В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Для успешной адаптации в школе и дальнейшей жизни ребенок уже в начальной школе должен научиться основным приемам коммуникации, т. е умению общаться с другими людьми. Это создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действия с ним, и т. д. Коммуникативная компетенция предполагает развитие умений, среди которых в школе в любых областях общего образования формируются следующие: владение определенным типом лексики; умение понимать чувства и интересы другого человека; умение организовывать и вести переговоры; умение соблюдать этику и этикет; навыки активного слушания. Кроме того, средствами русского языка формируются следующие умения: грамотная письменная речь; развитая устная речь. Ученик должен научиться пользоваться набором языковых средств в определенной ситуации общения (один-один, один-много), для реализации цели общения (сообщить, убедить, воздействовать). Кроме того, в результате речевого взаимодействия между участниками общения должны возникнуть взаимопонимание и, как конечный результат, взаимодействие.
Учитывая специфику русского языка как учебного предмета — научить строить высказывание — рассуждение на любую тему, — отметим, что ученик должен усвоить и специальные, свойственные только данному предмету знания. Обучающийся должен знать (понимать) изучаемые единицы, уметь «увидеть», «узнать», идентифицировать данную языковую единицу; выбрать вариант решения грамматической задачи (вспомнить правило) именно для этой единицы и т. д. Кроме того, ученик должен уметь оценить свое умение выбирать решение и обосновать свой выбор. Для этого он должен уметь работать в паре или группе, соблюдать правила этики и этикета в общении с товарищами по группе, уметь слушать и слышать собеседника, понимать чувства и учитывать интересы товарища по группе. Ученик должен научиться аргументировано и грамотно представить свою работу. Для того, чтобы сформировать эти умения, необходимо на каждом уроке создавать условия речевого общения, чтобы у ученика возникла потребность коммуникации. Проще говоря, обучать общению, общаясь.
Одним из способов формирования коммуникативной компетенции является реализация системно — деятельностного подхода. Система деятельностного подхода направлена на самостоятельное, активное добывание знаний. Целью системно — деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, выбирать способ действия, отвечать за результаты. Китайская мудрость гласит: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю». Значит, главное в успешном обучении и в условиях формирования коммуникативной компетенции — деятельность обучающегося, причем не от случая к случаю, а в системе. Поэтому приемы системно — деятельностного подхода должны присутствовать практически на каждом уроке русского языка независимо от типа и формы урока.
Возьмем, например, урок «открытия» новых знаний по теме «Правописание приставок на З-С». Деятельностная цель данного урока — формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Первый этап такого урока — этап мотивации к изучению данного материала. Приведем пример проведения этапа мотивации к учебной деятельности методом беседы.
1. Прочитаем внимательно запись темы урока, извлечем из нее имеющуюся информацию: как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? — о приставках;
- что известно о приставках из формулировки темы? — делаем вывод, что существует несколько видов приставок;
- что из формулировки темы известно о приставках на З-С? — слово «правописание» говорит о том, что есть какие-то затруднения в их правописании, значит, есть определенные условия для применения в них букв З-С.
- какую, по-твоему, задачу мы должны поставить и решить? — выяснить, когда пишется приставка на З, а когда на С, т. е. условия выбора орфограммы.
2. Определим наше отношение к деятельности на уроке, ведь он называется «открытие» новых знаний.
- хотим «открыть» новое о данных приставках? — да («хочу»);
- для успешного дальнейшего обучения нам это надо? — да («надо»);
- сможем «открыть» или узнать из материала учебника это новое? — да («могу»).
Таким образом, мы с самого начала урока включили учеников в активную мыслительную деятельность, подтолкнули к анализу имеющихся данных, привели к определенным выводам, подготовили оценку возможностей ученика и желание работать дальше, активизировали познавательные процессы (внимание, память и т. д.), т. е. реализовали часть задач коммуникационного характера.
3. А теперь попытаемся самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Для этого определимся со способом деятельности (по желанию или по подсказке учителя): кто-то будет на примерах исследовать условия правописания З-С в приставках, кто-то будет изучать и открывать новое по материалу учебника. Это может быть индивидуальная, парная, групповая форма работы, важно, чтобы в итоге изучения или наблюдения ученик или группа смогла защитить свою работу, рассказать о своих выводах и показать их в наглядном виде в форме таблицы или схемы, т. е. осуществить коммуникативные действия. После представления нового материала выбранным каждой группой способом изучения ученики высказывают свое мнение о нем, сравнивают свой вариант и вариант других ребят, определяют для себя наиболее выгодный для уяснения нового материала. Конечным продуктом данной работы должен стать алгоритм рассуждения, т. е. пошаговый выбор нужной буквы, составленный или группой ребят, или одним наиболее «продвинутым» учеником. В итоге мы осуществляем и индивидуальный подход к обучающимся, даем возможность реализовать их уровень познавательной активности.
Подводя итог, скажем, что такой способ изучения («открытии») новых знаний применим к изучению любой темы, по любому предмету. Это самостоятельная (в парах, группах) работа по преобразованию информации по новому материалу: учитель на выбор дает форму переработки материала учебника (таблица, кластер, алгоритм). В начале работы предлагается пошаговая инструкция к работе с материалом учебника, например:
- определи, что будете изучать («ЧТО»);
- определи цель изучения данного материала («ЗАЧЕМ?»);
- определись со способом работы («КАК» будете изучать): составишь таблицу, кластер, алгоритм);
- переработай материал учебника выбранным тобой способом так, чтобы он был понятен другим ученикам, построй высказывание — рассуждение (тезис-аргумент — примеры, факты — вывод);
- выполни практическую работу, производя рассуждение по выбранному тобой способу;
- найди для себя ассоциации для лучшего запоминания нового материала;
- защити свой выбор (способ) изучения и переработки материала учебника (по просьбе учителя расскажи новый материал по своим наработкам, объясни свой выбор способа переработки нового материала, убеди товарищей в его целесообразности);
- оцени свою работу с точки зрения ответа на вопрос: как легко и быстро твой способ дает возможность понять, запомнить и применить изученное правило на практике.
Такая форма работы над изучением нового материала показывает, что те дети, которые в системе ее выполняют, через несколько занятий легко с ней справляются: быстро «схватывают» суть проблемы, находят пути ее решения. В дальнейшем они сами предлагают возможные вопросы по теме, быстро определяются со способом переработки предложенной информации, легко ориентируются в решении практических задач, могут аргументировано защитить свое мнение, свою точку зрения, легко ориентируются в материале. Они могут, образно говоря, весь новый материал по любому предмету «разложить по полочкам», а затем собрать из нужных «частей» информацию по любому вопросу и дать аргументированный ответ. Таким образом, практически решается задача формирования у обучающихся качеств коммуникативной компетенции: сообщить, убедить, воздействовать — в зависимости от конкретной цели общения.
Следующим этапом деятельности по теме является предложение попытки самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания по алгоритму с использованием выбранной формы переработки материала учебника. Материал для применения новых знаний усложняется, даются слова с разными приставками. Ученик должен выбрать те слова, которые соответствуют изученному правилу. Работа также может осуществляться индивидуально, в парах, в группе. Для облегчения «узнавания» нужного для анализа материала и упорядочения нового процесса работы предлагаем инструкцию:
1. Определи, что дано, проговори вслух товарищу по группе (слова с разными приставками и без приставок);
2. Определи, что нужно сделать, проговори вслух, разъясни товарищу по группе (выписать слова с приставками на З-С, распределив их в два столбика);
3. Сделай задание, используя алгоритм рассуждения, убеди товарища по группе в правильности своего хода рассуждения;
4. Сравни с ответами соседа по группе, классу, обменяйся мнением с товарищем по группе (паре).
5. Если есть недочеты, выясни, почему они случились, что не учел, что пропустил.
6. Сделай еще одну подобную работу, соблюдая шаги алгоритма, убедись в правильности сделанной работы.
Данная форма работы (самостоятельное изучение нового материала) дает возможность ученикам обсуждать между собой ход работы, предлагать и аргументировано отстаивать свое мнение сначала в группе, а затем перед классом, перерабатывать материал для осуществления задуманного. Те учащиеся, которые в силу своих способностей не могут делать такую работу, все-таки участвуют в обучении тем, что видят, как это делают другие, и это служит мотивацией для дальнейшего движения вперед.
Таким образом, формируя черты коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, учитель формирует важные для развития личности умения понятно и аргументировано строить высказывание в любой области образования, а этим он выполняет главную задачу школы и образования в целом, которые определены в виде универсальных учебных действий, в том числе, коммуникативных.
Литература:
1. Абрамова С. В. Работаем по новым стандартам. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.- М.: Просвещение, 2014.-174 с.
2. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.- 156 с.
3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2010. — 186 с.
4. Строганова Л. Н. Системно–деятельностный подход в формировании коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка основной школы [Электронный ресурс], — с. Соленоозерное, 2014. — Режим доступа: http://doc4web.ru/russkiy-yazik/sistemnodeyatelnostniy-podhod-v-formirovanii-kommunikativnoy-kom.html
5. Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.- Уфа, 2010.- 210 с.