В данной статье анализируется возможности и перспективы профессионального роста современной молодежи. Профессиональная мобильность интерпретирована через синтез педагогики, психологии социологии.
Ключевые слова:профессиональная мобильность, профессиональные компетенции, профессиональный рост, ценности, педагогика, психология.
На современном этапе становления и развития российского общества приоритетной задачей образования является модернизация процесса профессионального становления личности.
В 1927 году П. Сорокин опубликовал работу «Social Mobility, its forms and fluctuation», в которой отметил: «Социальная мобильность — любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Есть два основного типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная» [1].
По мнению П. Сорокина, горизонтальная социальная мобильность предполагает переход индивида из одной семьи в другую. Вертикальная социальная мобильность — перемещение человека из одного социального пласта в другой. Ученый заложил основы понимания феномена социальной, а затем и профессиональной мобильности. И на современном этапе общественного развития ряд исследователей находят корреляцию между социальной и профессиональной мобильностью и рассматривают профессиональную мобильность более узким понятием, по сравнению с социальной [1, c. 373].
Мы разделяем точку зрения Л. В. Горгоновой, Ю. Ю. Дворецкой, Т. И. Заславской, А. К. Марковой в том, что мобильность — это механизм, позволяющий личности адаптироваться в меняющихся социальных реалиях.
Сегодня акцентировалось основное противоречие системы образования — быстрый темп приращения знаний в социуме и ограниченные возможности их усвоения отдельно взятым индивидом. Это обстоятельство инициирует педагогическую теорию уйти от абсолютного идеала (всестороннее развитие личности) и перейти к новому идеалу — всеобъемлющему развитию способностей и социальной зрелости человека. Эти качества можно трактовать как ведущие субъективные предпосылки успешного осуществления определенного вида деятельности и условия профессиональной мобильности, так как они, хотя непосредственно не сводятся к имеющимся у человека компетенциям, но обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
В 70-х годах ХХ века профессиональная мобильность рассматривалась с точки зрения технических специальностей и определялась как способность рабочего к мобильной смене заданий, рабочих мест, узких специальностей в рамках освоенной профессии. В дальнейшем ученые пришли к выводу о том, что необходимо дифференцировать понятия «профессиональная мобильность», «производственные знания» и «компетентности», необходимые и для других классов профессий («человек-человек», «человек-общество» и др.).
Таким образом, постепенно дефиниция «профессиональная мобильность» приобрела более сложную структуру [2].
Социальные требования в России, возникновение новых экономических отношений детерминировали значительные модификации в сознании, психике и мотивационной сфере личности, значительной части страт, особенно молодежи. Без развитой профессиональной мобильности специалист не сможет расти профессионально.
Профессиональная мобильность — это способность и готовность личности мобильно и успешно овладеть новой технологией, приобрести новые компетенции, которые обеспечат эффективность новой профессиональной деятельности.
Профессиональная мобильность — это внутренняя уверенность и свобода личности, развитое креативное мышление.
Мы солидарны с исследователями Дьяченко М. И. Кондыбович Л. А., определяющих профессиональную мобильность как высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой интегрированных профессиональных приемов и умения их эффективно применять [3].
Зарубежные исследователи (Д. Мартекс, А. Шелтон) делают акцент на качестве квалификации, готовящие специалиста к возможному освоению новых направлений в рамках профессий и считают, что они составляют основу формирования профессиональной мобильности [2].
Современное российское общество нуждается в специалистах, способных гибко и мобильно адаптироваться ко всем инновациям и успешно ориентироваться в меняющихся условиях социальной, витальной и профессиональной среды, ориентированных на успех, способных к самостоятельному принятию решений. Нам импонирует концепция Л. Сушенцовой, утверждающая, что основой профессиональной мобильности личности является динамизм ее мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов, благодаря чему создается индивидуальное поле готовности к профессиональной мобильности [4].
Анализ феномена профессиональной мобильности раскрывает нам интегративный характер той дефиниции, в которой объединены компетенции, личностные качества, ценностно-смысловые ориентиры личности.
Обобщая результаты теоретических изысканий, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность — это интегративное качество личности, включающее в себя следующие составляющие:
- сформированную эндогенную потребность в профессиональной мобильности, предполагающей эволюцию мотиваций самообразования, а также формирование адекватных аттиподов на позитивное восприятие действительности и перемены профессии;
- общеобразовательные и профессиональные знания, компетенции — витальные, социальные и квалификации;
- способности к профессиональной мобильности, инициирующие креативное, критичное мышление личности, когнитивный интерес;
- готовность к профессиональной самоактуализации.
Пилецкая Л. С. обобщила факторы, определившие мобильность современного специалиста: лавинообразное изменение социокультурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности человека, глобализация, зависимость карьеры от образования и профессии, нестабильность на рынке труда, динамика развития рынка профессий; систематические модификации статуса многих профессий [5, c. 693].
Чрезвычайно важно, что основы профессиональной мобильности имеют свои истоки еще на этапе обучения. В этот период закладываются стереотипы профессиональной деятельности, формируется система ценностей, моделируется собственное будущее. На наш взгляд, необходимый составляющие формирования профессиональной мобильности — это постоянная работа личности над духовным, физическим и социальным развитием, перевод этого процесса в первичную потребность, формирование интереса к самоактуализации и самодетерминации.
Литература:
1. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. Серия: Мыслители ХХ века. — М.: Политиздат, 1992
2. Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. — М. 2004. http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html (дата обращения. 28.06.2015)
3. Безпалько О. В. Компоненти професійної мобільності майбутніх соціальних педагогів// Вісник психології і педагогіки. http://www.psyh.kiev.ua (дата обращения. 28.06.2015)
4. Сушенцева Л. Проблема профессиональной мобильности в контексте междисциплинарного подхода // Теория и методика профессионального образования. — № 1. — 2011. — С. 7
5. Пилецкая Л. С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 693–697.