Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — методика, составляющая золотой фонд психодиагностики. Тест был разработан в начале 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и впервые описан ими в 1935 году. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил в монографии Г. Мюррея «Исследование личности» (1939 г.), окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Однако, в настоящее время использование классического стимульного материала вызывает значительные трудности у практикующих психологов. Особенно заметным это становится, когда в качестве испытуемых выступают подростки, в том числе с нарушениями интеллекта. Участники исследований, которым предлагались картинки, с трудом идентифицировали себя с персонажами классического набора, высказывая мысли следующего содержания: «это герои старинных фильмов», «это какие-то фотографии из прошлого, я не знаю, что у них тогда происходило».
Мы обратили внимание на то, что даже первая картинка из набора (мальчик со скрипкой) вызвал трудности у ребят. Несмотря на то, что персонаж близок по возрасту к группе испытуемых, они затруднялись описать его чувства и мысли. После бесед, проведенных с подростками и обсуждения этих неожиданных трудностей со специалистами-практиками мы пришли к выводу, что сама ситуация со скрипкой на сегодняшний день потеряла свою актуальность. В прошлом эта картинка позволяла выявлять типичные реакции детей и подростков по отношению к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, характеристики мотивации достижения и ее фрустрации, так как занятия музыкой (в частности, игра на скрипке) были весьма распространенной практикой и многими детьми воспринималась как неизбежная необходимость, следование воле родителей. Современные дети не так часто становятся перед необходимостью выполнять подобные требования родителей и могут судить о переживаниях «мальчика со скрипкой» разве что по фильмам (кстати сказать, тоже не волне современным). Что же касается подростков из неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей — они и вовсе не могут применить предложенную ситуацию к себе.
С появлением современных технологий у нас появилась возможность осовременить апперцептивный тест. Чтобы воплотить нашу идею в жизнь мы использовали преимущество цифровой фотографии и возможности ее обработки на компьютере с помощью редактора фотографий (Adobe Photoshop). На начальном этапе мы решили осовременить первую картинку набора. В классическом варианте она выглядит так, как на рисунке 1.
Рис. 1
Созданный нами стимульный материал включал несколько проб. Мы экспериментировали с полом ребенка, телосложением, одеждой, национальностью и предметом на столе. Также были изменены цвет фотографий, на некоторые из них наложены фильтры с помощью графического редактора. В полученном комплекте фотографий присутствуют как цветные варианты, так и черно-белые. Съемка проводилась на зеркальный фотоаппарат Canon E650 на объектив с фокусным расстоянием 55–250 mm. Обработка фотографий производилась в графическом редакторе Adobe Photoshop CS6.
При работе над обновленной версией стимульного материала к методике мы столкнулись с некоторыми трудностями. Нам необходимо было определить, какие детали на снимках необходимо оставить такими же, как в оригинальном варианте, а какие могут быть изменены, осовременены. Кроме того, мы испытали некоторые трудности при поиске артистичных детей, которые смогли бы достоверно передать на камеру атмосферу оригинальной ситуации. Примеры отобранных нами изображений представлены ниже (см. рисунки 2–8).
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Кроме того, на рисунке 9 представлен результат предпринятой нами попытки модифицировать исходную картинку из классического набора ТАТ — «Мальчик со скрипкой».
Рис. 9.
Полученный таким образом набор фотографий был подвергнут внешней оценке. В экспертизе приняли участие специалисты, осуществляющие психодиагностические процедуры с участием детей и подростков в норме и с ограниченными возможностями здоровья. Фотографии были проранжированы и наиболее удачными признаны варианты, представленные на рисунке 2 — «Мальчик с книгами», рисунке 3 — «Мальчик с мячом». С их использованием нами с успехом были проведены исследования личностных особенностей подростков с интеллектуальным нарушением, в проекте — проведение исследования с участием лиц с другими патологиями и пограничными состояниями.
Мы считаем, что у ТАТ с обновленным стимульным материалом (в том числе и осовремененная модификация «Мальчик со скрипкой» — рисунок 9) имеется большой потенциал в диагностике. Приглашаем к обсуждению всех заинтересованных лиц, надеемся получить конструктивные предложения по представленному материалу. Адрес для отзывов svfspp@mail.ru.
Литература:
1. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 254 с.
2. Собчик Л. Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) / Л. Н. Собчик. — С-Пб.: Речь, 2007. — 32 с.
3. Чебарыкова С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 223 c.
4. Чебарыкова С. В. Внутренняя картина дефекта лиц с врожденной патологией психофизического развития как аналог внутренней картины болезни // Вопросы клинической психологии: Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием: материалы кон. (Казань, 30 октября 2014 г.) / Сервис виртуальных конференций Pax Grid; сост. Синяев Д. Н. — Казань: ИП Синяев Д. Н., 2014. –100 с.
5. Чебарыкова С. В. Личностные особенности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта / С. В. Чебарыкова, О. С. Ясакова // Молодой ученый. — № 3 (83).- февраль-1.- 2015.- С. 901–903.