В статье рассмотрено понятие инновационной инфраструктуры и ее элементы. Предложена организационная модель внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, элементы инфраструктуры, маркетинг инноваций.
Одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности аграрных товаропроизводителей выступает широкомасштабное применение новейших достижений науки в области техники, технологии и организации производства с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции.
Проблемным звеном в развитии инновационной деятельности отечественных аграрных предприятий является не только дефицит финансовых ресурсов и несовершенная нормативная база, которые также тормозят дело, но и наличие структур, способных превращать идеи в научно-технические разработки и обеспечивать внедрение последних в производство.
Речь идет об инфраструктуре маркетинга инноваций, которая является двигателем инновационного и маркетингового развития, обеспечивает организационную, правовую и экономическую поддержку на разных уровнях и в разных формах, горизонтальные и вертикальные связи между субъектами инновационной деятельности.
Теоретическим и практическим проблемам развития инновационной инфраструктуры посвятили свои работы такие ученые, как С. В. Валдайцев, Д. И. Кокурин, Л. Н. Нехорошева, Д. Шелтон, П. Хэррис и другие. Среди отечественных ученых существенный вклад в разработку данного вопроса внесли А. Н. Амоша, Л. В. Билозир, А. А. Шуст, А. Г. Шпикуляк, М. М. Кудаец, М. Ф. Бабиенко, П. А. Лайко, А. Д. Витвицкая, И. А. Герасименко, А. В. Гончаренко и другие.
Целью статьи является исследование и обоснование составляющих элементов инфраструктуры маркетинга инноваций и разработка модели внедрения инноваций в производство.
В научной литературе существуют различные подходы к пониманию сущности инновационной инфраструктуры. Распространенным является подход, согласно которому инфраструктурное формирование определяется как одна из организационных форм, обеспечивающих диффузию нововведений.
Л. В. Билозир рассматривает инновационную инфраструктуру как совокупность различных организаций, способствующих формированию связей между экономическими субъектами. А. А. Шуст утверждает, что инновационная инфраструктура — это совокупность организационно-экономических институтов, которые непосредственно обеспечивают условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами [1].
Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности» инновационная инфраструктура — это совокупность предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, оказывающих услуги по обеспечению инновационной деятельности (консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т. п.) [7].
Изучение существующих научных разработок по вопросам развития инновационной инфраструктуры позволяет утверждать, что, несмотря на неоспоримое влияние этих организаций на развитие маркетинга инновационной деятельности, их круг намного больше. Это находит свое отражение в следующих определениях понятия «инновационная инфраструктура», которая рассматривается как:
1. Система предприятий, учреждений, служб, других формирований, в частности торговых, к которым относятся биржи, банки, аукционы информации, посреднические службы, которые вместе с другими формированиями (кредитно-финансовые, страховые, снабженческие, транспортные и т. п.) должны обслуживать рыночный товарообмен, способствовать ускоренному использованию инновационной продукции, взаимодействию и согласованию интересов продавцов и покупателей инновационной продукции, обеспечивать его надежность, стабильность и прозрачность [1].
2. Организационная, материальная, финансово-кредитная, информационная база для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределения средств, предоставлению услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска [10].
3. Совокупность предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, организационные, образовательные и т. д.) любой формы собственности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам при трансфере технологий [4].
Проведенный анализ современных подходов свидетельствует об эволюции научных исследований в этой сфере, а также отсутствие единого мнения относительно понятия инновационная инфраструктура.
Итак, инновационная инфраструктура — это весь спектр государственных и частных структур, обеспечивающих развитие и поддержку всех стадий инновационного процесса.
Инфраструктура маркетинга инноваций как система включает следующие элементы (рис. 1): информационное обеспечение, которое дает доступ к различным инновационным базам данных на различных условиях для заинтересованных лиц;
Рис. 1. Системные элементы инфраструктуры маркетинга инноваций (cоставлено автором)
инструментальное обеспечение, реализующее гибкую автоматизацию всех этапов процесса создания инновационного проекта: маркетинг, технико-экономическое обоснования; поставка необходимого оборудования; подготовка кадров; сертификация и сервисное обслуживание; проектно-технологическая и производственная поддержка инновации и внедрение ее в производство; экспертиза и сертификация научно-технических и инновационных программ, предложений и т. п.; мониторинг отраслей, предприятий и продвижение инноваций на национальные и зарубежные рынки (включая мониторинг, маркетинг, рекламную деятельность, защиту интеллектуальной собственности и т. п.); координация и регулирование инновационной деятельности и ее финансово-экономическое обеспечение; кадровое обеспечение профессионально подготовленными инновационными менеджерами в сфере инноваций.
Все объекты инфраструктуры должны работать согласованно, не создавая препятствий в течение всего цикла инновационного процесса: от проведения научных исследований и разработок до создания, освоения в производстве и вывода на рынок новой продукции.
Составляющими инфраструктуры маркетинга инноваций является финансово-кредитные учреждения; зоны интенсивного научно-технического развития (технополисы); технопарки (технологические парки, АГРОПАРКИ, инновационные парки); инновационные центры (технологические, региональные, отраслевые); инкубаторы (инновационные, технологические, инновационного бизнеса); консалтинговые (предоставление консультаций) фирмы, компании, промышленно-финансовые группы, кластеры и другие.
На современном этапе развития Украины пока еще не существует скоординированной и всеобъемлющей системы управления инновационными процессами, не сформированы все элементы инновационной структуры, почти не действуют венчурные фонды, центры трансфера технологий находятся лишь на начальной стадии, нет государственной поддержки деятельности изобретателей и ученых. Также недостаточно реализуется образовательный и научный потенциал высших учебных заведений в сфере новейших технологий [6]. Основные сферы инновационной деятельности функционируют изолированно друг от друга, без какой-либо сбалансированности в системе своих взаимодействий. Однако отдельные элементы инновационной инфраструктуры в Украине уже сформированы. В частности, создано 12 технопарков, 24 инновационных бизнес-инкубаторы, 20 инновационных центров, 5 центров инноваций и трансфера технологий, 11 центров коммерциализации интеллектуальной собственности, 21 научно-внедренческое предприятие, 15 центров научно-технической и экономической информации, 10 инновационно-технологических кластеров, функционируют немногочисленные консалтинговые фирмы и небанковские финансово-кредитные учреждения, при высших учебных заведениях — подразделения по вопросам интеллектуальной собственности, Украинский институт научно-технической информации с региональными отделениями [8, 3, 5]. Кроме того, деятельность этих структур недостаточно эффективна из-за обилия институциональных препятствий и структурно-функциональных проблем [9].
Инновационный процесс осуществляется на государственном и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных формированиях, непосредственно на предприятиях. Все участники имеют свои цели и формируют организационные структуры для их достижения. Соответственно организационные формы инновационной деятельности имеют широкие границы: от бизнес-инкубаторов, которые помогают реализовать предпринимательские проекты на начальной стадии существования фирмы, до стратегических альянсов, призванных реализовывать сложные инновационные проекты, в том числе международного уровня [2].
Следует обратить внимание на то, что основным и непосредственным потребителем инновационной продукции являются аграрные товаропроизводители, инновационная активность которых, наряду с наличием эффективной научно-технической продукции и инновационных структур, зависит от восприимчивости инноваций и их ресурсных возможностей.
Поэтому, составляющие инфраструктуры маркетинга инноваций должны тесно взаимодействовать с аграрными товаропроизводителями с целью получения обратной связи науки и производства, стимулируя научные учреждения осуществлять инновационные разработки с высокой практической значимостью.
Состояние производства в аграрных предприятиях находится в положении, которое требует обновления или хотя бы частичной замены технических средств, оборудования, восстановление производственных мощностей, внедрение эффективных, в том числе энергосберегающих технологий, пополнение оборотных фондов. Однако, тяжелое финансовое положение, задолженность по обязательствам блокирует возможность привлечения инвестиций, существенно снижает инновационные возможности аграрных предприятий. Большинство предприятий без посторонней помощи не могут покупать и внедрять инновации в аграрное производство. Реально даже не все рентабельные предприятия могут вести расширенное воспроизводство, так как низкий его уровень не обеспечивает прибыль, достаточную для интенсивного хозяйствования, покупки новой техники, оборудования и других составляющих, необходимых для применения высокоэффективных технологий.
Особенно с такими проблемами сталкиваются малые аграрные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, слабо оснащенные техникой, имеющие низкую производительность труда, многие из них ведут натуральный и полунатуральный характер хозяйствования и является лишь потенциальными объектами инновационной деятельности.
Кроме того, многие предприятия не имеют достаточной информации о новых достижениях научно-технического прогресса в аграрной отрасли, а именно: о новых сортах и гибридах растений и породах животных, о марках сельскохозяйственной техники, о новейших технологиях, о химических и биологических препаратах и т. п.
В связи с этим возникает необходимость разработки модели информирования и доведение инноваций к субъектам АПК, то есть возникает необходимость создания специализированного формирования в виде промежуточного звена между производителем и потребителем инновационной продукции.
Среди существующих и способных взять на себя функции информационного обеспечения и предоставления реальной помощи в освоении инноваций, по нашему мнению, является, так называемая, служба внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство (рис. 2).
Рис. 2. Организационная структура службы внедрения маркетинга инноваций в АПП (cоставлено автором)
Данная служба должна иметь трехуровневую структуру: верхний первый уровень представлен Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, где есть Специализированное управление по распространению маркетинга инноваций в АПП; второй уровень — областные службы распространения маркетинга инноваций и завершает инновационный процесс, обеспечивая диффузию нововведений, третий уровень, который представлен районными отделениями службы распространения маркетинга инноваций, где специальные консультанты ведут непосредственную работу с руководителями аграрных предприятий и фермерами по привлечению их к наиболее эффективным новинкам и обеспечивают обратную связь с научно-исследовательскими учреждениями.
Целесообразным, на наш взгляд, является создание данной службы на базе высших учебных заведений, которые одновременно выполняют три функции: ведут научные исследования, осуществляют сельскохозяйственное обучение и распространяют новинки среди фермеров. В этом случае инновационный процесс в аграрном секторе не будет разорван, а завершится внедрением нововведений в производство.
Создание и функционирование упомянутой службы на базе вузов будет способствовать реализации существующих в рамках этих учреждений следующих возможностей:
- использование материально-технической, учебно-методической база учреждений;
- наличие многолетнего опыта работы со специалистами, руководителями, фермерами;
- гарантия высокого качества, благодаря привлечению к обучению и консультированию ведущих специалистов и ученых;
- деловые и профессиональные связи с руководителями и специалистами АПК, преподавателями вузов и других образовательных учреждений, учеными и т. п.
Доступ к банку данных завершенных научных разработок, обработка их с целью выявления востребованных для конкретной области или района инноваций, позволяет сотрудникам инновационных формирований (в данном случае речь идет о службе внедрения маркетинга инноваций) — консультантам владеть информацией о наличии современных, пригодных к внедрению инновационных разработках.
В то же время, владение информацией не всегда гарантирует возможность ее практического применения, для этого консультанты должны владеть различными способами оказания целенаправленной помощи по внедрению инноваций. В связи с этим в своей работе консультанту необходимо соблюдать следующие условия:
- совместно с аграрными товаропроизводителями проводить мониторинг их проблем;
- оперативно находить альтернативные варианты инновационного решения возникших проблем;
- стимулировать процесс обмена опытом с другими аграрными предприятиями.
Консультант на разных этапах инновационного процесса по-разному влияет на объект консультирования. На начальном этапе выявления проблемы консультант только участвует в ее определении, обозначает основные параметры, которые требуют решения. Затем, при уточнении проблемы, обосновании ее параметров и анализе условий, консультант играет ведущую роль. Анализируя имеющиеся научно-технические разработки, консультант предлагает возможные варианты решения проблемы, а затем вместе с аграрным товаропроизводителем определяется с их применением, позволяя ему самостоятельно принять решения.
Служба внедрения маркетинга инноваций может стать организующим началом системы внедрения инноваций, объединяющей отраслевые научные и образовательные учреждения, различные внедренческие формирования и производства с целью внедрения инноваций в аграрное производство для повышения эффективности функционирования аграрного сектора экономики (рис.3).
Рис. 3. Организационная модель продвижения маркетинга инноваций в аграрное производство (cоставлено автором)
Итак, из рис. 3 мы видим, что аграрные предприятия находятся в непосредственном контакте со всеми инновационными структурами, которые являются важными при внедрении маркетинга инноваций в производство.
На данном этапе существует много факторов, которые тормозят динамику развития и построения инновационной инфраструктуры в Украине. Невыполнение положений законов относительно инновационной деятельности, частые изменения законодательной базы; отсутствие законодательно закрепленных определений с учетом специфики и сущности различных инновационных структур; отсутствие государственного стимулирования привлечения средств хозяйствующих субъектов к финансированию научных исследований и разработок — все это усложняет, а иногда делает невозможным функционирование инновационных структур.
Кроме того, большинство аграрных предприятий, которые являются непосредственными потребителями инновационной продукции, не имеют достаточной информации о новых достижениях научно-технического прогресса в агропромышленной отрасли.
Поэтому, было предложено применение организационной модели внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство, которая обеспечит передачу информации о наличии инновационных разработок и оказание помощи при их внедрении в аграрное производство. Только работая в непосредственном контакте с аграрными товаропроизводителями, зная их проблемы, инновационные формирования смогут выявлять приоритетные направления научного поиска, тем самым влиять на формирование плана производства востребованных научно-технических разработок.
Литература:
1. Белозор Л. В. Формирование и развитие инфраструктуры рынка инновационной продукции в аграрной сфере / Л. В. Белозор // Экономика АПК. — 2005. — № 11. — С. 137–142.
2. Ганущак Л. М. Оценка инновационного потенциала и эффективности его реализации на предприятиях // Современные проблемы развития национальной экономики и пути их решения: Кол. монография / Под науч. ред. д. э. н, проф. Н. Н. Ермошенко. М.: Национальная академия управления, 2008. С. 162–165.
3. Геец В. М., Семиноженко В. П. Инновационные перспективы Украины. — Харьков: Перспективы. — 2006. — 272 с.
4. Кропивко М. Ф., Орлова Т. С. Организационные формы внедрения инноваций в агропромышленное производство по использованию потенциала аграрной науки /М. Ф. Кропивко, Т. С. Орлова // Экономика АПК. — 2007. — № 7. — С. 11-
5. Методические материалы для информационно-консультационной поддержки объектов инновационной инфраструктуры и обеспечение их взаимодействия. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dknii.gov.ua/2010–09–09–12–22–00/2010–09–09–12–25–43/235–2010–12–07–11–34- 29
6. Осецкий В. Л., Затонацька Т. Г. Стратегия наращивания инвестиционного потенциала национальной экономики // Финансы Украины. — 2006. — № 7. — С. 38–49.
7. Официальный сайт ВРУ — Законы Украины — // zakon.rada.gov.ua/. (ЗУ «Об инновационной деятельности» и др.)
8. Официальный сайт Министерство образования и науки Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.mon.gov.ua/
9. Прозоров В. В. Совершенствование инновационной инфраструктуры Украины в условиях глобализации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.05.01 — мировое хозяйство и международные экономические отношения — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.disser.com.ua/contents/38454.html.
10. Чабан В. Г. Проблемы развития инновационной инфраструктуры / В. Г. Чабан // Формирование рыночных отношений в Украине. — 2006. — № 6 (61). — С. 92–96.