В данной статье рассматривается современная ситуация на рынке банковского кредитования сельского хозяйства. Во внимание также приняты все экономические условия, в которых находится наша страна в настоящее время.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, банк, кредит, экономические условия.
Роль сельского хозяйства в экономике любой страны высока. Даже самые промышленно развитые страны вкладывают очень большие средства в развитие именно этого сектора экономики. Россия исторически является аграрной страной, поэтому сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию — основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни. В связи с этим возрастает значение этой отрасли.
Сельское хозяйство производит более 12 % процентов валового общественного продукта и свыше 15 % национального дохода России, сосредотачивает 15,7 % производственных основных фондов. Сегодня мы можем наблюдать, как сельское хозяйство постепенно выходит из затянувшегося экономического и финансового кризиса. В последние годы в аграрной политике России произошли серьезные изменения, благодаря тому, что сельское хозяйство отнесено к приоритетным отраслям.
Острый политический кризис, разразившийся в отношениях между Россией и странами Западной Европы и Северной Америки в 2014 году, и последовавшее за этим введение экономических санкций привело к значительному снижению темпов роста национальной экономики России. В связи с этим большую актуальность приобрели исследования, ориентированные на поиски путей стимулирования экономического роста в новых социально-политических условиях. [2,с.32]
В современных условиях эффективность деятельности организации во многом зависит от взаимоотношений с банковской системой, поскольку среди заемных источников финансирования важная роль принадлежит банковским кредитам. Особенно зависит от банковского кредитования сельское хозяйство, так как цикл движения денежных средств, длительный и неравномерный.
Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в стране, не могла не повлиять на состояние сельского хозяйства, происходит так называемый «санкционный рикошет». Когда Россия запрещала импортную продукцию, ожидалось замещение продукции российскими аналогами. Но все оказалось не так просто: своих семян для посева не хватает, рассаду тоже предпочтительнее закупать за границей. Ставка на импорт делается в животноводстве. В России еще не создан сегмент своих ресурсов, а достать нужные за рубежом мешают собственные санкции.
Сфера сельского хозяйства нуждается в материальны ресурсах, одним из которых является банковский кредит. Банкиры же в свою очередь боятся кредитовать сельское хозяйство, сейчас это серьезный риск. Отрасль закредитована, банкам не компенсируют ставку, в последние месяцы кредитов выдано очень мало.
Ставки, под которые банкиры готовы кредитовать сельское хозяйство, крайне высоки (от 14 % до 27 % годовых). Глава Минсельхоза Николай предоставил данные о распределении субсидий по кредитным ставкам в АПК на 2015 год. По его словам, объем поддержки из федерального бюджета по инвестиционным кредитам составит 46,6 млрд руб., в мясном скотоводстве — 4,6 млрд, в животноводстве — 32,6 млрд, в том числе 23,1 млрд. распределяется между регионами. На растениеводство приходится лишь 9,4 млрд руб. средств субсидиарной госпрограммы. [4]
Однако положенные компенсации за прошлый год (около 7–8 %) аграрии пока не получили. Более того, до сих пор не отработан механизм выплат таких компенсаций — нужно ли оплачивать возмещение через банки или напрямую аграриям.
В России кредиты сельскому хозяйству предоставляет Россельхозбанк. Этот банк при стопроцентном участии государства был специально создан для обеспечения сельхозпроизводителей деньгами. Основная клиентская база банка состоит из сельхозпредприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня, в сложившихся экономических условиях, экономические санкции коснулись и Россельхозбанка, он также как и ряд других банков, попал под ограничения.
Не так давно Европейский союз ввел секторальные санкции в отношении российского финансового сектора, что было опубликовано в официальном журнале Евросоюза. Под ограничения попали пять российских: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк. Данные санкции будут действовать один год с возможностью пересмотра через три месяца. Данным банкам и российским госкомпаниям запрещается привлечение новых займов и размещение выпусков облигаций на рынках Соединенных Штатов и Европы. [1,с.60]
Следует отметить, что под новые санкции попали те организации, государственная доля в которых составляет более 50 %. Отсюда следует, что под эти санкции попадают такие коммерческие банки как — ВТБ, государственная доля в котором составляет 60,9 %, и Россельхозбанк, который полностью состоит из долей государства, а также сюда можно отнести и один институт развития — ВЭБ доля государства в котором составляет 100 %.
Европа полагает, что санкции в отношении России не вызовут её переориентацию на азиатские финансовые площадки и развитие офшорных финансовых практик в отдельных российских регионах, в частности в Крыму, а вынудят Москву «пересмотреть свою политику в отношении Украины». Если произойдет так, что привлечение финансов на внешних рынках окажется невозможным для отечественных госкомпаний, то государству, вероятно, придется оказать госсектору финансовую помощь.
Как подсчитали в НИУ Высшей Школы Экономики, если финансовые санкции США и Евросоюза ограничатся госбанками, денежная поддержка государством госсектора может составить порядка 40 млрд. долларов. В ситуации, когда источники внешнего финансирования полностью перекроются для отечественных госкомпаний в банках США и Европы (и как следствие — невозможности перекредитоваться), объем государственной помощи может подняться до 90 млрд. долларов, что является значительной нагрузкой на финансовую «подушку безопасности» в виде золотовалютных резервов России. Если собственно государственный долг России относительно невысок и составлял на 1 июля 2015г. 51453.70 млрд. долларов (данные ЦБ), то совокупные внешние долги РФ (включая задолженность банков, корпораций и др.) оцениваются в 720,926 млрд. долларов. Это — в полтора раза больше, чем в кризисном 2008г. [1,с.63]
В современных экономических условиях, банки пересматривают долю распределения отраслей в своих кредитных портфелях. Если раньше приоритет отдавался таким отраслям как: нефтяная, металлургическая, финансовый сектор и телекоммуникации, то в настоящее время банки наращивают кредитование пищевой промышленности, сельского хозяйства, промышленности, фармацевтики, розничной торговли и IT-сферы.
Пять самых крупных банков России (ВТБ, РСХБ, Сбербанк, Группа, Альфа-банк, Газпромбанк) снижают кредитование нефтяных и финансовых отраслей и наращивают выдачу ссуд в отраслях торговли, сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Официальных комментариев от названных банков о будущих тенденциях, с учетом изменения кредитных портфелей, не было.
Кредитные организации меньших размеров, тоже придерживаются данной тенденции и открыто связывают смену приоритетов с новыми вызовами, которые стоят перед экономикой. В ответ на запретные санкции, Россия запретила ввоз импортных продовольственных товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции, из США, Европы и других западных стран, а эти страны закрыли для России финансовые рынки и поставки высокотехнологичного оборудования.
В нынешних условиях, когда действует запрет на ввоз продуктов из стран Евросоюза и США, руководители банков предложили Центробанку ввести пониженные коэффициенты риска для кредитования сельхозпроизводителей. Для банков, чем ниже коэффициент риска по кредитам, тем выше норматив достаточности капитала банков, что является показателем их финансовой устойчивости. [1,с.62]
Современный агропромышленный комплекс напрямую зависит от объемов кредитования. Сегодня это бизнес, зависящий от инвестиций, и проблема в их нехватке, особенно долгосрочных. Можно сказать, что на данный момент большая часть объектов комплекса АПК существуют за счет кредитных средств, поэтому в условиях сложившейся ситуации инициатива АСРОС более чем правильна.
Также поступило предложение об улучшении льготного кредитования сельского хозяйства. Это простой и выгодный способ развития не только для крупных сельскохозяйственных предприятий, но и для владельцев небольших подсобных хозяйств.
С 1 января 2015 года Правительством РФ в Государственную Думу внесен соответствующий законопроект — Проект Федерального закона N 607420–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
В настоящее время Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» предусматривает господдержку переработки сельхозсырья в пищевые продукты лишь при условии, что его переработку осуществляет производитель сырья. Однако из-за слабой материально-технической базы, неразвитой инфраструктуры и ряда других причин многие сельскохозяйственные производители не могут комплексно обрабатывать исходное сырье, что приводит к дополнительным потерям, снижению безопасности продуктов и т. д. [4]
Оперативно разрабатывается механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для сельхозпроизводителей. Сельскому хозяйству потребуются как краткосрочные кредиты на проведение сезонных полевых работ, так и дополнительные ресурсы на закупку кормов. Кроме того, нужны дополнительные средства на инвестиционные проекты и кредитование переработки сельскохозяйственной продукции.
В нашей стране есть два крупных банка, которые кредитуют агропромышленный комплекс — Сбербанк и Россельхозбанк, который входит в АСРОС. По данным отчетности МСФО, на конец 2014 года кредиты Сбербанка и Россельхозбанк предприятиям сельского хозяйства превышали 1,5 трлн. рублей, из них на РСХБ приходился 1 трлн. рублей. В августе меры по стимулированию кредитования предприятий АПК в условиях санкций предложил Центральный Банк и финансово-экономический блок правительства Министерства сельского хозяйства. [3]
Первая идея Минсельхоза была связана с тем, что нужно установить уровень резервов в 1 % от суммы займа по сельским кредитам, договоры по которым неоднократно продлевались в том числе из-за чрезвычайных ситуаций, но которые, по мнению банка, будут погашены. Сейчас в среднем уровень резервов по таким кредитам составляет от 1 до 20 %.
Второе, что предложил Минсельхоз — перевести земли сельхозназначения из третьей качественной категории залогового обеспечения во вторую. Залоги второй категории качества банк может продать в течение 180 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на предмет залога. Сейчас обращение взыскания на участок сельхозназначения не допускается до момента завершения на нем всех сельскохозяйственных работ. Скоро предложения Минсельхоза будут направлены в правительство.
Литература:
1. Глотова И. И., Хорольская Д. О. Проблемы кредитования сельского хозяйства в условиях экономических санкций // «Экономика и социум», № 2, 2015.
2. Курбанова О. Э. Направления совершенствования системы кредитования малого предпринимательства в сельском хозяйстве: «Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации»: материалы XI Международной научно-практической Интернет — конференции.- Ростов — н /Д., издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2015.
3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации URL http://government.ru/
4. Официальный интернет-портал Минсельхоз России [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.mcx.ru/