Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из основных направлений реформирования медицинского образования в России на современном этапе является более эффективное эстетическое воспитание и обучение студентов, восстановление престижа медицинской профессии [1, с.75].
В настоящей квалификационной работе рассматривается методика эстетического воспитания студентов в медицинском вузе.
Она ориентирована на преподавателей студентов и медицинский персонал ВГМА имени профессора Н. Н. Бурденко в применении основных направлений, форм и методов воспитательной работы по эстетическому воспитанию студентов и становлению будущих специалистов врачей, как важной составляющей формирования у них высоких морально-нравственных и психологических качеств, стремления понять эстетические нормы в здравоохранении Российской Федерации и следовать им [2, с. 64].
Все мероприятия, все формы высшего образования в России направлены, естественно, на создание оптимальных условий для совершенствования подготовки студентов. В связи с этим педагогам важно научить студентов учиться. Самим же студентам предстоит перестроить подходы к приобретению ими знаний и компетентностей с последующим применением их в практической деятельности. Задача обучающихся — научиться активно учиться, используя разные источники информации, в том числе богатый знаниями и медицинской эстетикой потенциал преподавателей [3, с.110].
Цель нашего исследования — провести теоретический анализ роли эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста врача.
Объект исследования — эстетическое воспитание студентов высшей школы.
Предмет исследования — роль и значение эстетического воспитания в становлении будущего специалиста врача.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблем эстетического воспитания в медицине.
2. Определить значимость эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста — врача.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы для учебно-воспитательной деятельности в образовательном процессе медицинского вуза.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованной литературы.
В настоящей квалификационной работе рассматривается методика эстетического воспитания студентов в медицинском вузе.
Она ориентирована на преподавателей студентов и медицинский персонал ВГМА имени профессора Н. Н. Бурденко в применении основных направлений, форм и методов воспитательной работы по эстетическому воспитанию студентов и становлению будущих специалистов врачей, как важной составляющей формирования у них высоких морально-нравственных и психологических качеств, стремления понять эстетические нормы в здравоохранении Российской Федерации и следовать им.
Существуют законы эстетики, действующие независимо от наших пожеланий. Эстетическому чувству присущ предметно-ситуационный характер, оно всегда направлено на предмет, обращено к предмету и эстетически воспроизводит его в воображении человека как образ отраженной или желаемой действительности.
По материалам дипломной работы можем отметить, что подлинно эстетическое восприятие прекрасного бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму и эгоистическому своекорыстию. Однако бескорыстность в отношении прекрасного не означает незаинтересованности. Переживание прекрасного потому и бескорыстно, что в нем сливаются и личные (частные, персональные), и общественные (общенародные) интересы и человек ощущает себя лично причастным к общественному значению прекрасного, что безусловно должна учитывать отечественная медицинская практика в эстетическом воспитании, профессиональной подготовке и становлении будущего специалиста врача.
Мотивационная сфера социальной активности студента медицинского вуза будущего специалиста врача предполагает формирование и развитие побуждений и условий, стимулирующих социальную активность личности, ее включение в достижение социально-значимых целей, ориентированных на медицинское обеспечение здравоохранения. Высокий уровень социальной активности не всегда напрямую зависит от культурного уровня. Социальная, активность может быть мотивирована и экономическими, и бытовыми, и амбициозными, и множеством других детерминант. Но эстетическая составляющая возвеличивает эволюциональную сторону мотивации, одухотворяет и гармонизирует направленность служебных устремлений личности студента медицинского вуза.
Эстетическая культура не просто воспринимается и усваивается человеком как некое знание, а становится неотъемлемой частью его сущности, его образа мыслей и действий.
Эстетическое воспитание строится на использовании общих закономерностей формирования всесторонне развитой личности врача. Но это в идеале, а идеал — категория подвижная, возникающая и исчезающая. Вот почему важно его постоянно, планомерно формировать.
Источником прекрасного в повседневной жизни врачей являются эстетические элементы медицинского быта, клятва Гиппократа.
В эстетическом воспитании студентов важную роль играет весь процесс медицинской подготовки. Занятия по общественно-гуманитарным дисциплинам, лекции, беседы оказывают, при условии их серьезной организации, существенное влияние на формирование мировоззренческих ориентаций, позиционных определенностей, убеждений, идеалов, субкультурных симпатий и антипатий, без которых невозможно развитие эстетического сознания студента.
Исследовано формирующее воздействие художественной культуры на студента медицинского вуза, которое осуществляется посредством эстетического и природного компонентов произведений искусства, собственной художественно-культурной деятельности индивида.
Обобщенная ценность воздействия художественной культуры на будущего специалиста врача состоит в том, что восприятие искусства способствует самопознанию и самоуглублению личности и является высшей формой приобщения человека к человечеству и саморазвития души.
Целенаправленное освоение художественной культуры оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, критерии взаимоотношений между людьми и многое другое.
Желанный результат восприятия эстетической культуры, усвоения ее ценностей — содействие формированию целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной профессиональной культурой в здравоохранении.
Художественное наполнение сознания дает возможность человеку жить духовно-гуманной, интеллектуально и чувственно богатой жизнью, имеющей личностную и общечеловеческую значимость.
Основным показателем уровня эстетической культуры личности является образ ее мыслей и действий, гуманистичность, благородство стиля поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с развитым эстетическим вкусом.
Уровень эстетической культуры проявляется и в медицинской профессиональной деятельности и в быту.
Специфическим «продуктом» эстетической культуры является гедонистический эффект, т. е. переживание эстетического наслаждения. Это делает процесс общения с искусством радостным. Кроме того, восприятие человеком художественно-культурных ценностей дает компенсаторный эффект, отвлекая от горестных жизненных неурядиц, переживаний, неудач, неся заряд оптимизма.
Целенаправленное восприятие ценностей эстетической культуры позволяет решать и просветительно-эвристические задачи. Очень важным является ее ценностно-ориентационный эффект — формирование способности оценивать явления действительности и искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой. Не менее важен для студента эффект креативности — пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру медицинской деятельности и общения с людьми.
В обществе действуют многие силы, эстетика лишь одна из них. С наибольшим эффектом и когда эта сила выполняет свою общественную роль, когда весь общественный, научный и технический прогресс направляется в сторону утверждения гармонии человека и человечества. Высшая цель эстетического воспитания — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности. Эстетика способна одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма, способствовать толерантности (терпимости) во взаимоотношениях между отдельными людьми и народами.
Культурные центры — дома культуры, клубы, музеи должны служить сплочению студентов, приобщать их к духовной жизни страны, к достижениям науки, культуры и искусства, всесторонне развивать творчество, инициативу, показывать образцы высокой учебной дисциплины, способствовать лучшему овладению медицинской техникой, цифровыми и нано-технологиями.
Таким образом, мы ознакомились с основами методики эстетического воспитания студентов медицинских вузов, приблизились к таинствам передачи социально-значимой для здравоохранения информации посредством эстетической культуры.
Литература:
1. Вусатая Е. В., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В. Роль педагогической риторики в повышении качества учебного процесса в медицинском ВУЗЕ // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 74–78
2. Алферова Е. А., Сущенко А. В., Плотникова И. Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского ВУЗа // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 64–68
3. Красникова О. П., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В., Красников П. И. Роль эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа в становлении будущего специалиста-врача // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 110–116