Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 01.07.2015

Статья просмотрена: 1397 раз

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества / Л. К. Фортова, А. Ю. Кужеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 715-716. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20796/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье анализируется возможности и перспективы профессионального роста современной молодежи. Профессиональная мобильность интерпретирована через синтез педагогики, психологии социологии.

Ключевые слова:профессиональная мобильность, профессиональные компетенции, профессиональный рост, ценности, педагогика, психология.

 

На современном этапе становления и развития российского общества приоритетной задачей образования является модернизация процесса профессионального становления личности.

В 1927 году П. Сорокин опубликовал работу «Social Mobility, its forms and fluctuation», в которой отметил: «Социальная мобильность — любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Есть два основного типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная» [1].

По мнению П. Сорокина, горизонтальная социальная мобильность предполагает переход индивида из одной семьи в другую. Вертикальная социальная мобильность — перемещение человека из одного социального пласта в другой. Ученый заложил основы понимания феномена социальной, а затем и профессиональной мобильности. И на современном этапе общественного развития ряд исследователей находят корреляцию между социальной и профессиональной мобильностью и рассматривают профессиональную мобильность более узким понятием, по сравнению с социальной [1, c. 373].

Мы разделяем точку зрения Л. В. Горгоновой, Ю. Ю. Дворецкой, Т. И. Заславской, А. К. Марковой в том, что мобильность — это механизм, позволяющий личности адаптироваться в меняющихся социальных реалиях.

Сегодня акцентировалось основное противоречие системы образования — быстрый темп приращения знаний в социуме и ограниченные возможности их усвоения отдельно взятым индивидом. Это обстоятельство инициирует педагогическую теорию уйти от абсолютного идеала (всестороннее развитие личности) и перейти к новому идеалу — всеобъемлющему развитию способностей и социальной зрелости человека. Эти качества можно трактовать как ведущие субъективные предпосылки успешного осуществления определенного вида деятельности и условия профессиональной мобильности, так как они, хотя непосредственно не сводятся к имеющимся у человека компетенциям, но обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

В 70-х годах ХХ века профессиональная мобильность рассматривалась с точки зрения технических специальностей и определялась как способность рабочего к мобильной смене заданий, рабочих мест, узких специальностей в рамках освоенной профессии. В дальнейшем ученые пришли к выводу о том, что необходимо дифференцировать понятия «профессиональная мобильность», «производственные знания» и «компетентности», необходимые и для других классов профессий («человек-человек», «человек-общество» и др.).

Таким образом, постепенно дефиниция «профессиональная мобильность» приобрела более сложную структуру [2].

Социальные требования в России, возникновение новых экономических отношений детерминировали значительные модификации в сознании, психике и мотивационной сфере личности, значительной части страт, особенно молодежи. Без развитой профессиональной мобильности специалист не сможет расти профессионально.

Профессиональная мобильность — это способность и готовность личности мобильно и успешно овладеть новой технологией, приобрести новые компетенции, которые обеспечат эффективность новой профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность — это внутренняя уверенность и свобода личности, развитое креативное мышление.

Мы солидарны с исследователями Дьяченко М. И. Кондыбович Л. А., определяющих профессиональную мобильность как высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой интегрированных профессиональных приемов и умения их эффективно применять [3].

Зарубежные исследователи (Д. Мартекс, А. Шелтон) делают акцент на качестве квалификации, готовящие специалиста к возможному освоению новых направлений в рамках профессий и считают, что они составляют основу формирования профессиональной мобильности [2].

Современное российское общество нуждается в специалистах, способных гибко и мобильно адаптироваться ко всем инновациям и успешно ориентироваться в меняющихся условиях социальной, витальной и профессиональной среды, ориентированных на успех, способных к самостоятельному принятию решений. Нам импонирует концепция Л. Сушенцовой, утверждающая, что основой профессиональной мобильности личности является динамизм ее мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов, благодаря чему создается индивидуальное поле готовности к профессиональной мобильности [4].

Анализ феномена профессиональной мобильности раскрывает нам интегративный характер той дефиниции, в которой объединены компетенции, личностные качества, ценностно-смысловые ориентиры личности.

Обобщая результаты теоретических изысканий, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность — это интегративное качество личности, включающее в себя следующие составляющие:

-          сформированную эндогенную потребность в профессиональной мобильности, предполагающей эволюцию мотиваций самообразования, а также формирование адекватных аттиподов на позитивное восприятие действительности и перемены профессии;

-          общеобразовательные и профессиональные знания, компетенции — витальные, социальные и квалификации;

-          способности к профессиональной мобильности, инициирующие креативное, критичное мышление личности, когнитивный интерес;

-          готовность к профессиональной самоактуализации.

Пилецкая Л. С. обобщила факторы, определившие мобильность современного специалиста: лавинообразное изменение социокультурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности человека, глобализация, зависимость карьеры от образования и профессии, нестабильность на рынке труда, динамика развития рынка профессий; систематические модификации статуса многих профессий [5, c. 693].

Чрезвычайно важно, что основы профессиональной мобильности имеют свои истоки еще на этапе обучения. В этот период закладываются стереотипы профессиональной деятельности, формируется система ценностей, моделируется собственное будущее. На наш взгляд, необходимый составляющие формирования профессиональной мобильности — это постоянная работа личности над духовным, физическим и социальным развитием, перевод этого процесса в первичную потребность, формирование интереса к самоактуализации и самодетерминации.

 

Литература:

 

1.      Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. Серия: Мыслители ХХ века. — М.: Политиздат, 1992

2.      Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. — М. 2004. http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html (дата обращения. 28.06.2015)

3.      Безпалько О. В. Компоненти професійної мобільності майбутніх соціальних педагогів// Вісник психології і педагогіки. http://www.psyh.kiev.ua (дата обращения. 28.06.2015)

4.      Сушенцева Л. Проблема профессиональной мобильности в контексте междисциплинарного подхода // Теория и методика профессионального образования. — № 1. — 2011. — С. 7

5.      Пилецкая Л. С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 693–697.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная мобильность, компетенция, переход индивида, профессиональная деятельность, профессиональный рост, социальная мобильность.


Похожие статьи

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода.

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Трудовая мобильность среди молодежи в современной России

В статье рассматривается, анализируется явление «трудовая мобильность» как категория, изучаемая трудовым правом, особенности и причины трудовой мобильности среди молодежи, а особенно выпускников ВУЗов. Приводится позитивная и негативная сторона трудо...

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование н...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Похожие статьи

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода.

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Трудовая мобильность среди молодежи в современной России

В статье рассматривается, анализируется явление «трудовая мобильность» как категория, изучаемая трудовым правом, особенности и причины трудовой мобильности среди молодежи, а особенно выпускников ВУЗов. Приводится позитивная и негативная сторона трудо...

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование н...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Задать вопрос