отраслей. Появляется возможность оценки мультипликативного эффекта туристской отрасли.
Расчеты доходов предприятий, обслуживающих туристов, показал растущую динамику. Сохраняются главные статьи: транспорт, гостиничный бизнес и торговля. Отстает предоставление туристических услуг в здравоохранении и образовании. Развитие последних является существенным резервом, учитывая увеличивающийся спрос населения Дальнего Востока на эти виды деятельности и покрытие его соседними странами (Китай, Республика Корея и Япония). Совершенно недостаточна роль культурной сферы. В результате доля туристической индустрии в экономике Хабаровского края незначительная. Снижение по сравнению с данными, полученными по предшествующей методике расчета, объясняется, в первую очередь, более точными расчетами вклада в отрасль показателей транспорта: железнодорожного и воздушного.
Литература:
1. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год./ ООН, Всемирная туристическая организация, ЕВРОСТАТ, ОЭСР — Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, 2010.
2. Приказ Ростуризма от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации»